- Подробности
- Просмотров: 22
Кушнер Ирина Анатольевна,
методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга
Обеспечение качества аналитической деятельности образовательных организаций при проведении самообследования
Самообследование – ключевой инструмент внутренней оценки деятельности образовательной организации. Оно направленно на обеспечение прозрачности, повышение качества образования и соответствие установленным стандартам.
В соответствии с требованиями отчет о результатах самообследования должен быть структурирован, содержать анализ по установленным показателям, размещаться на сайте и обеспечивать открытость информации для всех заинтересованных лиц [1], [2], [3].
Методистами ИМЦ Петродворцового района систематически проводится проверка отчетов о результатах самообследования общеобразовательных организаций, размещённых на официальных сайтах. В ходе анализа выявляются типичные ошибки в подготовке и представлении информации, что служит основанием для организации содержательной работы, обеспечивающей качества аналитической деятельности образовательных организаций при проведении самообследования.
Методистами установлено, что некоторые образовательные организации нарушают сроки размещения отчета о результатах самообследования (до 20 апреля текущего года) [2]. Зафиксированы случаи отсутствия отчёта на официальном сайте, что является прямым нарушением действующих требований.
Часто встречаются ошибки в оформлении титульного листа: отсутствуют подписи ответственных лиц, печати, указаны некорректные даты рассмотрения / принятия / утверждения. Данные процедуры четко регламентированы [2], и их соблюдение обязательно.
В «Отчет о результатах самообследования» некоторые образовательные организации включают информацию, которая не является целостной и логически последовательной. Например, в разделе «Кадровое обеспечение» могут быть указаны только отдельные показатели (численность педагогических работников, уровень образования), но отсутствуют ключевые сведения: квалификация, участие в профессиональном развитии, наличие наград, публикаций. Нормативно закреплено требование раскрытия этих данных, однако степень детализации не регламентирована [3]. В результате информация представляется разрозненно: одни и те же таблицы могут дублироваться в разных частях отчета, а текстовые блоки не связаны между собой логически. Это затрудняет комплексную оценку кадрового потенциала школы и снижает информативность документа.
Недостаточная информативность наблюдается и в части анализа трудоустройства выпускников. Приказ Минобрнауки России предусматривает оценку востребованности выпускников, однако конкретные показатели и формы анализа не определены. В этой связи рекомендуется включать в отчет сведения о поступлении выпускников в образовательные организации следующего уровня, а также, по возможности, анализировать их дальнейшее трудоустройство.
Зачастую в отчетах образовательные организации предоставляют неполные сведения о результатах государственной итоговой аттестации, единого государственного экзамена и без сравнительного анализа с данными предыдущих учебных годов. Надо отметить, что нормативные документы определяют перечень обязательных сведений, но публикация развернутого анализа не является строго обязательной. Но тем не менее, включение в отчет динамики показателей за несколько лет позволит более объективно оценить результаты деятельности образовательной организации.
В части материально-технического обеспечения образовательные организации, как правило, ограничиваются перечислением наличия библиотек, спортивных залов, компьютерных классов, не указывая сведения о площади, техническом состоянии оборудования, наличии специальных условий для детей с ОВЗ и доступности цифровых ресурсов. Публикация подобных данных может повысить информативность документа и уровень доверия к образовательной организации.
Во многих отчетах наблюдается формальный, поверхностных подход к раскрытию сведений по таким важным разделам, как внеурочная деятельность и внутренняя система оценки качества образования. В частности, внеурочная деятельность зачастую отображается лишь в виде перечня реализуемых программ, без указания охвата учащихся, эффективности этих программ и их влияния на развитие компетенций. Аналогично, сведения о внутренней системе оценки качества образования ограничиваются только упоминанием ее наличия, без конкретных данных о проведённых мониторингах, результатах и принимаемых мерах по совершенствованию образовательного процесса. Подобный подход в отчетах не позволяет сформировать объективную картину деятельности образовательной организации.
Таким образом, анализ отчетов о результатах самообследования» образовательных организаций Петродворцового района выявил ряд типичных ошибок, связанных с нарушением структуры, недостаточной полнотой и детализацией информации, а также несоблюдением сроков размещения и оформления документов.
Для повышения качества самообследования и уровня открытости образовательных организаций рекомендуется:
- строго соблюдать требования действующих нормативных документов к структуре и содержанию «Отчета о результатах самообследования», своевременно размещать его на официальном сайте образовательной организации;
- по возможности расширять перечень раскрываемых сведений, ориентируясь на лучшие практики и интересы участников образовательных отношений;
- рекомендуется включать в отчет анализ охвата обучающихся внеурочной деятельностью, эффективности реализуемых программ и их влияния на развитие компетенций, а также более подробно раскрывать сведения о внутренней системе оценки качества образования;
- включать в отчет сведения о результатах анкетирования участников образовательного процесса (родителей, обучающихся, выпускников, работодателей) как дополнительную меру повышения открытости и доверия к образовательной организации;
- при описании трудоустройства выпускников и востребованности образовательных программ рекомендуется, если есть возможность, приводить данные о поступлении выпускников и анализ соответствия образовательных программ требованиям рынка труда;
- в разделе о материально-техническом обеспечении, помимо обязательных сведений, по возможности указывать данные о площади, техническом состоянии оборудования, наличии специальных условий для детей с ОВЗ и доступности цифровых ресурсов, что повысит прозрачность и информативность отчета;
- при раскрытии информации о результатах ГИА и ЕГЭ, а также других итоговых оценочных процедур, рекомендуется представлять динамику показателей за несколько лет, что позволит более объективно оценить результаты деятельности образовательной организации.
В заключение важно отметить, что системная методическая поддержка и регулярный анализ содержания отчетов о результатах самообследования» позволяют образовательным организациям не только своевременно устранять формальные недочеты, но и видеть точки роста для дальнейшего развития. Использование отчета не только как обязательного документа, но и как инструмента самоанализа и планирования, способствует формированию культуры открытости, объективной самооценки и повышению качества образовательного процесса в школах района.
Список источников
- Пункт 3 часть 2 статья 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»
- Приложения № 2 к приказу Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»