Ротарь К.А.,

учитель начальных классов,

Семашко Ю.В.,

учитель начальных классов,
ГБОУ лицея № 419 Санкт-Петербурга имени К.М. Калманова

 

Начальная школа как фундамент устойчивого интереса и успехов обучающихся при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) 

 
Начальная школа, без сомнения, – фундамент последующего обучения. Педагогу важно пробудить и поддержать познавательный интерес школьников, научить учиться, создать условия для раскрытия потенциала обучающихся.
В своей статье мы говорим о начальной школе как фундаменте устойчивого интереса и успехов обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), но такого курса в начальном общем образовании (НОО) нет. Тогда для чего эти цели преследовать в начальной школе?
Какие предметы начальной школы содержат в себе элементы содержания курса ОБЖ? Традиционный ответ – окружающий мир, классные часы и инструктажи по безопасности. Достаточно ли этого для формирования устойчивого интереса, получения опыта успешной деятельности в этом направлении? Скорее нет, чем да.
Попробуем объективировать роль начальной школы в этом долгом пути освоения основ безопасности жизнедеятельности и достижении высоких результатов, в том числе и во всероссийской олимпиаде школьников.
На первый вопрос мы находим ответ с легкостью. Согласно Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, выявление и подготовка одаренных детей начинается не на стадии их участия в крупных соревнованиях, таких как всероссийская олимпиада школьников, а в более раннем возрасте, на этапе становления интересов, преимущественно в начальной школе. В связи с этим непрерывную подготовку к всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ целесообразно начинать на этом этапе образования для привлечения интереса к предмету большего числа потенциальных участников олимпиады по ОБЖ [1]. Благодаря полученным знаниям у обучающихся формируется целостная картина мира, а формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе способствует развитию осознанного поведения. Дети учатся адекватному и безопасному поведению, узнают о способах избегания и предупреждения опасных ситуаций. 
Целостность восприятия мира, интегративный характер уроков окружающего мира позволяют получать прочные знания, пробуждают познавательный интерес школьников. Так, например, в программе «Окружающий мир» автора Н.Ф. Виноградовой выделяется время на изучение вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности. На страницах учебников с детьми обсуждаются различные ситуации: поведение в природе, в быту, на дорогах; взаимодействие с незнакомыми людьми и другие. Ребенку предоставляется возможность найти варианты выхода из этих ситуаций, т.е. формируется осознанное поведение в природе и обществе [2].
Где в начальной школе кроме окружающего мира будет происходить знакомство с основами безопасности жизнедеятельности? На уроках математики, например, при решении задач на движение. Учащиеся повторяют знаки дорожного движения, моделируют ситуации. На уроках русского языка, при развитии речи, дети вновь решают учебные задачи, связанные с безопасностью. В учебниках по предмету «Технология» используются сравнительные иллюстрации, с помощью которых учащиеся знакомятся с инструментами и техникой безопасности работы с ними. 
Информационно-аналитические умения, формируемые в начальной школе, позволяют проводить аналогии, выявлять существенные признаки, а значит и распознавать потенциальную опасность. Столь интегративный характер ОБЖ позволяет охватить все предметы начальной школы в содержательных и деятельностных компонентах.
Выходя за рамки конкретных предметов, во внеклассной работе, ребята становятся участниками традиционных акций и проектов: субботников, сборов макулатуры, проектов по вторичному использованию ресурсов и созданию информационных плакатов, экологических сказок в режиме онлайн, мероприятий, пропагандирующих соблюдение правил дорожного движения, радиолинеек. 
Например, в рамках проведения Всероссийской акции «Скорость – не главное!» члены отряда ЮИД «Катафот» вручили брелоки водителям. Ребята изготовили брелоки для подвешивания в автомобиле в виде домиков, символизирующих жизненные приоритеты: «Главное – дом, в котором тебя ждут, а не скорость!» Участники акции хотели привлечь внимание общественности к проблеме травматизма на дорогах. Акция проходила совместно с инспекторами ОГИБДД ОМВД России по Петродворцовому району. Классы начальной школы объединяет проект «Крышечки ДоброТы». В этом эколого благотворительном проекте за 4 года наши ребята смогли собрать 196 килограммов пластиковых крышечек, это более, чем 19 строительных мешков. Тем самым сделали нашу природу чище, а использование ресурсов более разумным. Вырастая, дети не перестают участвовать в этом проекте. Преемственность прослеживается и в военно-спортивных играх «Зарничка», «Зарница».
Для достижения результатов, пополнения материально-технической базы, получения информационно-методической поддержки лицей расширяет сетевое взаимодействие, использует социокультурный потенциал города. 
Литературное творчество, фотография, декоративно-прикладное искусство, проектная деятельность, изобразительное искусство, интеллектуальные олимпиады – спектр предлагаемых номинаций очень широк, каждый может выбрать направление по своим способностям. Проектная деятельность помогает освоить материал полноценно, погружаясь в тему, разрабатывая свой продукт. Эти виды деятельности мотивируют ребят к изучению ОБЖ, помогают выявить одаренных детей – так появляется возможность участия в конкурсах и олимпиадах.
В лицее уже более 10 лет реализуется программа внеурочной деятельности «Научное общество учащихся». Интересно, что среди прочих, обучающиеся лицея традиционно выбирают проекты о здоровье. Например, исследование губок для мытья посуды учеником 2 класса, который смог наглядно объяснить и доказать необходимость смены губок и их обработки для сокращения численности микроорганизмов на ней, а значит и сохранения здоровья. Или проект ученицы 4 класса о чистоте рук, на примере прикосновений к кусочкам хлеба руками с разной степенью загрязнения.  Проекты ребята защищают на районных и городских мероприятиях – это становится их первым опытом участия в подобных конкурсах. Такие конкурсы как конкурс игра «Красный, желтый и зеленый», конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина», «Дорога и мы» также имеют большую значимость для формирования интереса к предмету ОБЖ.
Нужно отметить, что учащиеся начальной школы нередко начинают подготовку к всероссийской олимпиаде школьников именно в 4 классе, а позже участвуют в олимпиаде на класс выше, в соответствии с правилами. Пропедевтику ОБЖ целесообразно вести во внеурочной деятельности. Одним из вариантов такой работы может выступить реализация программы «Азбука безопасности», в рамках которой занятия проходят в отличных от урочных форм: викторина, игра, тренинг, решение кроссвордов и другие. Например, игра «Да-нет» – с помощью хлопков, сигнальных карточек, поднятой руки учащиеся выражают свое мнение на приведенные утверждения: 
– На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом. (НЕТ)
– Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала. (ДА)
– Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу. (НЕТ)
– Водитель – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. (ДА)
Также очень интересной формой деятельности для учащихся начальных классов выступает игра «Правила безопасности в детских сказках»: учитель приводит пример сказки, а учащиеся должны понять, с какими правилами безопасности сталкиваются герои.
Ребята очень любят настольные игры, игры со словами, в которых могут быть использованы ключевые понятия основ безопасности жизнедеятельности. Например, в игре «Тик-так» на обсуждение может быть предложена тема «Дорожное движение». Внеурочная деятельность позволяет углублять знания обучающихся, оттачивать умения и навыки, преподносить информацию с учетом возрастных особенностей.
Мы надеемся, что пропедевтика изучения основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе поможет выявить потенциальных участников олимпиад и конкурсов, будет способствовать пробуждению познавательного интереса. И в каждом учреждении начальная школа станет фундаментом устойчивого интереса и успехов обучающихся при изучении ОБЖ.
 
Список используемых и цитируемых источников:
1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. — URL: http://dop.edu.ru/upload/file_api/af/00/af00d80f-8cd7-4834-9005-af73d7b74df0.pdf  (дата обращения: 15.06.2023).
2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Программа (+ CD-ROM) / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 192 c.
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Начальная школа как фундамент устойчивого интереса и успехов обучающихся при изучении курса ОБЖ