- Подробности
- Просмотров: 892
Кудрейко Е.Н.,
руководитель структурного подразделения
Суслова М.В.,
старший воспитатель
Ульянова Т.В.,
воспитатель
ГБОУ школа № 411 «Гармония»
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Новые технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
Социально-коммуникативное развитие – одно из важнейших направлений в воспитании детей дошкольного возраста.Его значение сегодня возрастает в связи с нарастающим дефицитом в обществе доброты, ответственности, гражданственности, патриотизма. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) обеспечилправовую базу этой деятельности и сформулировал ее приоритеты: нравственное, патриотическое и трудовое воспитание, создание условий для успешной социализации детей.
Исходя из требований ФГОС ДО и учитывая «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (далее Концепция), в которой отражена система базовых ценностей, выстраивается программа воспитания и социализации детей в образовательном учреждении.
Образовательная программа дошкольного образования ГБОУ СОШ № 411направлена насоздание оптимальных условий для углублённого развития детей в процессе знакомства с родным городом на основе синтеза опыта традиционной системы образования и обобщения, систематизации, интеграции достоверных исторических материалов. Ипредполагает построение образовательной деятельности через интеграцию образовательных областей и опору на близкие детям дошкольного возраста виды деятельности: игры,наблюдения, чтение художественной литературы, ознакомление с окружающим миром, изучение русского искусства, изобразительную и художественно-речевую деятельностьразличной тематики.
Занятия по знакомству воспитанников с Санкт-Петербургом и Петергофом, целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста через организацию досуговпо темам: «Рождение Санкт-Петербурга»; «Строгий, стройный вид»; «Символы нашего города»; «Путешествие по Санкт-Петербургу»;«Петергоф с Петром Великим»; «Парки Петергофа»; «Петергоф - город фонтанов».
Важными приемамипреподнесения детям информации, особенно исторического характера, являются познавательный рассказ и беседа. Темы бесед разнообразны: отзакрытия фонтанов до правил поведения в обществе. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, свои рассказы и беседы педагоги сопровождают иллюстративным материалом: фотографиями, репродукциями, видеосюжетами, дидактические игры: «Лото «Северная столица», домино «Любимый город», «Собери картинку», «Волшебный куб» и макет центра Санкт-Петербурга с наиболее известными зданиями и памятниками архитектуры на котором изначально изображена только карта с рекой Нева и главными дорогами. По мере знакомства с тем или иным объектом города, дети вместе с педагогом определяют его место на карте и помещают макет достопримечательности. В итоге получается полноценная карта-макет Санкт-Петербурга, с которым дети могут взаимодействовать, играя как в совместные, так и самостоятельные дидактические игры: «Найди по описанию», «Путешествие на автобусе по центру города», «По Неве на корабле», «Я - экскурсовод». Макет хороштем, что его можно пополнять новыми объектами.
Для закрепления знаний воспитанников о малой родине - городе Петергоф можно использоватьлэпбук «Мой любимый Петергоф». На первоначальном этапе работы педагогимогут рассказать детям, что такое лэпбук, а затем обсудить, чем его можно наполнить. Таким образом, в лэпбуке могут появиться - историческая справка о Петергофе, игра - бродилка«Путешествие по Петергофу», лабиринты, ребусы, загадки и стихи о городе, игры «Силуэты», «Было-стало», «Угадай, что я задумал».
К.Д. Ушинский писал«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Следуя этому высказыванию,педагоги используют в своей профессиональной деятельности пособие «Любимый город Петергоф». Оно оформлено в двух вариантах: 1-ый - в виде книги, для детей, которые уже умеют читать, 2-ой –в виде презентации, для детей, которые еще не овладели навыком чтения. В них в доступной стихотворной форме даётся представление об основных достопримечательностях Петергофа.
На протяжении последних лет дошкольное отделение тесно сотрудничает с кафедрой педагогики и педагогических технологий СПбГУ им. А.С. Пушкина, под научным руководством которой в процесс непрерывной образовательной деятельности педагоги вводят новую экспериментальную форму взаимодействия с детьми,опираясь на реализацию«Модели ступенчатой интеграции» (далее Модель). Этот вид педагогической деятельности задуман как воплощение идеи преемственности образования между дошкольным и начальным уровнями.
Согласно Модели:
1ступень- УВИДЕТЬ (экскурсия, виртуальная экскурсия, видеосюжет). Это не просто экскурсия или просмотр видеосюжета. Рассматривание сопровождаетсястихами, музыкой, эмоциональными комментариями. Для этого вводится в сюжет занятия какой-либо герой, например «фонтанный человечек» или фея - и дети путешествуют с ним по паркам и музеям Петергофа. Можно использовать прием «Оживи предмет» (фонтан, дворец, статую).
2 ступень- УВИДЕТЬ, рассмотреть предмет, но с несколько иного ракурса: на картине, репродукциях художников, в рисунках, фотографиях. Например, рассматривая форму, силуэт, детали, украшения объекта, дети обращаютвнимание на его цвет,его оттенки (не синий, а лазурный, бирюзовый; не желтый, а золотистый, солнечный).
3 ступень– УСЛЫШАТЬ. Прочитав детям литературное произведение,педагоги просят воспитанников «услышать» в сказке, в поэтическом или прозаическом произведении, какие-либо образные выражения («красная девица», «ясно солнышко», «алмазные фонтаны») или,показывая карточки, фотографии с видами рассматриваемого объекта, включали музыку, а затем просили детей вспомнить, какой картинке соответствует тот или иной музыкальный фрагмент.
4 ступень –ОБЫГРАТЬ образ. Детям предлагается игровая ситуация: «Мы гуляли, и волшебник попросил нас поиграть». Детям предлагалосьобыграть образ в игре-драматизации (монолог от имени фонтана, дворца) или показать пантомиму «Кто я? Что я?», использовались различные дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры. Например, прием «Замолчи»: воспитатель читает стихотворение и останавливается в любом месте, предложив ребёнку продолжить чтение наизусть. В игре «Литературный сундучок» дети вместе с педагогом «складывают» в воображаемый или реальный сундучок слова, характеристики, образные выражения по исследуемому объекту(фонтанам, архитектурным сооружениям, объектам природы), а потом на основе накопленных в сундучке «словесных сокровищ» сочиняют рассказы, сказки. Результатом такой игры стала газета «Сказки Нижнего парка», на страницах которой дети представляли себя каким-либо фонтаном или дворцом и рассказывали о чувствах, которые испытывает объект, о его мечтах и мыслях.
5 ступень (творческая деятельность)–СОЗДАТЬ образ в аппликации, рисунке, сочинённой сказке или стихотворении, в построенном из конструктора здании. В работе с детьми используются конструирование из палочек Кюизенера, из деталей напольного конструктора или конструктора типа «Лего», таким образом осуществляется продуктивная творческая деятельность.
Реализация задач по знакомству детей с историей и культурой родного города невозможна без привлечения родителей, так как основным источником получения знаний и впечатлений являются экскурсии. Систематизируя знания детей о каком-либо объекте культуры, педагоги предлагали родителям организовать экскурсию выходного дня в музей или парк, после чего в рамках реализации детско-родительского проекта «Книга путешествий по Санкт-Петербургу», семьям воспитанников предложено создать страничку с информацией о каком-либо интересном месте города, оформляя её фотографиями или рисунками. В результате страницы всех участников проекта собраны в единую книгу, которую можно рассматривать, читать, составлять рассказы. Все представленные на конкурс книги были интересными по содержанию и красочно иллюстрированными.
Подводя итог, хочется отметить, что в результате проводимой работы, у детей сформированы первоначальные знания об истории и культуре Санкт-Петербурга и Петергофа, сформированинтерес к исследованию истории родного города, значительно расширилось представление об окружающем мире.
Литература
1. Абасалиев Р., Сапожников И. Петергоф в открытках и фотографиях конца XIX- начала XXI веков – СПб.: «Гранат», 2015 г.
2. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей. От 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей – СПб.: Паритет, 2008 г.
3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы» – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 г.
4. Знаменов В.В., Вернова Н.В. Петергоф с Петром Великим – СПб.: «Абрис», 2002 г.
5. Гурьева Н.А. Детям о Стрельне, Петергофе и Ораниенбауме – СПб.: Паритет, 2012
6. Гурьева Н.А. Детям о Санкт-Петербурге – СПб: Паритет, 2014 г.
7. Гурьева Н.А. Детям о реках и мостах Санкт-Петербурга – СПб.: Паритет, 2013 г.
8. Гурьева Н.А. Детям о музеях Санкт-Петербурга – СПб.: Паритет, 2012 г.
9. Прохватилова С.А. История Санкт-Петербурга – СПб.: «БКК», 2012 г.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155