Юрьева Наталья Владимировна,

методист ГБУ дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Петродворцового района Санкт-Петербурга

Образовательная технология
«Учебная фирма»

Стратегическая цель государственной политики в области образования − повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
В основу новых образовательных стандартов для школы легла Стратегия развития нашей страны до 2020 года, которая определяет новую цель образования: «Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России». 
Компетентность как результат образования – это «спровоцированный» опыт, который создается в рамках класса или аудитории. Наиболее эффективным способом формирования компетенций является помещение учащихся в реальную трудовую среду, что и происходит при применении образовательной технологии «Учебная фирма».
Образовательная технология «Учебная фирма» (англ. practice firm, training firm) — активная форма обучения школьников, студентов, и слушателей практической деятельности на предприятии. 
Учебная фирма – модель предприятия, созданная на базе образовательного учреждения, в которой реальная ситуация имитируется с образовательными целями. В настоящее время в 42 странах работают более 7500 учебных фирм. 
С введением ФГОС стало понятно, что данная технология отвечает требованиям новых стандартов: личностным, метапредметным и предметным.
Основной целью реализации образовательной технологии «Учебная фирма» на всех ступенях образования является развитие у обучающихся профессиональных и базовых компетенций, которые повышают его конкурентоспособность на рынке труда и способствуют развитию его творческого потенциала и индивидуальных способностей. Базовые компетенции, которые может сформировать данная образовательная технология:
1. Самоорганизация деятельности:
• планирование и организация собственной работы;
• управление временем;
• контроль и анализ своей деятельности;
• профессиональное самоопределение, личностное развитие.
2. Социальная компетентность:
• навыки делового общения со сверстниками и взрослыми;
• умение формулировать, аргументировать, отстаивать своё мнение и уважать мнение других;
• умение работать в команде, брать на себя ответственность;
• умение разрешать конфликтные ситуации.
3. ИКТ - компетентность.
4. Предпринимательская компетентность.
Процесс обучения строится таким образом, что учащиеся начинают активно использовать знания и умения, полученные в ходе обучения различным предметам. Занимаясь в учебной фирме, обучающиеся приобретают умения самостоятельно определять цели, самостоятельно планировать пути достижения целей, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. А также овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора.
Учебная фирма может быть создана на разных ступенях образования: общеобразовательной школы, лицея, гимназии; учреждений среднего профессионального образования; учреждений высшего профессионального образования; в учреждениях, осуществляющих переподготовку кадров.
В хорошо организованной учебной фирме за сравнительно короткое время учащиеся могут приобрести или закрепить теоретические знания, навыки профессиональной деятельности и социально-значимые (ключевые) навыки.
В учебной фирме изменяются роли участников образовательного процесса. Учащийся становится активным участником образовательного процесса. Реализуется принцип ориентированного на учащегося обучения.
Педагог имеет большие возможности для использования активных методов обучения, таких как ролевая игра, работа в группах, мозговой штурм.
Учащиеся имеют возможности получить знания и навыки от базового уровня до требований образовательного стандарта, а особо одаренные могут выполнять задания повышенной сложности, повышая свой уровень до аналитического.
Почему фирма называется учебная? Здесь сосуществуют реальность и виртуальность. Реальным являются участники сделок, сфера деятельности, рыночные цены, рабочие места, техническая инфраструктура, документооборот, маркетинговая политика, финансовая дисциплина, коммуникации, внутренняя и внешняя среда. А виртуальными остаются деньги, товары и услуги. 
Работа в учебной фирме проходит по нескольким этапам.
• Рождение бизнес идеи
• Выбор формы организации бизнеса
• Создание учредительных документов и регистрация
• Разработка фирменного стиля
• Создание организационной структуры фирмы и должностных инструкций
• Открытие счетов в банке
• Составление сметы расходов, бизнес-плана
• Получение субсидии в ФПП, кредита в банка
• Заключение договора аренды
• Осуществление коммерческой деятельности
• Участие в ярмарках Сети учебных фирм. 
Говоря о сетевой модели, хочется подчеркнуть ее преимущества, которые заключаются в различных внешних контактах учебной фирмы. Руководство школы принимает решение об открытии учебной фирмы в образовательном учреждении. Учителя-предметники могут оказать неоценимую помощь в работе учебной фирмы. В органах управления образованием проходит лицензирование образовательная программа по курсу «Учебная фирма». Другие образовательные учреждения могут быть полезны в совместной работе (организация ярмарок, конференций, консультаций). Родители учащихся, имеющие опыт работы могут консультировать сотрудников учебной фирмы по различным специальностям.
В чем преимущества технологии «Учебная фирма»? Для учащихся это профессиональные навыки и компетенции, социальные компетенции, ИКТ-компетенции, предпринимательские компетенции. Преимущества для педагога − профессиональный рост, личностное развитие, баллы к аттестации. Для образовательного учреждения − реализация требований ФГОС, улучшение имиджа, социальное партнёрство, сетевое взаимодействие.
На базе кафедры инновационных образовательных технологий Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования образована сеть учебных фирм «Делая, познаю!». В настоящий момент в ней работают 17 учебных фирм из 12 образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Образовательная технология «Учебная фирма» точно реализует задачи современного образования, где результатом освоения образовательных программ становятся общекультурные и профессиональные компетенции выпускников, повышающие их конкурентоспособность на рынке труда.
 
Литература
1. Стратегия развития России до 2020 года
2. Инновации в профессиональном образовании и обучении. Образовательная технология «Учебная фирма»: Пособие для преподавателей /под редакцией Завгородней А.В., Борисовой Г.В., Архангельской С.В. – СПб.: Изд-во ООО «Полиграф – С», 2004. – 224с.
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Образовательная технология «Учебная фирма»