- Подробности
-
Просмотров: 309
Серова Наталья Васильевна,
заведующий структурным подразделением «Центр оценки качества образования» ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга
Дорожкина Юлия Владимировна,
методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга
О развитии районной системы оценки качества образования
Районная система оценки качества общего образования (далее – районная СОКО общего образования) является составной частью региональной системы и функционирует в соответствии с Моделью региональной системы качества образования (далее – РСОКО), утвержденной Комитетом по образованию Санкт-Петербурга от 03.07.2019 № 1987-р, в соответствии с которой субъектами оценки качества образования на районном уровне являются:
– отдел образования администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга;
– Центр оценки качества образования – структурное подразделение Информационно-методического центра Петродворцового района (далее – ЦОКО);
– районные методические объединения педагогов;
– образовательные организации, которые создают внутреннюю систему оценки качества образования в тесном взаимодействии с органами государственно-общественного управления.
Эта организационная модель позволяет осуществлять полный управленческий цикл: от сбора статистических данных до принятия управленческих решений.
Цели и задачи районной СОКО соответствуют целям и задачам региональной системы оценки качества образования:
СПб РСОКО
|
Районная СОКО
|
Цель РСОКО - получение и распространение субъектами системы объективной и достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования и причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы управления образованием и предоставления необходимой информации участникам образовательного процесса, работодателям, обществу и его институтам.
|
Цель районной СОКО – обеспечение в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, и спецификой образовательной системы Петродворцового района Санкт-Петербурга применения региональных механизмов оценки качества образования для формирования информационной-аналитической основы управления качеством образования в муниципальной образовательной системе
|
Задачи:
СПБ РСОКО
|
Районная СОКО
|
Аналитические;
Выбор и обоснование целей и задач оценочных процедур
Определение критериев и показателей качества образования
Определение технологий, форм и методов оценочных процедур
Анализ результатов оценочных процедур
Анализ эффективности принятых управленческих решений
|
Анализ результатов оценочных процедур
Анализ эффективности принятых управленческих решений
|
Организационно-технологические:
Сопровождение и обеспечение проведения оценочных процедур
|
Обеспечение условий для реализации международных, федеральных, региональных, районных исследований качества образования
Обеспечение объективности проведения и достоверности результатов оценочных процедур
|
Методические
Методическое сопровождение РСОКО
Разработка адресных рекомендаций на основе анализа полученных данных
Развитие форм оценки качества образования, включая независимую оценку, самооценку и педагогическую экспертизу
Повышение квалификации кадров в области оценки качества
|
Разработка адресных рекомендаций для субъектов районной СОКО
Организационно-методическое сопровождение процессов самообследования субъектов районной СОКО
Участие в разработке и организация мероприятий по восполнению профессиональных дефицитов педагогических работников
Разработка и реализация адресных районных программ мониторинговых исследований и экспертных мероприятий в области оценки и управления качеством образования
Формирование районного экспертного сообщества,
|
Управленческие
Нормативное обеспечение оценочной деятельности и деятельности структур РСОКО
Обеспечение принятия управленческих решений на основе анализа результатов оценочной деятельности
|
Формирование механизмов управления качеством в районной системе образования
Внедрение успешных инновационных практик управления качеством образования в деятельность субъектов районной СОКО
|
С 2019 по 2022 год районная система оценки качества последовательно развивается в соответствии с выбранными приоритетами.
Так, например, в 2019 и 2020 годах центральным вектором деятельности всех субъектов районной СОКО стало внедрение организационной модели в повседневную деятельность, а также разработка такой системы, которая обеспечит повышение уровня образовательных результатов школьников. В этой связи деятельность отдела образования Петродворцового района была сосредоточена на
– развитии и совершенствовании внутренней системы оценки качества образования, функционирующей в образовательной учреждении,
– обеспечении достоверности и объективности оценочной деятельности, а также
– разработке мер поддержки школ с низкими образовательными результатами.
Развитие районной системы оценки качества подготовки обучающихся
Система оценки качества подготовки обучающихся базируется на данных ежегодного учета и анализа результатов
– государственной итоговой аттестации;
– всероссийских проверочных работ;
– региональных диагностических работ;
– ежегодного мониторинга освоения образовательной программы ООП обучающимися образовательных учреждений;
– результатах участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников.
В 2020 году была разработана система показателей, позволяющая оценивать актуальный уровень подготовки обучающихся в предметной и метапредметной областях.
По результатам проведенного в 2020 - 2021 году анализа результатов всероссийских проверочных работ, было установлено, что образовательные результаты школьников Петродворцового района практически во всех внешних оценочных процедурах совпадают с общегородскими. По результатам рейтинга общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, который ежегодно проводится СПб РЦОКО, почти половина общеобразовательных учреждений Петродворцового района находится на границе верхней и нижней части рейтингового списка. Это свидетельство наличия серьезного потенциала для роста.
Однако результаты государственной итоговой аттестации продемонстрировали наличие ряда проблем, связанных с освоением школьниками основной образовательной программы среднего общего образования. Причиной такого резкого снижения уровня результатов ГИА стала не только сложная эпидемиологическая обстановка начала 2020 года, переход в конце учебного года на дистанционное обучение, перенос сроков единого государственного экзамена, но и недостаточная мобильность школ, неумение работать в быстро меняющейся ситуации. В связи с этим был проведен анализ проблемных зон содержания ООП по различным предметам, а также предпринят ряд мер, направленных на повышение качества управления. Поэтому в 2021 году проведена большая работа по анализу эффективности ВСОКО:
– проведен анализ школьных Положений о ВСОКО;
– проведен мониторинг планирования образовательными учреждениями мер, направленных на совершенствование ВСОКО, методические консультации с административными командами всех ОУ. Результатом проведенной работы стали Планы мероприятий («дорожные карты») развития и совершенствования эффективности ВСОКО, в которых учтены выявленные в процессе мониторинга проблемы управления качеством обучения и намечены мероприятия по их преодолению;
– организовано обучение заместителей директоров ОУ по учебно-воспитательной работе в СПб РЦОКО и ИТ «Технология проведения мониторингов качества образования»;
– проведены методические мероприятия для заместителей по УВР, касающиеся вопросов, связанных с методологией и инструментарием оценки качества образования, в том числе по внедрению риск-ориентированного подхода к управлению качеством образования.
В 2022 году вектор развития направлен к тем же целям и предполагается дальнейшее развитие системы оценки подготовки обучающихся по следующим направлениям:
– совершенствование инструментария анализа актуального уровня образовательных достижений школьников;
– создание системы проблемно-ориентированного анализа результатов освоения содержания предметных областей ООП, активное привлечение к этой деятельности районных методических объединений, усиление роли районных методистов в разработке мер по преодолению возникающих проблем;
– внедрение методологии риск-ориентированного управления качеством в процессе среднесрочного планирования общеобразовательной организацией деятельности по управлению качеством образования;
– создание модельного документа – положения о текущем и промежуточном контроле освоения основной образовательной программы школьниками, над которым в настоящее время работает творческая группа под руководством СПб РЦОКОиИТ.
Система работы со школами с низкими результатами
Система работы со школами с низкими образовательными результатами в Петродворцовом районе начала складываться в 2019 году. Определялись такие школы по результатам внешних оценочных процедур и городского рейтинга образовательных организаций. К этой группе были отнесены ГБОУ № 413, 417, 421, 430, 436, 542. Каждой из указанных образовательных организаций был реализован комплекс мер по повышению качества обучения по отдельным предметам, а также составлены планы работы с учащимися, отнесенными к группе риска. Таким образом были получены первые позитивные результаты: школы №430, 436 в целом справились с возникшими проблемами. Ситуация в ГБОУ №413,417,421,542 практически не изменилась. Результаты несколько улучшились в 542 школе.
В 2020 году к группе школ с низкими образовательными результатами СПб РЦОКОиИТ отнесены ГБОУ №429 и №542, основанием для такого решения стали результаты ГИА и региональных диагностических работ 2019 года. На уровне района к таким школам по-прежнему относятся ГБОУ №413, 417, 421. Основанием для выделения этих школ в отдельный кластер является анализ результатов ГИА (расчет по пороговому баллу) и результатов всероссийских проверочных работ. В зоне риска отнесения к этому кластеру школа №529, выпускники которой показали на ГИА результаты ниже порогового балла по английскому языку.
Школы №429 и 542 стали участниками программы «500+». На городском уровне – школа №542, на федеральном уровне – школа №429.
Начиная с декабря 2020 года проводилось исследование причин низких образовательных результатов в школах №413, 417,421 и 542, в его ходе будет собрана и обобщена информация по
– особенностям контингента обучающихся, путях его формирования;
– материально-техническому обеспечению образовательного процесса;
– возрастной, образовательной структуре педагогического коллектива, путях его формирования, профессиональной активности педагогов;
– социальному запросу родителей и обучающихся, вовлеченности родителей в управление школой;
– содержанию и качеству основной образовательной программы и рабочих программ учителей по отдельным предметам;
– профессиональным дефицитам педагогических и административных работников.
Методологической базой исследования являлась Методика оказания адресной помощи школам, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся, разработанная ФИОКО Однако в 2021 году полностью выполнить намеченное не удалось. В частности, не удалось организовать качественное и эффективное исследование деятельности педагогов школ в урочной деятельности, внедрить методику learning study, чтобы успешно внедрять эти практики в работу по методическому сопровождению школ с низкими образовательными результатами, необходимо активно применять мотивационные механизмы.
Практика показала, что проблема низких образовательных результатов шире и глубже. Безусловно, социальный состав родительского сообщества, уровень контингента обучающихся играют важную роль. Но они кардинальный образом не определяют успешность освоения основной образовательной программы. В значительной мере на ситуацию влияет школьная атмосфера. Именно этот приоритет выбран ЦОКО на 2022-2023 учебный год.
В 2022 году велась работа со школой №602, которая вошла в федеральный список ШНОР. Совместно с администрацией школы было проведено две форсайт-сессии, проанализирован рисковый профиль, подготовлены концепция развития школы, три среднесрочных программы. На постоянно основе осуществлялась работа МДЭК ФИОКО.
Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников
Система обеспечения объективности оценочных процедур и достоверности полученных результатов разработана в 2019-2020 году. Ее функционирование обеспечивается
федеральными, региональными и районными нормативными документами.
Оценка актуального состояния объективности оценки и достоверности полученных образовательных результатов проводится по Методике анализа результатов всероссийских проверочных работ в Санкт-Петербурге, разработанной СПб РЦОКОиИТ
В период с 2019 по 2022 год обеспечение объективности процедур оценки качества образования были приоритетом деятельности ЦОКО. Система объективности создавалась одновременно по нескольким направлениям:
– обеспечение соблюдения порядка проведения внешних оценочных процедур;
– привлечение общественных наблюдателей;
– анализ показателей объективности и достоверности результатов оценочных процедур.
В настоящее время эти направления получили развитие, но об устойчивой системе говорить еще рано, поскольку такая важная часть работы, как привлечение родительского сообщества, не получила достаточного распространения: в ноябре 2022 года впервые родители как общественные наблюдатели осуществляли свою деятельность в школе-партнере, а не в своей школе. Остаются пока неустойчивыми и механизмы согласования понимания критериев проверки работ. В этом году эта деятельность строилась на трех уровнях: уровень региональных экспертов, районный уровень представляли учителя-консультанты, ответственные за качество проверки работ, а школьный уровень – педагоги начальных классов. Проверка работ части С регионального мониторинга оценки предметных результатов обучающихся 4-х классов, который проводился в ноябре 2022 года, показала, что, с одной стороны, страдает качество критериев, а с другой – качество проверки. На согласительную комиссию было вынесено 25 работ.
Деятельность по повышению объективности и достоверности результатов, безусловно, будет развиваться, будут подбираться новые механизмы, более эффективные и технологичные.
В целом работа по оценке качества образования в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга развивается динамично и поступательно, непрерывно обновляясь и развиваясь.