Хафизова Рузиля Ансаровна,
методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района
 
Наставничество как инструмент развития молодого профессионала
 
Вступление в профессиональную деятельность для молодого специалиста характеризуется множеством вызовов и задач. Это время становления личности в профессии, формирования профессионального мировоззрения и выстраивания первых отношений в коллективе. В этот период особенно значима роль опытного наставника, который способен не только передать накопленные знания и опыт, но и оказать профессиональную поддержку, предоставить ориентиры для дальнейшего развития и мотивировать на достижение высоких результатов [1].
 
В условиях интенсивного развития профессиональных компетенций и усложнения рабочих процессов, наставничество приобретает ключевое значение как инструмент успешного вхождение молодых специалистов в профессиональную среду. Для обеспечения эффективной адаптации молодых специалистов целесообразно организовать систему наставничества, предусматривающую регулярную методическую поддержку, профессиональное консультирование и психологическую помощь. Это позволит молодым педагогам быстрее адаптироваться к новым условиям труда, повысить уровень профессиональной квалификации и достичь значительных успехов в профессиональной деятельности.
 
Эффективное наставничество создает условия для активного взаимодействия между наставником и наставляемым. В рамках взаимодействия передаются не только знания и практические навыки, но и формируются новые профессиональные установки, развиваются аналитические и рефлексивные способности. Таким образом, наставничество выступает в качестве катализатора, способствующего ускорению личностного и профессионального становления молодого педагога и помогает ему войти в профессиональное сообщество.
 
Целью наставничества при взаимодействии опытного и молодого педагога является последовательная передача профессиональных компетенций молодому специалисту до уровня, на котором наставляемый обретает уверенность в себе, способность к самоанализу и стремление к профессиональному развитию.
 
Задачи наставничества включают:
  • формирование и укрепление мотивации к профессиональной деятельности у молодого педагога;
  • содействие наставляемому в процессе приобретения новых профессиональных компетенций;
  • создание условий, способствующих развитию самостоятельности и ответственности у наставляемого;
  • повышение уровня удовлетворенности профессиональной деятельностью как у наставляемого, так и у наставника;
  • распространение лучших практик наставничества и развитие культуры наставничества в профессиональной среде.
Качественное взаимодействие между опытным и молодым педагогом осуществляется в несколько этапов:
  1. Неформальное знакомство;
  2. Согласование взаимных ожиданий;
  3. Обсуждение целей и составление индивидуального плана развития;
  4. Реализация плана;
  5. Оценка достигнутых результатов и корректировка стратегии.
Наставник в данном контексте выполняет функции проводника, советника и партнера по профессиональному развитию.
 
Значимое место в наставнической деятельности занимает формирование у молодых педагогов навыков рефлексивной деятельности. Рефлексия как процесс анализа собственных профессиональных действий является ключевым элементом для профессионального роста молодого педагога. Она позволяет: выявить сильные и слабые стороны педагогической практики, определить области роста и разработать стратегии для дальнейшего развития. Рефлексия способствует осмысленному построению педагогической стратегии. Однако формирование данного навыка у молодых специалистов происходит постепенно и требует систематической работы [3]. Наставнику необходимо создавать условия для развития рефлексивных способностей наставляемого, используя разнообразные методы и формы обучения. 
 
Среди наиболее эффективных методов рефлексивного обучения при наставнической деятельности можно выделить:
  1. Самонаблюдение – процесс анализа собственных действий, сравнение и осмысление педагогической практики.
  2. Ведение дневника – систематическая фиксация собственных педагогических действий, направленная на преодоление фрагментарности в восприятии профессиональной деятельности. Способствует систематизации и критическому осмыслению профессионального опыта.
  3. Рефлексивно-деловые игры – моделирование реальных ситуаций для анализа и приобретение новых знаний, направленных на развитие когнитивных и поведенческих компетенций у молодого педагога.
  4. Сократический диалог – обсуждение со слушателями педагогических проблем, их смысла и значимости. Направлен на развитие критического мышления и рефлексивных способностей.
  5. Философское мышление через искусство – анализ художественных произведений, видеофильмов и текстов по проблемам педагогики. Способствует развитию рефлексивного мышления и философского осмысления педагогической деятельности.
  6. Комбинированное обучение и самоанализ – интеграция теоретических знаний и практических умений, позволяющая наставляемому анализировать свои действия и повышать уровень профессиональной компетентности.
В процессе рефлексии наставник может применять разнообразные формы методической поддержки, направленные на активизацию профессиональной деятельности молодого педагога и освоение эффективных способов профессиональных трудностей. К наиболее продуктивным формам методической поддержки относятся: практико-ориентированные занятия, работа в составе творческой группы, творческие лаборатории, педагогические мастерские, просмотры и обсуждения видеофрагментов урока, индивидуальные и групповые консультации, посещения и анализ открытых уроков, мастер классы [2].
 
Наставничество способствует активному созданию условий для успешной адаптации молодого специалиста в профессиональной среде. Наставляемый учится воспринимать профессию не только как совокупность обязанностей, но и пространство для самореализации, новаторства и личностного раскрытия. В рамках данного процесса формируются настоящие профессионалы, готовые не только эффективно выполнять свои профессиональные обязанности, но и менять образование к лучшему.
 
Литература:
  1. Концепция развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2025 г. № 1264-р).
  2. Создание и сопровождение обучающихся сообществ педагогов в школе: методические рекомендации / И.А. Виноградова, В.К. Маркова, Е.В. Иванова [и др.]. – Москва: Методист, 2022.
  3. Алексеева Л.В. Школа молодого педагога как эффективная форма интеракции педколлектива / Л.В. Алексеева // Дополнительное образование и воспитание, 2022. 
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Наставничество как инструмент развития молодого профессионала