- Подробности
- Просмотров: 2659
Мединская Марина Михайловна,
методист ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Научно-методическое сопровождение образовательных учреждений
в реализации ФГОС»
Современная ситуация в образовании характеризуется рядом прогрессирующих тенденций, в числе которых можно отметить тенденцию перехода от традиционного «предметно-знаниевого» подхода к компетентностному подходу в обучении и воспитании подрастающего поколения. Этот переход обуславливается рядом факторов, из многообразия которых можно выделить некоторые факторы, проявляющие свое влияние, на наш взгляд, наиболее ярко.
К числу таких факторов можно отнести, прежде всего, изменения современного общества и новые требования, предъявляемые со стороны государства и общества к качеству подготовки выпускников общеобразовательных школ и образовательным результатам учащихся. Декларируемые требования зафиксированы в федеральных государственных образовательных стандартах и однозначно должны быть выполнены школой.
Выполнение требований ФГОС предъявляют новые требования к профессиональной деятельности учителя, которая характеризуется новыми функциями, наполняется новым смыслом и новым содержанием. Выполнение учителем этих новых функций требует готовности учителя к работе в новых условиях и актуализируют поиск таких нестандартных форм помощи учителю, которые уменьшают степень профессионального риска при решении новых педагогических задач; поддерживают творческое начало, стимулируют инновационную деятельность; гибко реагируют на реальные затруднения профессионала и отражают особенности образовательного учреждения, в котором он работает.
Рассмотрим опыт научно-методического сопровождения реализации ФГОС в образовательных учреждений на примере разработанной в ИМЦ Петродворцового района программы научно-методического сопровождения образовательных учреждений района по реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования «От Концепции – к новому качеству личностного развития учащихся», который может быть обобщен, переосмыслен и применим с 7 возможными модификациями для реализации ФГОС основного общего образования.
Разработка программы базировалась на анализе существующих материалов по новому федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, что позволило сформулировать необходимые изменения, определяющие успешность вхождения работников образования Петродворцового района в систему ценностей современного образования, принятия ими идеологии стандарта второго поколения, осмысления его сущности, структуры, содержания. Было установлено, что изменения должны произойти на уровне системы образования района, на общешкольных уровнях, а не в отдельных их элементах; должны носить системный и целенаправленный характер, являться результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности; касаются принципиальных отличий от традиционного содержания образования, обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога; процесс изменений должен строиться на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности педагогов; данные изменения должны привести к новому уровню качества личностного развития учащихся.
Были выделены актуальные как для системы в целом, так и для отдельных образовательных организаций и педагогов направления сопровождения: нормативное, информационное, организационное, методическое, инструментальное, технологическое; установлено системообразующее ядро такого сопровождения, которым явилась разработанная программа, построенная по принципу управленческо-методической модели.
Основной целью программы сопровождения являлось обеспечение подготовки образовательных учреждений и педагогов Петродворцового района к реализации нового ФГОС.
Достижение поставленной цели обеспечивалось решением таких задач, как сформированность профессиональной готовности каждого ОУ и каждого учителя начальных классов к педагогической деятельности в новых условиях; совершенствование способов педагогической деятельности по организации и проведению учебных занятий, внеучебной деятельности с использованием технологий, методов и приемов, направленных на формирование у учащихся новых образовательных компетенций; расширение сферы обеспечения образовательной деятельности ОУ.
Адресатом программы сопровождения являлись общеобразовательные учреждения района, реализующие ФГОС.
Субъектами системы образования Петродворцового района, обеспечивающие сопровождение, выступили Совет по развитию системы образования; отдел образования администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга; Информационно-методический центр; образовательные учреждения района – опорные площадки.
Программа методического сопровождения образовательных учреждений района по реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования «От Концепции – к новому качеству личностного развития учащихся» была направлена не только на передачу алгоритмов эффективной деятельности, но и на обучение педагогов выбору необходимых методов в информационно-ориентационном поле.
Специфика разработанной программы заключалась в широком использовании сетевого взаимодействия с социальными партнерами района, например, специалистами СПбАППО, РГПУ им. А.И. Герцена, Федеральный научно-методический центр имени Л.В. Занкова; регионального центра оценки качества и информационных технологий; государственного музея-заповедника «Петергоф»; учреждений дополнительного образования детей (УДОД) района и города; централизованной библиотечной системы Петродворцового района; районных СМИ; общественных организаций (структур государственно-общественного управления ОУ). Другой особенностью программы выступала её направленность на овладение учителями прикладными знаниями и умениями за счет того, что сопровождение проектировалось, исходя из конкретных проблем школы, проблем, которые являются важными и осознаваемыми как значимые, для конкретного учителя.
Реализация программы сопровождения основывалась на технологии SWOT-анализа, который даёт возможность выявить сильные и слабые стороны сопровождения, шансы и риски работы.
Структура сопровождения представлена в виде матрицы, отражающей поэтапное взаимодействие субъектов, обеспечивающих сопровождение, с образовательными учреждениями и педагогами.
Методическое сопровождение образовательных учреждений района по реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования «От 9 Концепции – к новому качеству личностного развития учащихся» осуществлялось по плану-графику подготовки к введению стандарта, который включал в себя аналитическую работу; актуализацию ресурсов сопровождения; поддержку профессиональных инициатив и инновационных проектов; повышение квалификации педагогов, представленную посредством реализации ряда мероприятий.
Целью мероприятий по сопровождению является формирование у учителей начальных классов умения самостоятельно проектировать свою педагогическую деятельность в условиях перехода на новые стандарты.
Все запланированные мероприятия были призваны содействовать: обновлению системы методической работы в каждой школе; организации самообразования учителя; обобщению и представлению опыта учителя, внедряющего ФГОС.
Одним из направлений научно-методического сопровождения являлось реализация программы повышения квалификации учителей, отражающей требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработанная в соответствии с Концепцией и ведущими компонентами ФГОС.
Программа повышения квалификации выстроена по модульному принципу и в её структуру входило три модуля: теоретический, методический, практический.
Программа повышения квалификации, как компонент системы сопровождения, учитывала конкретные образовательные запросы учителей образовательных организаций, с одной стороны, имела четкую структуру содержания, а с другой стороны, являлась открытой и гибкой, учитывала опыт и проблемы конкретной образовательной организации.
При реализации программы сопровождения использовались различные ресурсы. Например, информационные (перечень документов, материалов, список литературы, сайты МОН РФ, Института стратегических исследований РАО, Федерального ГосударственногоОбразовательного Стандарта, ИМЦ Петродворцового района и др.); организационные (соглашение о взаимодействии в области сопровождения, Положения о
координационно-методическом совете, о проблемной группе, об опорной площадке и др.); научно-методические (продукты презентации опыта формирования систем сопровождения: модель сопровождения опытно-экспериментальной работы (ОЭР) ОУ; 10
сопровождение сетевого взаимодействия ОУ в организации предпрофильной подготовки; сопровождение педагогов – участников профессиональных конкурсов, конкурса лучших учителей в рамках реализации ПНП «Образование»; ОУ – субъекты инновационной деятельности по различным актуальным направлениям; инновационные продукты – результаты ОЭР ОУ района; банк данных научно-методических материалов системы образования Петродворцового района; программа повышения квалификации учителей начальных классов, отражающая ФГОС. Программа сопровождения реализуется в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В среднесрочной перспективе сопровождение реализуется за один цикл обучения на начальной ступени общего образования (4 года): 2010 – 2014 гг. В части заявленных направлений сопровождения – программа долгосрочная. Реализация программы стартует каждый учебный год и повторяется до завершения цикла обучения на начальной ступени общего образования: 2010 – 2014 гг., 2011 – 2015 гг., 2012 – 2016 гг., 2013 – 2017 гг.
Основными прогнозируемыми результатами реализации программы являются методическое обеспечение реализации системно-деятельностной образовательной модели общего начального образования в ОУ района; формирование новой генерации учителей начальной школы района, обладающей умением проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы; развитие инфраструктуры обеспечения образовательной деятельности как одного из оснований для выработки стратегии развития системы образования Петродворцового района на основе ценностей открытого образования.
Анализ результатов апробации программы сопровождения в 2010-2014 годах позволил выделить факторы, обеспечивающие эффективность сопровождения. К таким факторам можно отнести системность, многоуровневость, непрерывность сопровождения;скоординированность действий всех субъектов и социальных партнеров сопровождения, наличие между ними постоянной прямой и обратной связи; организацию массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с введением
Стандарта, с применением технологий, в том числе основанных на использовании информационных коммуникационных технологий, позволяющих провести качественное обучение большого контингента в достаточно сжатые сроки; организацию широкой разъяснительной работы по ФГОС с привлечением средств массовой информации среди педагогической и родительской общественности, по его актуальности для системы образования; обеспечение открытости всех действий и процедур, наличие эффективного государственного и общественного контроля за введением Стандарта.
Материальным продуктом реализации программы сопровождения являлся выпуск буклета «Опыт – в помощь учителю». Накопленный опыт научно-методического сопровождения образовательных организаций по реализации ФГОС основного начального образования в Петродворцовом районе тиражируется и диссеминируется посредством использования разнообразных форм содействия развитию профессионализма педагогов на научно-практических семинарах, круглых столах, на которых педагоги образовательных учреждений представляют инновационные проекты и презентуют сложившийся опыт.
В заключении отметим, что наши тактические шаги – это прежде всего повышение квалификации не только через целевую программу, но и через различные мероприятия, способствующие развитию профессионализма педагогов и согласование действий по сопровождению посредством создания координационно-методического совета, координирующего усилия всех участников сопровождения; проблемных групп – проводников методических идей между опорными школами и образовательными организациями; внедрения новых эффективных форм работы по сопровождению, таких как профессиональный тренинг, модерирование, супервизия.
Все вышесказанное будет способствовать продвижению ОУ, педагогов по пути реализации ФГОС с целью достижения нового качества личностного развития учащихся.