- Подробности
- Просмотров: 21
Черкасова Людмила Александровна,
старший воспитатель ГБДОУ детского сада № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Хафизова Рузиля Ансаровна,
методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга
Организация реверсивного краткосрочного наставничества в дошкольном образовательном учреждении
Сегодня наставничество играет важную роль в развитии системы дошкольного образования, обеспечивая передачу опыта от опытных педагогов молодым специалистам и воспитателям. Способствует профессиональному росту и развитию молодых кадров, помогает адаптироваться к условиям образовательного процесса, улучшает качество образования дошкольников.
Реверсивное наставничество, подразумевающее коммуникацию сотрудников с целью взаимной передачи знаний и опыта, совершенствования профессиональных компетенций, является одной из продуктивных моделей, реализуемых в дошкольном учреждении [1].
В детском саду № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга, в рамках пилотного проекта, была реализована модель реверсивного наставничества среди педагогов раннего возраста. Было выстроено взаимодействие опытного педагога и начинающего педагога без опыта работы по передаче опыта в области педагогики и методики дошкольного образования и в сфере ИКТ.
Реализация программы в наставнической паре осуществлялась в течение двух лет и были достигнуты следующие результаты:
- повышена профессиональная компетентность начинающего педагога в организации деятельности воспитанников раннего возраста;
- состоялось выступление наставнической пары на районном семинаре практикуме, в рамках сетевого профессионального сообщества педагогов раннего возраста;
- опытному педагогу удалось сформировать предметно-педагогическую ИКТ-компетентность.
Опыт наших коллег оказался результативным, и мы решили его использовать в дальнейшем для работы с педагогами учреждения. Внутри педагогического коллектива всегда присутствуют темы и вопросы, вызывающие профессиональные затруднения. Педагоги в определенных направлениях образовательной деятельности имеют как прочные знания и эффективный опыт работы, так и профессиональные дефициты. А это значит, что одни и те же педагоги могли выступать как в роли наставников так и быть наставляемыми.
Для того, чтобы повысить качество образования и компетентность коллег в дефицитных направлениях, было организовано реверсивное краткосрочное наставничество.
Цель реверсивного краткосрочного наставничества в рамках образовательного учреждения: формирование профессионального, целеустремленного педагогического коллектива.
Задачи краткосрочного реверсивного наставничества:
- передача опыта: наставники делятся своими знаниями и опытом с менее опытными коллегами, помогая им освоить новые подходы и методики;
- профессиональное развитие: педагоги получают возможность развивать свои профессиональные навыки и компетенции через взаимодействие с более опытными коллегами;
- поддержка инноваций: в образовательный процесс внедряются новые образовательные технологии и подходы;
- развитие культуры наставничества и создание благоприятной атмосферы для обмена опытом и взаимоподдержки коллег.
Реализация реверсивного краткосрочного наставничества в рамках учреждения включила в себя последовательную реализацию нескольких взаимосвязанных этапов [2]:
- яидентификация потребностей, посредством анкетирования «Затруднения педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО», на этом этапе осуществлялось определение ключевых направлений, в которых опытные педагоги нуждаются в обучении;
- выбор наставников из числа опытных педагогов, обладающих необходимыми знаниями и навыками;
- определение целей и задач наставничества, исходя из потребностей наставляемых педагогов;
- планирование деятельности: составление плана работы, включающего встречи, обсуждения, различные формы взаимодействия;
- проведение обучающего мероприятия для наставников «Водные понятия о наставничестве» «Эффективная коммуникация»;
- непосредственное проведение обучающих встреч в формате воркшопа;
- оценка результатов наставничества по окончанию наставнической деятельности.
Основным форматом обучающих встреч стал воркшоп, представляющий собой интерактивное мероприятие, направленное на обучение или обмен опытом в конкретной области. В рамках мероприятий участники активно обсуждали идеи, выполняли задания, решали практические задачи. Формат воркшопа был нацелен на повышение квалификации педагогов, развитие их профессиональных навыков, знакомство с новыми методиками и технологиями.
Взаимодействия с педагогическим коллективом в формате воркшопа предполагало реализацию следующих этапов [2]:
1. Подготовительная фаза
- определение темы и целей с ориентиром на актуальные проблемы и потребности педагогов;
- подбор ведущего, из числа компетентных педагог в рассматриваемой области;
- определение участников из числа педагогов, имеющих затруднения в рассматриваемой теме;
- подготовка материалов и оборудования.
2. Основная фаза (проведение воркшопа)
- приветствие участников, сообщение цели и структуры мероприятия;
- рассмотрение теоретического материала, обзор теоретической базы по теме, ответы на вопросы участников, поддержание дискуссии;
- выполнение практических заданий участниками воркшопа под руководством наставника;
- презентация результатов работы, обсуждение представленных решений и предложенных идей.
3. Заключительная фаза
- предоставление обратной связи от участников встречи;
- подведение итогов, анализ достигнутых результатов, благодарность участникам за активность и интерес к мероприятию.
На основе детального анализа результатов опроса и анкетирования коллектива учреждения были выявлены ключевые проблемы и аспекты, требующие дальнейшего исследования и обсуждения в рамках программы реверсивного наставничества в формате воркшоп:
- «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к искусству», педагогам удалось актуализировать и расширить свои знания в вопросах различных видов искусств, жанров изобразительного искусств, видов живописи, методики ознакомления детей дошкольного возраста с живописью.
- «Формирование основ здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи», позволил педагогам задуматься о состоянии собственного физического и психического здоровья, педагоги познакомились с нетрадиционными формами оздоровления дошкольников, систематизировали факторы положительно влияющие на здоровье, составили систему здоровьесберегающей деятельности для семей воспитанников.
- «Организация игровой деятельности воспитанников ДОУ в рамках реализации ОП ДО» педагоги актуализировали знания о принципах организации сюжетной игры, уточили какой должна быть игра детей на разных этапах дошкольного детства, раскрыли специфику педагогических воздействий по отношению к игре.
Опыт реализации реверсивного краткосрочного наставничества в детском саду № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга позволил отметить преимущества данной модели и сделать следующие выводы:
- наставничество осуществляется с учетом индивидуальных потребностей и запросов каждого педагога;
- возрастает мотивация к профессиональному росту;
- за короткий период времени педагоги значительно повышают профессиональные навыки, устраняют профессиональные дефициты;
- внутри образовательного учреждения создаётся сеть поддержки педагогического коллектива.
Таким образом, реверсивное краткосрочное наставничество стало эффективным инструментом повышения квалификации педагогов, способствующим улучшению качества образования, повышению профессионального уровня педагогов и оптимизации рабочих процессов в дошкольном образовательном учреждении.
Литература:
- Методические рекомендации для разработки программ наставничества в рамках реализации целевой модели наставничества. Н.И. Горшков, Н.Е. Катунина. – Омск: Издательский центр КАН, 2021.
- Мигунова Е.В., Жигалик М.А., Аверкин В.Н. Реверсивное наставничество в профессиональной подготовке будущих педагогов [Электронный ресурс] //Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reversivnoe-nastavnichestvo-v-professionalnoy-podgotovke-buduschih-pedagogov/viewer