- Подробности
- Просмотров: 1694
Дорофеева Наталья Федоровна
учитель информатики ГБОУ Петергофская гимназия императора Александра II
Опыт использования средств информатизации в образовательном процессе (сервис learningapps.org, блог)
Аннотация
Одним из требований Федерального государственного стандарта второго поколения к метапредметным результатам обучающихся, которые освоили основную образовательную программу, является формирование и развитие учебной общепользовательской компетентности в области использования ИКТ как инструмента для развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Немаловажная роль в этом процессе отводится предмету «информатика».
Статья
На уроках информатики мне приходится организовывать учебно-познавательную деятельность учащихся так, чтобы им стали интересны информационные ресурсы, которые раздвигают горизонты познания, дают новую полезную информацию: например, возможность познакомиться с жизнью в других странах, их историей, с их природными условиями и т.д.
Ученик для успешного образования и в первую очередь самообразования, должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых можно считать информационную компетенцию.
Обучающиеся с одной стороны - хотят по окончании получить практический конкретный результат, а с другой стороны – у них не развито умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию, то есть они не обладают информационной компетентностью.
Поэтому, мы полагаем, что использование различных средств информатизации может решить данную проблему. Для развития коммуникативных умений учащихся основной школы с нашей точки зрения эффективными и интересными являются активные методы обучения. Благодаря активным методам обучения учащиеся разрабатывают свои собственные стратегии поведения и вырабатывают свои стили профессиональной деятельности. У них формируется чувство коллективной ответственности за свою деятельность [4].
Федеральный портал Российского образования определяет активные методы обучения, как методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы [5].
Всё большее распространение получают игровые методы обучения (учебные, деловые), методы тренинга, дискуссионные методы.
На уроках информатики есть все возможности применять активные методы обучения с применением информационных технологий.
Рассмотрим более подробно образовательный сервис сети Интернет http://learningapps.org/, который я использую на уроках информатики.
Этот сервис позволяет создать интерактивные приложения и задания (рисунок 1).
Сервис learningapps.org
В данном сервисе уже много заданий и готовых упражнений, но есть возможность создавать свои упражнения.
Можно выделить положительные и отрицательные черты сервиса learningapps.org.
Положительные черты: возможность обмена интерактивными заданиями, дружественный интерфейс, быстрота создания интерактивного задания, моментальная проверка правильности выполнения упражнения, возможно встраивать задания на HTML- страницу.
Отрицательные черты: сервис частично переведён на русский язык, требует подключения к Интернету, в шаблонах к упражнениям встречаются ошибки, которые невозможно самостоятельно исправить.
Таким образом, можно сказать, что минусы есть, но они не значительные.
На уроках информатики я применяю любой вид упражнения, как при изучении нового материала, так и для закрепления уже пройденного.
Приведу пример урока по информатике «Передача информации. Как передавали информацию в прошлом», изучаемый в 5 классе. Упражнение было разработано как закрепление уже пройденного материала.
Викторина, где необходимо ответить на предложенные вопросы, в случае неправильного ответа ученик имеет возможность увидеть правильный (http://LearningApps.org/view1147734).
Таким образом, информационные технологии в образовательном процессе способствуют повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.
Применяя сервис learningapps.org у учащихся повышается активность на уроке, все задействованы в образовательном процессе, каждый ученик вкладывает свои знания и умения.
Другой сервис сети Интернет, который я использую на своих уроках - это блог. Он позволяет посетителю напрямую общаться с автором и другими посетителями, высказывать своё мнение, предлагать информацию, уточнять, поправлять, добавлять…, т.е. активно участвовать в наполнении этого сайта и общаться [2]. По моему мнению, это один из удобных способов поиска, размещения и оперативного обмена информацией.
Образовательный блог предоставляет учителю следующие возможности[1]:
• ученикам предоставляются рекомендации по изучению тех или иных тем;
• просмотр видеоуроков, учебных видеофильмов с лекциями;
• в Интернете обмен ссылками на полезными ресурсы;
• обмен гаджетами с различными функциями;
• работа с одарёнными детьми;
• методическая копилка учителя.
Что даёт блог учащимся:
• расширение информационного пространства;
• повышение мотивации изучения новых технологий;
• материалы для занятий в режиме on-line;
• дополнительная информация для творческого развития;
• коллективная работа в on-line (в учреждении и дома).
Мной подготовлены блоги: http://qwertylike35.blogspot.ru/ и http://fgosinformatika.blogspot.ru/.
Первый предназначен для учащихся с 8 по 11 класс, изучающих или повторяющих при подготовке к ЕГЭ по информатике тему «Системы счисления». На нём представлены страницы, на которых даётся анализ заданий, традиционных по ЕГЭ на эту тему; методические рекомендации для учащихся; литература и информационные ресурсы, а так же возможность задать вопрос учителю и получить на него ответ.
Блог «Системы счисления»
Второй блог предназначен в помощь учителям – коллегам, он называется «ФГОС по информатике в основной школе». В нём я делюсь своими методическими разработками, которые, я надеюсь, будут им полезными при подготовке уроков.
Блог «ФГОС по информатике в основной школе»
Перед учителем блоги дают большие возможности для организации образовательного процесса и профессионального роста и открывают новую информационную среду.
Таким образом, одна из современных педагогических задач – сделать блог рабочим инструментом учителей и включить этот инструмент в учебную практику.
Литература
1. Курвитс Марина. Виды образовательных блогов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://blognauroke.blogspot.com/2009/09/blog-post_4811.html.
2. Половникова Ольга. Кое-что о блогах, классификация блогов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://statiami.com/s/internet/koe-chto-o-blogah.php.
3. Рождественская Людмила. Образовательный блог – введение в тему. Виртуальный мастер – класс «Я веду образовательный блог». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.google.com/present/view?id=dmx8xc4_2244gxmcc3f8.
4. Солодянкина О.В. Социализация личности в процессе практико-ориентированного обучения [Текст] / О.В. Солодянкина// Вестник ИжГТУ.-2006.-№2.
5. Федеральный портал. Российское образование [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru.