- Подробности
- Просмотров: 439
Танина Наталия Петровна,
методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района
Городецкая Татьяна Валерьевна,
методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района
Многозадачность современного урока.
Методические решения для учителя
Обновление деятельности учителя по проектированию учебного процесса и урока, как его основной формы, задано необходимостью достижения образовательных результатов, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами [1]. Организация учебного процесса в условиях реализации ФГОС предусматривает иные подходы, как к планированию образовательных результатов, так и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Задача учителя состоит в поиске, овладении и использовании методических решений, ориентированных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Актуальным становится совершенствование профессиональной компетентности учителей: освоение деятельностной, развивающей модели обучения, основанной на принципах педагогики сотрудничества. К числу таких принципов относятся: демократичность (личностный характер отношений, равноправие, свобода выбора); открытость (отказ от традиционного ролевого взаимодействия); альтернативность (множественность содержаний и способов деятельности); диалогичность (полилогичность); рефлексивность (осознание смыслов, целей, содержания и способов деятельности, а также своей роли и значимости в данном процессе взаимодействия).
В такой среде ученик становится активным субъектом урока, а урок важнейшим жизненным событием. Поэтому и задач, которые должен на уроке решить учитель не меньше, чем в жизни. При этом урок должен не только не потерять своей целостности, но и обеспечить достижение обучающимися новых образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных).
Необходимым условием для достижения личностных результатов становится формирование системы ценностных отношений, основанной на уважении личности обучающегося, развитии в детской среде ответственности, сотрудничества и уважения к другим и самому себе; применении технологий совместной/коллективной работы на основе осознания личной ответственности и объективной оценки личного вклада каждого в решение общих задач. Профессиональным решением в этом случае будет проектирование урока как звена непрерывной цепи социальных ситуаций развития обучающихся, обеспечивающих их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
При подготовке технологических этапов урока важно осуществить подбор видов учебной деятельности, средств обучения и оценивания, которые будут обеспечивать освоение обучающимися совокупности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, а также овладение междисциплинарными понятиями (метапредметными результатами). Для обеспечения достижения обучающимися метапредметных результатов могут быть использованы методические инструменты, позволяющие развивать способность обучающихся овладевать учебными знаково-символическими средствами, использовать на практике универсальные учебные действия, сгруппированные по трем направлениям:
‒ замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач ‒ универсальные учебные познавательные действия;
‒ организовывать и осуществлять сотрудничество с учётом позиции собеседника, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером ‒ универсальные учебные коммуникативные действия;
‒ принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания ‒ универсальные регулятивные действия.
Сохранению фундаментального характера образования и специфики изучаемых учебных предметов, обеспечению успешного обучения обучающихся на следующем уровне образования способствует формирование элементов социального опыта: знаний, умений и навыков, опыта решения проблем и творческой деятельности (предметных результатов). Учитель должен овладеть умением формулировать цели и задачи урока по достижению предметных результатов в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
Обозначенные выше методические решения для достижения планируемых результатов обучения конкретизируются в рабочей программе учебного предмета (далее – рабочая программа) ‒ основном документе, регламентирующем практическую деятельность учителя.
Рабочая программа в обязательном порядке включает в себя: содержание учебного предмета; планируемые результаты освоения учебного предмета; тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов).
Рабочая программа формируются с учетом рабочей программы воспитания, разработанной в образовательном учреждении. Это, с одной стороны, обеспечивает целостность и единство воспитательных воздействий на обучающегося, а с другой ‒ расширяет содержание задач урока: обеспечение вклада в формирование системы позитивных ценностных ориентаций у обучающихся и расширение опыта деятельности на ее основе, в том числе духовно-нравственное развитие обучающихся, укрепление их психического и физического здоровья.
Таким образом, трансформация методического сопровождения должна быть направлена на формирование у педагогов умения разрабатывать рабочую программу как документ, не только отвечающий нормативным требованиям, но, в обязательном порядке, учитывающий контекстные данные о специфике ресурсов образовательного учреждения, стартовом образовательном уровне обучающихся. Такой подход позволить сделать рабочую программу технологичным инструментом для решения учителем всего комплекса задач, обеспечить целостность и преемственность обучения от урока к уроку.
Литература:
1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N64101)