Черкасова Людмила Александровна,
старший воспитатель ГБДОУ детского сада № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Хафизова Рузиля Ансаровна,
методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга


Организация реверсивного краткосрочного наставничества в дошкольном образовательном учреждении


Сегодня наставничество играет важную роль в развитии системы дошкольного образования, обеспечивая передачу опыта от опытных педагогов молодым специалистам и воспитателям. Способствует профессиональному росту и развитию молодых кадров, помогает адаптироваться к условиям образовательного процесса, улучшает качество образования дошкольников.

Реверсивное наставничество, подразумевающее коммуникацию сотрудников с целью взаимной передачи знаний и опыта, совершенствования профессиональных компетенций, является одной из продуктивных моделей, реализуемых в дошкольном учреждении [1].

В детском саду № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга, в рамках пилотного проекта, была реализована модель реверсивного наставничества среди педагогов раннего возраста. Было выстроено взаимодействие опытного педагога и начинающего педагога без опыта работы по передаче опыта в области педагогики и методики дошкольного образования и в сфере ИКТ.

Реализация программы в наставнической паре осуществлялась   в течение двух лет и были достигнуты следующие результаты:

  • повышена профессиональная компетентность начинающего педагога в организации деятельности воспитанников раннего возраста; 
  • состоялось выступление наставнической пары на районном семинаре практикуме, в рамках сетевого профессионального сообщества педагогов раннего возраста;
  • опытному педагогу удалось сформировать предметно-педагогическую ИКТ-компетентность.

Опыт наших коллег оказался результативным, и мы решили его использовать в дальнейшем для работы с педагогами учреждения. Внутри педагогического коллектива всегда присутствуют темы и вопросы, вызывающие профессиональные затруднения. Педагоги в определенных направлениях образовательной деятельности имеют как прочные знания и эффективный опыт работы, так и профессиональные дефициты. А это значит, что одни и те же педагоги могли выступать как в роли наставников так и быть наставляемыми. 
Для того, чтобы повысить качество образования и компетентность коллег в дефицитных направлениях, было организовано реверсивное краткосрочное наставничество.

Цель реверсивного краткосрочного наставничества в рамках образовательного учреждения: формирование профессионального, целеустремленного педагогического коллектива.

Задачи краткосрочного реверсивного наставничества:

  • передача опыта: наставники делятся своими знаниями и опытом с менее опытными коллегами, помогая им освоить новые подходы и методики;
  • профессиональное развитие: педагоги получают возможность развивать свои профессиональные навыки и компетенции через взаимодействие с более опытными коллегами;
  • поддержка инноваций: в образовательный процесс внедряются новые образовательные технологии и подходы;
  • развитие культуры наставничества и создание благоприятной атмосферы для обмена опытом и взаимоподдержки коллег.

Реализация реверсивного краткосрочного наставничества в рамках учреждения включила в себя последовательную реализацию нескольких взаимосвязанных этапов [2]:

  1. яидентификация потребностей, посредством анкетирования «Затруднения педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО», на этом этапе осуществлялось определение ключевых направлений, в которых опытные педагоги нуждаются в обучении;
  2. выбор наставников из числа опытных педагогов, обладающих необходимыми знаниями и навыками;
  3. определение целей и задач наставничества, исходя из потребностей наставляемых педагогов;
  4. планирование деятельности: составление плана работы, включающего встречи, обсуждения, различные формы взаимодействия;
  5. проведение обучающего мероприятия для наставников «Водные понятия о наставничестве» «Эффективная коммуникация»;
  6. непосредственное проведение обучающих встреч в формате воркшопа;
  7. оценка результатов наставничества по окончанию наставнической деятельности.

Основным форматом обучающих встреч стал воркшоп, представляющий собой интерактивное мероприятие, направленное на обучение или обмен опытом в конкретной области.  В рамках мероприятий участники активно обсуждали идеи, выполняли задания, решали практические задачи. Формат воркшопа был нацелен на повышение квалификации педагогов, развитие их профессиональных навыков, знакомство с новыми методиками и технологиями.

Взаимодействия с педагогическим коллективом в формате воркшопа предполагало реализацию следующих этапов [2]:

1. Подготовительная фаза

  • определение темы и целей с ориентиром на актуальные проблемы и потребности педагогов;
  • подбор ведущего, из числа компетентных педагог в рассматриваемой области; 
  • определение участников из числа педагогов, имеющих затруднения в рассматриваемой теме;
  • подготовка материалов и оборудования.

2. Основная фаза (проведение воркшопа)

  • приветствие участников, сообщение цели и структуры мероприятия;
  • рассмотрение теоретического материала, обзор теоретической базы по теме, ответы на вопросы участников, поддержание дискуссии;
  • выполнение практических заданий участниками воркшопа под руководством наставника;
  • презентация результатов работы, обсуждение представленных решений и предложенных идей.

3. Заключительная фаза

  • предоставление обратной связи от участников встречи;
  • подведение итогов, анализ достигнутых результатов, благодарность участникам за активность и интерес к мероприятию.

На основе детального анализа результатов опроса и анкетирования коллектива учреждения были выявлены ключевые проблемы и аспекты, требующие дальнейшего исследования и обсуждения в рамках программы реверсивного наставничества в формате воркшоп:

  1. «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к искусству», педагогам удалось актуализировать и расширить свои знания в вопросах различных видов искусств, жанров изобразительного искусств, видов живописи, методики ознакомления детей дошкольного возраста с живописью.
  2. «Формирование основ здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи», позволил педагогам задуматься о состоянии собственного физического и психического здоровья, педагоги познакомились с нетрадиционными формами оздоровления дошкольников, систематизировали факторы положительно влияющие на здоровье, составили систему здоровьесберегающей деятельности для семей воспитанников.
  3. «Организация игровой деятельности воспитанников ДОУ в рамках реализации ОП ДО» педагоги актуализировали знания о принципах организации сюжетной игры, уточили какой должна быть игра детей на разных этапах дошкольного детства, раскрыли специфику педагогических воздействий по отношению к игре.

Опыт реализации реверсивного краткосрочного наставничества в детском саду № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга позволил отметить преимущества данной модели и сделать следующие выводы: 

  • наставничество осуществляется с учетом индивидуальных потребностей и запросов каждого педагога;
  • возрастает мотивация к профессиональному росту; 
  • за короткий период времени педагоги значительно повышают профессиональные навыки, устраняют профессиональные дефициты;
  • внутри образовательного учреждения создаётся сеть поддержки педагогического коллектива.

Таким образом, реверсивное краткосрочное наставничество стало эффективным инструментом повышения квалификации педагогов, способствующим улучшению качества образования, повышению профессионального уровня педагогов и оптимизации рабочих процессов в дошкольном образовательном учреждении. 

Литература:

  1. Методические рекомендации для разработки программ наставничества в рамках реализации целевой модели наставничества. Н.И. Горшков, Н.Е. Катунина. – Омск: Издательский центр КАН, 2021. 
  2. Мигунова Е.В., Жигалик М.А., Аверкин В.Н. Реверсивное наставничество в профессиональной подготовке будущих педагогов [Электронный ресурс] //Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reversivnoe-nastavnichestvo-v-professionalnoy-podgotovke-buduschih-pedagogov/viewer
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Организация реверсивного краткосрочного наставничества в дошкольном образовательном учреждении