Князева Анастасия Михайловна, 

учитель английского языка ГБОУ лицея № 419
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других видов контроля  на уроках английского языка

 
Проблема объективности оценки знаний обучающихся возникает при любом тестировании. Программы по многим предметам предусматривают данный вид контроля, и учителя довольно часто его используют. Поэтому данная статья будет актуальна для всех педагогов, которые отдают предпочтение этому виду контроля знаний на своих уроках.
Сразу оговоримся, что в этой статье мы будем учитывать специфику преподавания своего предмета – иностранного языка. Тестирование используется в УМК Spotlight в качестве промежуточного вида контроля (по окончании каждого модуля, то есть примерно раз в месяц), а также в качестве итогового вида контроля (то есть в конце года) [1]. 
При преподавании английского языка проблема объективности оценки знаний при тестировании возникает по нескольким причинам:
невозможность оценить коммуникативный компонент (разговорную речь) обучающихся, т.к. при данной форме контроля знаний не предусмотрено говорение [2];
наличие уже готовых ответов (в тестовых заданиях, как правило, предлагаются варианты ответа) [2];
доступность тестовых буклетов УМК Spotlight в сети интернет: обучающийся может дома пройти тест, выписать на шпаргалку правильные ответы, наконец, заучить ответы своего варианта.
Кроме того, можно отметить, что глубина проблемы объективности оценки знаний учащихся меняется в зависимости от возраста обучающихся. В связи с этим, мы рассматриваем отдельно две возрастные категории: со второго по четвертый и с пятого по одиннадцатый классы. Это, на наш взгляд, целесообразно в связи с тем, что решение проблемы во многом зависит от возраста обучающихся.
Итак, как же решается проблема объективности оценки при тестировании в начальной школе?
В этой возрастной группе самое большое значение имеет наличие готовых ответов. С одной стороны, это упрощает выполнение теста, а хорошая оценка в свою очередь повышает мотивацию обучающегося. Но с другой стороны, создаётся некая лотерея. Даже не имея представления, о чём идёт речь в задании, ребёнок «методом пробы» может дать правильный ответ [3]. Чтобы исключить это, детям даётся возможность ознакомиться с правилом по той или иной теме, записать его в тетрадь, отработать это правило на уроке (вместе с учителем и самостоятельно), а потом и дома. Обучающимся в обязательном порядке предлагается на уроке проверить свои знания по правилу в любой подходящей форме, кроме тестирования (речь идёт о различного рода упражнениях, устных и письменных) [3]. 
Кроме того, для этой возрастной группы имеет большое значение невозможность проверить уровень разговорной речи. В начальной школе разговорная речь обучающихся на иностранном языке только формируется. Ребята узнают пока простые фразы, касающиеся этикета, личных пристрастий, семьи и животных. Контроль знаний этого компонента происходит на уроках, каждый из которых обязательно содержит различные формы заданий, стимулирующих развитие речи [1].
Таким образом, объективности оценки в начальной школе можно добиться за счёт различных видов текущего контроля, а урок подготовки к контрольному тестированию можно полностью использовать для оценки разговорной речи.
Что же касается обучающихся второй возрастной группы, то здесь мы видим те же проблемы. Но пути их решения можно усовершенствовать. Например, сохранить объективность оценки можно за счет добавления в тест открытых вопросов вместо вопросов с готовыми ответами.
Когда учитель имеет дело с группой обучающихся более старшего возраста, он сталкивается с еще одной большой трудностью. Это общедоступность промежуточных и итоговых тестов УМК Spotlight в сети интернет. И чем старше обучающиеся, тем эта проблема стоит острее. Возможность перед уроком взять из сети задания предстоящего теста и пройти его заранее дома ‒ самому, с родителями или с репетитором ‒ значительно снижает объективность такого тестирования. Кроме того, доступны в сети не только сами тесты, но и ответы к ним, которые дети часто просто заучивают, и воспроизводят на уроке. Учителя используют различные приемы, чтобы сохранить объективность оценки. Например, заменяют вопросы теста аналогичными, или же совмещают первую часть одного варианта со второй частью другого, или же меняют варианты обучающимся.
Педагоги также учитывают возможность подбирать наиболее подходящие дополнительные задания УМК Spotlight в качестве тестовых [4]. Эти дополнительные задания не так широко распространены в интернете, их довольно много. Обучающемуся будет проблематично предсказать, какие из заданий выберет учитель для контроля, и подготовиться к тесту заранее. Если педагог составит контрольную работу из дополнительных упражнений, то тест из тестового буклета Spotlight можно будет использовать для тренировки перед контрольной работой, или в качестве домашнего задания на повторение. Считаем, что составление теста на основе дополнительных упражнений ‒ это оптимальный способ решения проблемы. Ведь если дети заранее будут знать, что им будет предложена контрольная работа не из буклета, и что увидеть текст этой работы заранее будет невозможно, то они будут качественнее готовиться к такому тесту.
Таким образом, недостатки тестирования как вида контроля знаний обучающихся могут компенсироваться способами, которые мы перечислили выше. Изучение проблемы объективности тестирования знаний обучающихся именно на уроках английского языка имеет мощный педагогический потенциал. Её решение должно способствовать разработке заданий в таких формах, которые наиболее полно охватывали бы пройденный материал и при этом исключали бы возможность случайного выбора обучающимися верных ответов.
 
Литература
1. Н.И.Быкова, М.Д.Поспелова, Д.Дули, В.Эванс, «Английский в фокусе» («Spotlight») 4 класс. Книга для учителя. // old.prosv.ru. URL: http://old.prosv.ru/umk/spotlight/info (дата обращения: 20.11.2017).
2. Аванесов В.С., «Проблема объективности педагогических измерений» // testolog.narod.ru. URL: http://testolog.narod.ru/Theory34.html (дата обращения: 20.11.2017).
3. Тимаева В.С., «Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися» // открытыйурок.рф. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/500954/ (дата обращения: 20.11.2017).
4. Дополнительные упражнения для учебников УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") // old.prosv.ru. URL: http://old.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=16446 (дата обращения: 20.11.2017). 
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других видов контроля на уроках английского языка