- Подробности
-
Просмотров: 19
Булатова Татьяна Георгиевна,
методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга
Таяновская Елена Викторовна,
методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга
Опыт реализации программы «Преемственность в образовании»
Преемственность – это закономерность развития, которая предполагает связь между тем, что достигнуто, и продолжает развиваться в дальнейшем.
Преемственность в образовании ставит целью обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребёнка в переходный период от дошкольного образования к школе, направленное на формирование личности воспитанника с опорой на его опыт и накопленные знания.
Ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного и начального общего образования – приоритет личностного развития ребёнка.
Помочь детям быстрее адаптироваться к новым условиям, создать комфортную атмосферу в новой для них учебной деятельности – задача не только учителя начальных классов, но и воспитателя дошкольного учреждения. Немаловажную роль при этом играют родители, которые создают положительную эмоциональную мотивацию к обучению в школе.
Как нужно организовать работу по преемственности между дошкольным учреждением и школой, чтобы она реально работала?
Мы провели анкетирование педагогов детских садов и школ по вопросам взаимодействия, анализ данных которого помог выделить основные положительные и отрицательные стороны взаимодействия (таблица 1).
Таблица 1
Положительные стороны
|
Формы взаимодействия
|
Отрицательные стороны
|
Посещение занятий в ДОУ учителями, знакомство с воспитанниками
|
Открытые занятия и уроки
|
Нет системы в работе, периодические мероприятия
|
Раннее знакомство учителя с родителями и детьми
|
Мастер-классы, круглые столы, конференции, МО педагогов
|
Нет единых требований и подходов в программе дошкольного и начального общего образования
|
Адаптационный период проходит быстро и безболезненно
|
Совместные игры, выставки, праздники
|
Недостаточно специалистов (психологов и логопедов) в ОУ
|
Положительное отношение к школе, понимание требований ОУ к будущим первоклассникам
|
Экскурсии в школу, выставки рисунков школьников в ДОУ
|
Резкий переход от игровой деятельности к учебной
|
Повышение психологической готовности воспитанников к обучению в школе
|
Психологические и коммуникативные тренинги
|
Преждевременное обучение базовым знаниям в ДОУ, которые потом дублируются и входят в программу 1‑го класса
|
Личные беседы учителя с воспитателями ДОУ
|
Совместное планирование мероприятий педагогов ДОУ и ОУ
|
Рекомендуют школу психологически не готовым детям. Неосведомлённость родителей о коррекционной школе
|
Итоги анкетирования показывают результативность и важность совместной деятельности педагогов ДОУ и ОУ Петродворцового района по Программе «Преемственность в образовании» (диаграмма 1, диаграмма 2).
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Одной из основных проблем, которую озвучили как педагоги дошкольных учреждений, так и учителя начальных классов, ‒ это необходимость создания в детском саду и школе службы сопровождения обучающегося с особыми образовательными потребностями и его родителей: занятия с педагогами-психологами, учителями-логопедами; организация психолого-педагогического просвещения родителей и оказание психологической помощи в осознании семейных и социальных ресурсов.
Учитывая проблемные зоны, с которыми сталкиваются педагоги детского сада и учителя начальных классов, а именно увеличение количества обучающихся разных категорий детей (целевых групп), в том числе с особыми образовательными потребностями, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), детей с миграционной историей, изменилось содержание совместных мероприятий. Возникла необходимость выстраивания диалога с позиции взаимопомощи друг другу. И здесь речь идет не о преемственности образовательных достижений каждого отдельно обучающегося и сформированности основ универсальных учебных действий на этапе завершения дошкольного образования, а о преемственности профессионального сопровождения ребенка с трудностями в обучении, его социальной адаптации, когда учитель на 1 сентября знает и понимает, какой обучающийся к нему придет и какие приемы, формы работы применить в ходе учебного процесса.
Взаимодействие педагогов ДОУ и учителей начальных классов на протяжении последних лет принимает более устойчивый характер: выигрывают все, получая опыт взаимодействия через сетевое содружество, совместные семинары, конференции, организацию экскурсий в детский сад или в школу, совместные коллективные дела (экологические акции, праздники, концерты, совместные проекты).
Существуют определенные традиционные мероприятия, например:
-
Панорама открытых уроков в 1 классах для воспитателей ГБДОУ;
-
Панорама открытых занятий в подготовительных к школе группах для учителей начальных классов.
Однако, наиболее значимыми событиями стали:
-
районный семинар «Преемственность в формировании основ функциональной грамотности у старших дошкольников и младших школьников»;
-
районная педагогическая конференция «Преемственность в образовании: сопровождение одаренных детей в детском саду и начальной школе»;
-
семинар «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях групп общеразвивающего вида»;
-
семинар для педагогов ОУ и ДОУ, работающих с воспитанниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья «Современные подходы и технологии в обучении детей с ОВЗ».
Содержательный компонент вышеперечисленных встреч помог осознать пути соприкосновения на разных уровнях образования с обучающимися целевых групп. Профессиональный диалог на этих событиях позволил не только увидеть опыт взаимодействия отдельных учреждений Петродворцового района, но и наладить адресные контакты, разработать совместный гибкий план действий, организовать сетевое профессиональное сообщество педагогов ДОУ, ОУ, ЦППМСЦ «Доверие», заинтересованных в работе по преемственности.
Безусловно, эта деятельность отражается на формировании личности каждого ребенка, развитии его индивидуальных возможностей, бесшовной коррекции проблемных зон. Особую поддержку при этом ощущают родители, для которых организованы консультации, в том числе индивидуальные, просветительские мероприятия и встречи по индивидуальному запросу.
Установление единства взглядов, форм, подходов на образовательный и воспитательный процессы в дошкольном учреждении, школе, выработка единых целей, задач, путей достижения результатов, создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса как в детском саду, так и в школе – все направлено на получение нового образовательного результата: становление и развитие личности ребенка.