- Подробности
- Просмотров: 1505
Миронова Римма Николаевна,
преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ школы № 430
Опыт организации проектной деятельности учащихся в рамках курса ОБЖ
[Скачать]
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в современной школе является включение обучающихся в проектную деятельность. Проектная деятельность способствует развитию личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Примером такого подхода в обучении детей может служить реализация школьного проекта по экономии и эффективному использованию энергоресурсов в рамках курса ОБЖ.
Данный проект является социальным и по содержанию метапредметным. Вопросы экономии энергоресурсов с каждым годом становятся все актуальнее. Их значимость связана, прежде всего, с экономическими и экологическими проблемами. Уникальность школьного проекта по экономии и эффективному использованию энергоресурсов в том, что он рассматривает экономические и экологические вопросы в тесной взаимосвязи. Ограниченность запасов энергоресурсов и их расточительное использование приводит к необратимым последствиям техногенного воздействия энергетического сектора на окружающую среду. Чтобы предотвратить данное негативное воздействие на окружающую среду, международное сообщество выработало ряд приоритетов новой энергетической политики в соответствии с принципами устойчивого экологически безопасного социально-экономического развития.
Какая роль в новой энергетической политике отводится образованию? Цель образования помощь учащимся развить такие знания, умения и ценности, которые позволят им принимать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты [1]. Стараясь развить у учащихся бережное отношение к энергии, мы влияем на изменение их поведения. Целью проекта по экономии и эффективному использованию энергоресурсов является привлечение учащихся школы к деятельности по сокращению потребления электроэнергии и рациональному использованию воды. Над данным проектом в нашей школе работал 9 класс. Работа над проектом продолжалась два года. Действие школьного проекта было направлено на устранения причин, по которым происходило нерациональное использование воды и электроэнергии в школе.
Школьный проект по экономии и эффективному использованию энергоресурсов ставил перед собой цель изменить отношение детей к использованию природных ресурсов посредством развития у них качества различения. Для реализации данного школьного проекта была разработана организационная структура, которая включала в себя: энергетический школьный совет, школьный энергетический комитет, школьную энергетическую инспекцию. Управляющим органом школьного проекта являлся энергетический школьный совет, в который входили: директор школы, заместитель директора школы по административно-хозяйственной части и куратор школьного проекта. Школьный энергетический комитет состоял из трех учащихся 9 класса. Они были лидерами данного проекта.
Целью создания данного органа являлась устойчивая реализация этапов проекта. Возглавляла школьный энергетический совет куратор школьного проекта преподаватель- организатор ОБЖ. В состав школьного энергетического комитета входили координаторы по трем областям деятельности школьного проекта: реклама, мониторинг и по организации деятельности школьной энергетической инспекции. Школьная энергетическая инспекция состояла из учащихся 9 класса. Школьная энергетическая инспекция осуществляла контроль за эффективным использованием энергоресурсов в школе, издавала информационный лист, где отражались результаты экономии и эффективного использования энергоресурсов в школе. Учащиеся 9 класса осуществляли ежедневное инспектирование, целью которого являлось наблюдение за бережным использованием воды и электроэнергии в школе.
Реализация школьного проекта по экономии и эффективному использованию энергоресурсов осуществлялась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Задачами подготовительного этапа школьного проекта являлись: формирование энергетического совет школы, определение состава школьного энергетического комитета, утверждение плана действия школьного проекта, поиск названия и эмблемы проекта, разработка календарно- тематического плана реализации проекта и формирование школьной энергетической инспекции. Школьный энергетический комитет дал название школьному проекту по экономии и эффективному использованию энергоресурсов - «Живая энергия» и разработал эмблему школьного проекта.
Задачи основного этапа школьного проекта включали в себя: распространение информации о действии школьного проекта среди учащихся школы и педагогического коллектива; изучение уровня представления учащихся о проблемах связанных с энергопотреблением, распространение рекламы по сбережению воды и электроэнергии среди учащихся школы; определение способов сокращения потребления воды и электроэнергии в школе, а так же устранение «утечек» воды и электроэнергии; проведение ежедневного инспектирования использования воды и электроэнергии с целью рационального их применения; создание плакатов и стенда по экономии и эффективному использованию; проведение общешкольных мероприятий по пропаганде эффективного использования энергоресурсов; проведение занятия с учащимися начальной школы связанных с проблемой энергосбережения; проведение мониторинга, распространение информации о результатах энергосбережения в информационном листке.
Учащиеся 9 класса провели опрос школьников с 5 по 11 классы с целью выявления отношения учащихся к эффективному использованию энергоресурсов. Результаты опроса и анкетирования школьников показали, что 42% обучающихся детей не экономно используют электроэнергию в школе. А 56% учащихся школы считают экономию электроэнергии очень важной задачей. Школьный комитет совместно с членами школьной энергетической инспекции разработали стратегию «внезапной» рекламной компании. В течение первого месяца действия проекта дети сделали плакаты, о которых знала только администрация школы. Все плакаты были помещены в классных кабинетах и на стенде у столовой одновременно после уроков, когда учащихся не было в школе. Утром для детей старт школьного проекта стал сюрпризом.
Курьезным моментом явилось то, что дети с 5 по 11 классы запомнили только одно правило: «Уходя, выключайте свет». Плакаты с этим правилом находились над выключателями в каждом кабинете, но в холлах висели другие плакаты: «Включайте свет только в темное время суток». На следующее утро школа погрузилась во тьму. Дети выключили свет в холлах сразу же после 1-го звонка, когда они вошли в класс и учителя, которые не успели зайти в кабинеты, оказались в темноте, но ни у кого из них не поднялась рука включить свет, ведь дети экономят электроэнергию.
Подобная ситуация повторялась 2 недели, но в результате этого дети и учителя стали выключать свет в холлах сразу после звонка, а утром после 2-го звонка. Так спонтанно проявилась основная причина «утечки» электроэнергии в школе, которая была быстро устранена учащимися. Но на учащихся начальной школы плакаты не произвели никакого впечатления. На удивление всех, они их вообще не стали читать. Поэтому в темноту погрузился только этаж «старшей школы». Тогда школьная энергетическая инспекция решила познакомить детей с новыми героями: искоркой и капелькой. Они придумали о них историю, сделали презентацию, которую показали в каждом классе начальной школы и подарили им плакаты.
Лидерами школьного проекта было проведено 12 уроков по правильному использованию энергоресурсов в начальной школе. Учащимся 1-4 классов новые герои очень понравились, они с ними подружились, и стали их беречь. Дети даже напоминали учителям о них, если те забывали выключать свет в классных кабинетах. Чтобы эффективно использовать энергоресурсы, необходим постоянный поиск их экономии.
Данный процесс связан с нахождением причинно-следственных связей, а это в свою очередь развивает у детей стремление к поиску знаний. Такая практика научила школьников совершать анализ своих поступков и сформировала у них хорошие привычки.
В результате действия школьного проекта в школе произошла значительная экономия электроэнергии, воды и денег. За период действия школьного проекта были использованы следующие формы работы с учащимися: словесные формы (уроки, доклады, рефераты, слайд-шоу); практические формы (конкурс рисунков по экологии); наглядные формы (оформление стендов, плакатов, слайд-шоу).
Задачи заключительного этапа школьного проекта включали в себя: подведение итогов деятельности школьного проекта, иллюстрация успехов в сбережении воды и электроэнергии в школе, планирование способов дальнейшего развития школьного проекта. На третьем этапе действия школьного проекта, члены энергетического комитета провели опрос 210 учащихся школы (5-11 классы). В результате этого опроса было выявлено, что 95% учащихся школы стали не только экономно относиться к использованию воды и электроэнергии в школе, но и в своих квартирах.
Итоги экспериментальной части проекта показали, что у учащихся, учителей и других сотрудников школы изменилось отношение к использованию энергоресурсов. Это изменение основано на развитии у них качества различение, которое способствовало изменению их привычек по отношению к использованию электроэнергии и воды. Данная выработанная привычка помогла устранить пустую трату электроэнергии и «утечек» воды. Экономное и эффективное использование энергоресурсов стало традицией школы, ее «визитной карточкой». Это показывает положительный результат деятельности школьного проекта по экономии и эффективному использованию энергоресурсов.
Литература
1. Жевлакова М.А. и др.Ресурсосбережение в школе. СПБ АСЭКО - Санкт-Петербург, 2002.