- Подробности
-
Просмотров: 785
Соломина Лада Юрьевна, методист,
Рябоконь Наталья Юрьевна, педагог-психолог
Калашникова Ольга Васильевна, педагог-психолог
ГБУ ДО ЦППМСП Петродворцового района Санкт-Петербурга «Доверие»
Обеспечение профессионального здоровья помогающих специалистов в образовательной организации: актуальные вопросы и практический опыт ЦППМСП
Современные исследователи профессиональной деятельности отмечают интенсивное возрастание нагрузок на нервную систему и психику человека в сфере труда. «Информацион¬ный бум», ускорение ритма деятельности, негативная динамика межличностных отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки) – эти и другие особенности современной жизни при¬водят к эмоциональному напряжению, которое становится од¬ним из факторов развития различных заболеваний.
Профессиональная деятельность педагога – одна из самых напряженных и стрессогенных, и здоровье специалистов этого профиля закономерно вызывает особенные опасения [1; 3].
Профессия педагога, как свидетельствуют данные исследований в сфере физиологии и психологии труда, по своему негативному влиянию на физическое и психическое здоровье человека уступает только профессиям шахтера, хирурга, пилота гражданской авиации и полицейского [2]. Выявлено, что до 80% педагогов большую часть времени пребывают в состоянии повышенной тревоги [3]; это приводит к апатии, пессимизму, профессиональному выгоранию, снижению эффективности образовательного процесса [1; 4; 5].
В итоге, как профессиональ¬ная группа, учительство отличается крайне низкими показателя¬ми физического и психического здоровья; например, у трети школьных учителей показа¬тель степени социальной адаптации равен этому показателю у больных неврозами или ниже, чем у них [2].
Учитывая актуальность проблемы, начаты научные междисциплинарные исследования, выявляющие специ¬фику здоровья–нездоровья педагогов, определены факторы, условия, средства и способы сохранения и восстановления профессионального здо¬ровья учителей и других специалистов системы образования (педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования).
Одна из ключевых здесь – проблема профилактики профессиональных деформаций, которую необходимо решать комплексно, в процессе психологического сопровождения всех участников образовательного процесса.
Основной инструмент педагога – это его личность. И если этот инструмент «портится», то закономерно ожидать появления деформаций учебно-воспитательного процесса, а, в конечном счете, и деформаций личности обучающихся. Поэтому важной задачей педагогов-психологов образовательных организаций является психологическое сопровождение профилактики профессиональной деформации личности педагога на разных стадиях профессионального развития и организация комплекса мер по профилактике собственного (педагога-психолога) эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального/профессионального выгорания является разновидностью профессиональных педагогических деформаций и относится к группе психических деформаций, наряду с психосоматическими заболеваниями, невротическими проявлениями, астенизацией и аддиктивностью (появлением зависимостей). Он проявляется в виде физического и эмоционального истощения, сопровождается развитием отрицательной самооценки, отрицательного отношения к профессиональной деятельности, утратой понимания и сочувствия по отношению к тем, с кем специалист работает, кому призван помогать.
Эмоциональное выгорание, как процесс длительный и многофакторный, возникает под воздействием продолжительных профессиональных стрессоров и на начальных стадиях имеет неосознаваемый характер. Выгоранию подвержены педагоги, слишком включенные в свою работу, самоотверженно отдающие ей эмоции, знания, значительную часть своей жизни.
В ежедневной работе педагога-психолога деформирующие факторы неразрывно связаны со спецификой профессиональной деятельности, поэтому устранение их часто бывает затруднительно. С другой стороны, принятие профилактических мер возможно только при рефлексии педагогами присущих им деформационных тенденций и при наличии стремления к самоизменению.
Таким образом, в организации процесса профилактики эмоционального выгорания, противодействия дальнейшим профессионально-педагогическим деформациям существует ряд сложностей.
Одной из сложностей является отсутствие сильной заинтересованности со стороны участников образовательного процесса в проведении подобных мероприятий. Многие педагоги проявляют пассивность, нежелание что-либо менять, демонстрируют сопротивление. Однако часто это не их вина, а один из симптомов выгорания специалиста. Кроме того, накопленный педагогом профессиональный опыт, включая и деформационные изменения, субъективно воспринимается им как неотчуждаемый позитивный опыт. Соответственно, на бессознательном уровне для них это – угроза позитивному образу «Я». Поэтому зачастую при проведении «профилактических работ» педагоги склонны к пассивной или даже оборонительной реакции.
Другая сложность – это незаметность профессионального выгорания, создающая впечатление отсутствия проблемы. Очевидными для окружающих эти проявления становятся, только уже будучи достаточно жесткими.
Следует отметить, что на организационном уровне профилактика профессиональных деформаций кадрового состава нередко еще не рассматривается как одна из важных проблем. Хотя, конечно, любой руководитель заинтересован в том, чтобы его подчиненные были максимально эффективными.
Сложность и комплексный характер рассмотренных проблем с очевидностью свидетельствуют, что оставлять заботу о психологическом здоровье, о профилактике профессионального выгорания полностью на «самостоятельную работу» педагогам нецелесообразно. Необходимы организованные, целенаправленные усилия группы специалистов внутри образовательного учреждения – поддерживаемые администрацией, психологически обоснованные и последовательные. При этом – предполагающие не только перечень конкретных мероприятий, но и создание в учреждении особой мотивирующей атмосферы.
Опыт работы такого рода получен в ЦППМСП «Доверие» (далее – Центр). Адресат – помогающие специалисты Центра: педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальный педагог.
Мы полагаем, что проведенная работа может рассматриваться как реализация пилотажного инновационного проекта, в ходе выполнения Программы развития Центра на период до 2020 года.
Как на личностном уровне, так и на уровне образовательной организации, работа была ориентирована на развитие профессиональной мотивации педагогов в сфере сбережения здоровья, формирование у них стремления и умения сознательно, ответственно и активно осуществлять индивидуализированные меры по сохранению и развитию своего физического и психологического здоровья.
Достижению этой цели способствовало решение таких задач, как:
- формирование у педагогов общей культуры сохранения здоровья;
- развитие мотивации и самодисциплины в сфере профилактики профессиональных деформаций;
- обучение педагогов навыкам поддержания и развития здоровья;
- создание условий для раскрытия творческого потенциала педагогов в области сохранения физического и психического здоровья.
Проект предполагал реализацию комплекса мероприятий для постепенного включения педагогов Центра в повседневную физическую и психоэмоциональную оздоравливающую активность. Он обеспечивал встраивание оздоровительных приемов и мероприятий в рабочий и жизненный график, быт педагога; позволял освоить эмоционально-стабилизирующие, физические, дыхательные, релаксационные упражнения, эффективные и простые, пригодные для ежедневного использования при минимальных затратах времени.
Поэтапная реализация проекта включала следующие шаги.
- Создание, на добровольных началах, группы участников реализации проекта. Для этого всем специалистам Центра было направлено электронное информационно-побуждающее письмо и проведено организационное, мотивирующее собрание потенциальных участников.
- Реализация разработанного курса обучающих, оздоровительных занятий в течение 5-ти месяцев – 5 очных занятий, с рассылкой их видеозаписи, затем самостоятельное воспроизведение и закрепление.
- Проведение комплекса ежедневной производственной гимнастики для присутствующих в Центре и предоставление видеозаписи и текста с описанием упражнений всем участникам.
- Предоставление тематического пакета материалов для самостоятельного изучения участниками – подборки физических, дыхательных, релаксационных, эмоционально-стабилизирующих упражнений, информационных текстов, презентаций и т.п. по профилактике профессионального выгорания, формированию навыков самооздоровления, формированию культуры сохранения здоровья педагогов.
- Ведение каждым участником специально разработанного Рабочего блокнота «Мое здоровье», позволяющего: повысить осознанность собственных действий и усилий для сбережения здоровья и восполнения ресурсов; регулярно регистрировать свое участие; осуществлять рефлексивную деятельность и предоставлять «обратную связь» для дальнейшего анализа и обобщения результатов участия в проекте; формулировать предложения по организации и содержанию здоровьесберегающих мероприятий.
- Проведение тематического заседания РМО педагогов-психологов по противодействию эмоциональному выгоранию, с практическим освоением ряда профилактических и коррекционно-развивающих упражнений.
- Проведение занятий Балинтовской группы педагогов-психологов Центра – доверительное поддерживающее специализированное профессиональное общение.
- Обеспечение возможности супервизии, индивидуальных взаимных консультаций специалистов для разрешения затруднений, возникающих в профессиональной деятельности и личностном развитии.
- Организация сплачивающих событий в коллективе (День психолога, День логопеда, тренинг креативности – Новый год и др.), способствующих творческому самовыражению и дружескому взаимодействию.
- Обеспечение возможностей для отдыха, релаксации сотрудников в Сенсорной комнате Центра.
- Дополнительные физкультурные занятия для желающих 1 раз в неделю.
- Анализ и обобщение результатов реализации проекта на основе материалов Рабочего блокнота участника, оценка эффективности.
- Представление результатов педагогическому сообществу, распространение опыта.
Подчеркнем, что обязательным условием реализации проекта является видеозапись всех обучающих, оздоровительных занятий и комплекса производственной гимнастики, с регулярной рассылкой видеоматериалов участникам для последовательного освоения и циклового выполнения в течение всего периода работы.
В реализации проекта от его начала до завершения приняли участие 15 специалистов Центра, все женщины.
Анализ материалов из Рабочих блокнотов позволил сделать выводы об особенностях понимания педагогами здорового образа жизни (ЗОЖ), о сформированных умениях в этой сфере, об индивидуальных задачах и достижениях, о результативности работы по группе участников, в целом.
Так, сформированность умений реализовать ЗОЖ имела в начале работы, по общегрупповым данным, следующую иерархию. Наиболее сформированные умения:
1 место в рейтинге: «Я воздерживаюсь от злоупотребления алкоголем»; «Я воздерживаюсь от курения»; «Мне удается соблюдать морально-этические нормы в отношениях с людьми».
2 место: «Я умею получать удовлетворение от работы»; «Я умею поддерживать хорошие отношения с коллегами»; «Я умею регулировать время пребывания у компьютера, ТВ, телефона и других гаджетов»; «Я регулярно провожу время с семьей, умею заботиться о близких людях».
3 место: «Я умею заботиться о своей внешности».
4 место: «Я умею любить и чувствовать себя любимой».
5 место: «Я регулярно прохожу профилактические медицинские осмотры и всегда выполняю рекомендации врачей, которым доверяю»; «Я сохраняю чувство свободы и независимости».
Наименее сформированные умения распределились таким образом:
15 место в рейтинге: «Я соблюдаю оптимальный режим труда и отдыха; Я регулярно занимаюсь спортом».
16 место: «Я умею создать себе условия, при которых могу иметь достаточно денег для поддержания своего здоровья в должной форме».
17 место: «Я способна сохранять свое физическое здоровье настолько успешно, чтобы без труда сдать нормы ГТО для своей возрастной группы».
18 место: «Я соблюдаю режим питания».
19 место: «Я делаю зарядку».
Исходя из анализа собственных умений в сфере реализации ЗОЖ, участники проекта формулировали наиболее актуальные индивидуальные задачи и прослеживали успешность их решения к моменту завершения проекта (Таблица 1).
Таблица 1
Наиболее частые поставленные задачи и их выполнение
Умение
|
Пункт
выполнен
|
В
динамике
|
Пункт
не выполнен
|
Сколько человек ставили себе данную задачу
|
Самые частые (80% участников, 67% участников)
|
Я соблюдаю режим питания
|
0
|
11
|
1
|
12
|
Я делаю зарядку
|
4
|
3
|
3
|
10
|
Место в рейтинге – 2 (47% участников)
|
Я умею не волноваться, не расстраиваться по пустякам
|
1
|
4
|
2
|
7
|
Я соблюдаю оптимальный режим труда и отдыха
|
0
|
5
|
2
|
7
|
Я регулярно употребляю витамины
|
5
|
1
|
1
|
7
|
Я умею создать себе возможность полноценно восстанавливать свои силы
|
1
|
6
|
0
|
7
|
Я умею использовать процедуры закаливания, фитопроцедуры, баню, массаж и т.п. для поддержания здоровья в хорошей форме
|
3
|
3
|
1
|
7
|
Место в рейтинге – 3 (40% участников)
|
Я регулярно занимаюсь спортом
|
2
|
4
|
0
|
6
|
Я регулярно путешествую
|
0
|
3
|
3
|
6
|
Я умею создать себе условия, при которых могу иметь достаточно денег для поддержания своего здоровья в должной форме
|
1
|
4
|
1
|
6
|
Я способна сохранять свое физическое здоровье настолько успешно, чтобы без труда сдать нормы ГТО для своей возрастной группы
|
0
|
3
|
3
|
6
|
Место в рейтинге – 4 (33% участников)
|
Я чередую физический и умственный труд
|
0
|
4
|
1
|
5
|
Я регулярно занимаюсь творчеством, имею хобби
|
2
|
0
|
3
|
5
|
Я умею быть хозяйкой своего времени
|
1
|
4
|
0
|
5
|
Я умею освободить в своем графике время для того, чтобы иметь возможность оставаться наедине с собой
|
3
|
1
|
1
|
5
|
Я знаю о таких оздоровительных методах, как релаксация и медитация, и умею их использовать
|
1
|
2
|
2
|
5
|
Я умею находить время в своем недельном графике для пеших прогулок на свежем воздухе
|
1
|
3
|
1
|
5
|
Согласно полученным данным, наиболее актуальными задачами своей оздоровительной активности педагоги считали соблюдение режима питания и установление привычки делать регулярно зарядку, а также – создание возможностей для эмоциональной стабильности, установления оптимального режима труда и отдыха, для использования различных позитивных расслабляющих методов.
При выполнении рефлексивных заданий участники, в числе прочего, оценивали, насколько они были готовы приложить усилия к самооздоровлению, и насколько успешно смогли осуществить это намерение (по 10-балльной шкале). Соотношение выраженности намерения и реальное выполнение задач по оздоровлению оказалось таковым:
- 40% – это 6 человек из 15-ти – приложили больше усилий, чем намеревались;
- 20% – 3 человека из 15-ти – сохранили высокий уровень готовности к достижениям в сфере самооздоровления;
- 7% – 1 человек – достиг гораздо меньше, чем намеревался (субъективные обстоятельства – беременность);
- 33% – 5 человек, высоко оценивавших свою готовность (8-10 баллов), отмечают реальные достижения несколько ниже, чем планировалось (на 1-2 единицы).
Таким образом, и готовность решать задачи здоровьесбережения, и итоговые результаты довольно высоки.
На Рисунке 1 отражена результативность (на основании самооценок участников) реализации проекта, по 12-ти выработанным параметрам: общее физическое самочувствие; активность; преобладающее настроение; желание и силы заниматься трудовой деятельностью; гармонизация телесного и душевного состояний (умею справляться со стрессом); вес (изменения в программе питания и удовлетворенность показателями веса); состояние нервной системы; психологическое состояние; отношение к своему здоровью; временные затраты на реализацию ЗОЖ; коммуникативная активность; мировоззрение: принимаю жизнь вот всех ее проявлениях, адаптируюсь к обстоятельствам без вреда для здоровья.
Рисунок 1
Средние значения самооценки параметров здоровья
до и после реализации проекта
Сравнение средних значений по параметрам самооценки здоровья до реализации проекта и по его завершении дает представление о характере и выраженности произошедших сдвигов.
Наиболее выраженная позитивная динамика обнаружена по показателям:
- активность,
- отношение к своему здоровью,
- преобладающее настроение,
- временные затраты на реализацию ЗОЖ.
Наименее выраженная позитивная динамика – по показателям:
- желание трудиться,
- коммуникативная активность,
- состояние нервной системы,
- психологическое состояние.
Учитывая небольшую длительность проекта, результаты вполне обоснованы: более глубинные характеристики субъекта и личности менее динамичны.
Интересные результаты были получены при анализе рисунков «Изображение самочувствия» на разных этапах реализации проекта (каждый участник рисовал 3 рисунка – по одному в начале, середине и конце периода реализации проекта). Оказалось, что в изменении состояния и мотивации у разных людей наблюдаются разнонаправленные тенденции: снижение тревоги и усиление мотивации достижения результатов; усиление тревоги и снижение мотивации достижения результатов.
В ситуации расшатывания стереотипов и попытки изменения привычного образа жизни часть людей в группе проявляют достаточную гибкость, открытость, терпение и готовность следовать намеченному курсу, преодолевать препятствия.
Для части коллег ситуация оказалась слишком напряженной, что заставило их неосознанно включить защитные механизмы, вследствие чего возбуждение и тревога к концу эксперимента несколько усилились, а мотивация – снизилась. Вероятно, эти участники переоценили свои силы и, столкнувшись с трудностями, неосознанно стремились уменьшить когнитивный диссонанс.
В целом, основные выводы по итогам пилотажного проекта дают информацию для формулирования задач дальнейшей работы:
- каждый из участников осознал свои личностные мотиваторы на первом этапе работы по самооздоровлению. Следовательно, подобные проекты создают необходимые условия для развития мотивации к ЗОЖ;
- необходимость регулярного ведения «Рабочего блокнота участника», с одной стороны, дисциплинирует и мотивирует к систематической работе, а с другой стороны, вызывает у некоторых участников дополнительное напряжение. Следовательно, в дальнейшем необходимо расширить репертуар мотивирующих воздействий и сделать их более индивидуализированными в отношении разных типов участников;
- усилению мотивации способствует то, что: предложенные упражнения и техники встроены в привычный ритм жизни и требуют минимальных затрат времени и усилий; весь комплект необходимых обучающих и информационных материалов собран в единый пакет, структурирован и содержит богатый визуальный материал (видеозаписи); навыки самооздоровления возможно формировать не только в ходе целевой, специализированной работы, но и с помощью различных форм профессиональной деятельности и взаимодействия специалистов.
Информация о реализации проекта и наиболее результативные практические наработки были представлены на Петербургском международном образовательном форуме 2018. В деловую программу форума был включен научно-практический семинар «Профессиональное здоровье специалистов помогающих профессий в образовании. Обсуждение современных подходов и презентация эффективных практик сохранения профессионального здоровья педагогов».
Рассмотренный в данной статье материал был развернуто представлен в форме открытого занятия на секции 3 «Развитие профессиональной мотивации в сфере сохранения здоровья у педагогов ЦППМСП и обучение навыкам самооздоровления». Участники работы секции проявили яркий интерес, активно обсуждали предложенный материал, осваивали практические упражнения, выражали свои мнения по поводу содержания Рабочего блокнота участника проекта как основного инструмента рефлексии и оценки результатов. В анкетах «обратной связи» педагоги, по предложенной схеме, выполнили оценку открытого занятия, результат представлен в Таблице 2.
Таблица 2
Результаты оценки участниками работы секции 3
Открытое занятие «Развитие профессиональной мотивации в сфере сохранения здоровья у педагогов ЦППМСП и обучение навыкам самооздоровления»
Параметры оценки
|
Номер
секции
|
Среднее значение
по пяти секциям
|
3
|
Удовлетворенность работой на секции
3 – полностью удовлетворен, 2 – в основном, 1 – частично, 0 – не удовлетворен
|
Содержание материала
|
3,0
|
3,0
|
Методика проведения
|
2,83
|
2,9
|
Работа ведущих
|
3,0
|
3,0
|
Оценка эффективности занятия, тренинга, практикума
5 – очень высокий уровень,
4 – высокий уровень,
3 – средний уровень,
2 – ниже среднего уровня,
1 – низкий уровень,
0 – очень низкий уровень
|
Полезность
|
4,67
|
4,7
|
Новизна
|
4,5
|
4,6
|
Возможность применения на практике
|
4,83
|
4,6
|
Актуальность представленного материала
|
5,0
|
4,9
|
Активность участников
|
4,83
|
4,8
|
Личная заинтересованность в работе
|
4,67
|
4,7
|
Работа по обучению и побуждению специалистов помогающих профессий в образовании к здоровьесбережению, реализованная в ЦППМСП «Доверие» как пилотажный инновационный проект, является, на наш взгляд, результативной и требует продолжения.
Литература:
1. Багнетова, Е.А. Профессиональные риски педагогической среды / Е.А. Багнетова, Е.Р. Шарифуллина // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-1. – С. 27-31.
2. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М.: Академия, 2004.
3. Проблемы психического здоровья и профессиональной дезадаптации учителей средних школ / А. В. Осницкий // Проблемы психического здоровья и адаптации личности: научное издание. – СПб.: Санкт-Петербургская медицинская академия постдипломного образования, 2004. – С .199-250.
4. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005.
5. Цибульникова, В.Е. Здоровьесберегающие технологии в управлении педагогическим коллективом: учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. Е. Цибульникова; под общ. ред. Е.А. Левановой. – М.: МПГУ, 2016.