Сорина Яна Николаевна,

педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга

Использование видео контента
на практических занятиях актерским мастерством
в образцовом коллективе театр-студия «Надежда» 

 
Современные дети и подростки с рождения окружены цифровыми устройствами и овладевают ими очень рано. Мультимедийная среда, к которой предыдущее поколение адаптировалось годами, для современного поколения естественна. На всех доступных гаджетах преобладает именно видео контент, добавляются новые интернет ресурсы. На сегодняшний день дети – не только активные потребители, но и активныеучастники и создатели видео контента. Они могут полностью обойтись в этом вопросе и без участия взрослых, таким образом, мы понимаем, что социальные сети и видео контент в современном мире становится неотъемлемой частью жизни, и взрослым остается только это принять, идти в ногу со временем и пробовать направлять детей в полезную, образовательную для их развития деятельность.
Учитывая интересы современных детей, мы решили изучить современные видео хостинги, и применить их на своей практике. На занятиях, изучая тему «Работа актера над собой» мы часто используем этюдный метод.
Этюд — это актёрская гамма, основа основ для практики и развития своего мастерства. Это целый комплекс упражнений для развития актёрской техники. Разные по содержанию, форме, задачам, стилистике и сложности, этюды учат всему — работе актёра над собой, саморегуляцией восприятия, внимания, учат использовать жесты, интонации, пластику..., работать с партнёром и целой труппой, с режиссёром и зрителем (зеркалами актёра), с предметами бутафории и сценографии. Актёр учится видеть, слышать, чувствовать, понимать на сцене, становясь другим, но оставаясь самим собой (что очень сложно). Актёр, через практику различных этюдов, учится ощущать пространство платформы сцены или съемочной площадки, видеть партнёров по сцене и не падать в обморок, не чувствовать себя раскованно. Учится свободно импровизировать и через практику понимать свои сильные и слабые стороны. В этом ему помогают и педагоги, и режиссёр, и все студийцы. Если даже случается непредвиденная ситуация, актёр может с помощью этюдного опыта оправдать и обыграть всё на сцене в предлагаемых обстоятельствах, будто так и нужно по сценарию и режиссуре.
Тот факт, что мы работаем с детьми, а не с профессиональными актерами, дает нам возможность использовать в работе не только методы объяснения и наглядного примера других актеров, но и использование видеосъемки для анализа своей работы. Иногда ребенку очень трудно понять и заметить свои ошибки в работе над этюдом, необходимо, что бы он увидел себя со стороны.
Снимая короткие видео ролики мы выполняем несколько задач: ребенок начинает понимать рабочее пространство, раскрывает свои новые возможности, учась брать на себя ответственность, и пробовать себя в новых социальных ролях, чувствовать темпо-ритм, оценивать ситуацию и после, оценивать себя как актера в данной ситуации.
 
Ход работы:
- Обсуждение темы этюда
- Выбор режиссера этюда и актера этюда
- Репетиция этюда
- Съемка
- Монтаж видео
- Оценка своей работы
Я, как педагог, прошла курсы повышения квалификации «Основы педагогической онлайн визуализации в дополнительном образовании детей». В ходе работы с видео хостингом в группе детей, мы выявили лидеров группы, выявили зажимы и проблемы с  которыми необходимо работать.
Стоит сказать, что идея использовать видео съемку, как один из методов обучения, не просто заинтересовал, а вызвал быструю бурную реакцию у детей. Тут же, наперебой, были предложены несколько вариантов видеопрограмм, в которых можно использовать разные «фишки» и предложено множество тем, о которых дети хотели бы поговорить. При этом дети не только взяли на себя обязанности играть в этюде, но и распределили между собой роли: режиссера, видеомонтажа, ассистента режиссера и костюмера.
Для начала мы решили снять небольшие видео ролики с применением функций видеопрограмм о правилах нашего театра «Этика нашего театра». Снимая этюды, дети использовали приемы программ TikTok и СарСut, которые помогли создать видео-шпаргалку для новичков по правилам поведения в коллективе.
Далее мы решили перейти к более серьезному этапу, снятие сюжета – «этюда» (говоря театральным языком). На этом этапе работы потребовалась уже более тщательная подготовка: во - первых, надо было подобрать тему этюда, во-вторых, разобрать характеры героев, понять их действия и актерские оценки в данной ситуации. 
Дети предложили  тему этюда  «Учитель - ученик», где мы рассмотрели три разных характера: «прохиндей», «неподготовленный отличник», «пофигист». Во время обсуждения ребята не только предлагали разные психотипы людей, но и во многом узнавали своих друзей, родителей и себя. Таким образом, мы направили ресурс видео контента в образовательную интересную для нас деятельность.
В заключении хотелось бы сказать, что педагог должен быть современным, мобильным, чтобы понимать проблемы детей и решать их вместе с детьми, используя самообразование, которое помогает расширить границы образовательной деятельности, расширить свои возможности и формировать новые интересы.
 
Список литературы:
1. Интернет ресурс: «Какими бывают актерские и режиссерские этюды и зачины. Зачем они нужны?» https://dzen.ru/media/id/60361dd88288a039973e9b07/kakimi-byvaiut-akterskie-i-rejisserskie-etiudy-i-zachiny-zachem-oni-nujny-podborka-1-60367b3706d8906a0c86d1ec
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы На практических занятиях актерского мастерства в образцовом коллективе театр-студия «Надежда»