Зацепин Евгений Сергеевич,

учитель ГБОУ школы № 602 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Общее третье в сочинительной конструкции
на уроках развития речи

 
 
На уроках развития речи мы стараемся выработать навыки грамотного и согласованного построения текстов различной направленности. Рассматриваем уместность использования различных синтаксических конструкций в той или иной ситуации. Иногда забывая о вещах, казалось бы, лежащих на поверхности для восприятия.  Однако, не каждый ученик может превратить свои мысли во внятный устный ответ или логически правильно построенный текст. Поэтому нужно начинать прививать «ощущение правильного написания текста» с простых вещей. И через них уже углубляться в практический материал, который поможет обучающимся структурировать свою речь, как письменную, так и устную.
Одной из тем, которые стоит освещать на этих уроках, является общее третье. Осознанное владение учениками этим понятием приведет к снижению лексических повторов и позволит разнообразить текст, не раздувая его объем.
Общее третье в сочинительной конструкции – то, перед чем равноправны связанные союзом (или бессоюзно) однородные члены или другие равноправные компоненты.
Общих третьих для равноправных компонентов бывает несколько. Кроме общего элемента и обобщающего элемента, Е. Ф. Троицкий выделил и описал еще и общую картину. Здесь же нужно упомянуть, что анализу с морфологической стороны и структурному анализу могут быть подвержены только общий и обобщающий элементы, так как они вербально выражены, а что касается общей картины – она вербально не выражается [Троицкий, 2009г. с. 131].
Понятие об обобщающих и общих элементах важны для понимания сочинительных конструкций, потому что сочинительные конструкции – это конструкции, где есть равноправие компонентов. А равноправные компоненты так называются, потому что одинаково относятся к общему для них третьему.
Обобщающими элементами бывают слова, словосочетания, предложения. Обобщающие слова определяют так: сочинительный ряд с соединительными или разделительными отношениями может сопровождаться обобщающими словами, обозначающими понятие, которое является родовым либо общим по отношению к понятиям, названным членами ряда. Обычно это местоименные формы и существительные, реже – другие знаменательные слова. [Лекант, Гольцова, 1996, с. 360] Например:
И деревья, и трава, и цветы – все дышало свежестью. 
В реке плавают рыбы: щука, судак, окунь.
Стоял дед, стояла мать, стояла сестра – все родственники стояли.
Общим элементом (общим членом) называют любой отрезок текста, вступающий в двойные связи или допускающий сочинительное сокращение, например:
Старый вариант и новый вариант.
Старый и новый варианты. 
Также термин общий элемент можно представить как отрезок текста, состоящий из одного слова, словосочетания в предложении с однородными членами или часть сложного предложения общую для однородных членов и (или) для нескольких равноправных частей сложного предложения.
Общий элемент имеет некоторые морфологические и структурные особенности, такие как: принадлежность его или стержневого слова в нем к частям речи, наличие в составе общего элемента одного слова, словосочетания или части сложного предложения.
В литературе намного чаще встречается термин общий член предложения или общий член. Надо заметить, что понятие общий член более уместно, когда в качестве общего третьего выступает одно слово, например:
Дети пели и плясали.
Если смотреть на понятие общий член шире, то станет понятно, что компонент сочинительной конструкции не всегда ограничен рамками одного члена предложения; он может являться также частью члена предложения, может служить частью сложного предложения, а может и не быть членом предложения. Термины общие слова и общие словосочетания [Пешковский, 2001, с. 59] также не полностью отражают все случаи употребления общих элементов.
См. примеры соответственно:
Коля писал и рисовал.
Здесь общим элементом является одно слово, слово Коля.
Таня начала работать и выступать перед зрителями.
В этом случае общий элемент выражен словом начала. Это часть составного глагольного сказуемого (см.: Таня начала работать; Таня начала выступать перед зрителями).
Учащиеся боятся, что преподаватель будет спрашивать домашнее задание, и что они получат двойки.
В этом примере общим элементом является учащиеся боятся. Это часть сложного предложения (см.: учащиеся боятся, что преподаватель будет спрашивать домашнее задание; учащиеся боятся, что они получат двойки).
Дети, собирайте и сдавайте металлолом!
Общий элемент здесь дети. В качестве общего элемента используется обращение, а обращение не является членом предложения (см.: дети, собирайте металлолом; дети, сдавайте металлолом).
Общая картина – компонент сочинительной конструкции, который не имеет специального вербального называния, однако формируется в соответствии со значением союза, а также с учетом содержаний равноправных компонентов [Троицкий, 2003 с. 13].
Общая картина бывает трех типов. Первый - утвердительная картина, когда все, что называют равноправные компоненты, существует в общей картине. Например:
Карандаши и ручки лежат на столе.
Сирень и гладиолусы вкусно пахнут.
В зоопарке живут пингвины и тигры.
В каждом предложении говорящий описывает картину, в которой одновременно лежат карандаши и ручки, вкусно пахнут гладиолусы и сирень, в зоопарке живут пингвины и тигры. Нет никаких сомнений в существовании хотя бы одного из названных равноправными компонентами фрагментов общей картины.
Второй тип общей картины называют утвердительно – отрицательной. В ней существует только один фрагмент. Например:
Летают не самолеты, а вертолеты.
Вкусно пахли не цветы, а французские духи.
В клетках сидели не попугаи, а канарейки.
В этом случае описывается картина, в которой отрицается существование одного факта, но при этом подчеркивается существование другого. Так, летают именно вертолеты, а вкусно пахли духи, и в клетках сидели канарейки.
Третий тип – это картина незавершенного выбора. В ней говорящий не знает, что существует, а что не существует. Например:
Летает не то тополиный пух, не то пыль.
На лугу росли не то васильки, не то ромашки.
Эдуард окончил школу не то в две тысячи восьмом году, не то в две тысячи девятом.
Из приведенных примеров невозможно понять: что летает, что растет на лугу, и когда Эдуард окончил школу. 
Таким образом, разъяснив ученикам материал, связанный с категорией общего третьего, мы поможем им овладеть приемами логически верного изложения информации.
 
Список литературы:
1) Лекант, П.А. Гольцова, Н.Г.  Жуков В.П. и др. Современный русский литературный язык. – М.: Высшая школа, 1996г. - 462 с.
2) Пешковский А.М. Русский Синтаксис в научном освещении. –  М.: Языки славянских культур, 2001г. 545 с.
3) Троицкий. Е.Ф.  Сочинительная конструкция: термины для описания общего третьего. // Шестые Поливановские чтения» Ч.2. - Смоленск: СГПУ, 2003г. – с. 9 16.
4) Троицкий Е.Ф.  Двусторонность компонентов сочинительной конструкции (к словарю терминов).//На холмах смоленских: материалы первого областного краеведческого фестиваля (Смоленск; 10-11 декабря 2008г.). - Смоленск: СмолГУ, 2009г. – с.127-134.
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Общее третье в сочинительной конструкции на уроках развития речи