- Подробности
- Просмотров: 3453
Карпова Екатерина Евгеньевна
учитель английского языка ГБОУ Лицей №419
Методы запоминания НЛЕ на уроках английского языка в начальной школе
«Tell me – and I’ll forget,
show to me – and I’ll remember,
let me do – and it will be mine forever!»
Benjamin Franklin.
Методы запоминания НЛЕ на уроках английского языка в начальной школе.
Овладение иностранным языком является одной из ключевых компетенций, которыми должен обладать выпускник школы.
Для успешного изучения иностранного языка особенно в начальной школе необходимо создание фундамента, состоящего из умения читать, распознавания на слух отдельные слова и фразы и запоминания необходимой базовой лексики. Для введения НЛЕ учитель английского языка использует различные методы. Прежде чем приступить непосредственно к сути данного исследования, следует определиться с используемой нами терминологией. В связи с тем, что на сегодняшний день в педагогической литературе нет единого мнения о дефиниции метода обучения, мы будем основываться на определении Ю.К. Бабанского, которое гласит: «метод обучения есть способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". По достижению дидактических целей и решению познавательных задач методы введения и запоминания НЛЕ относятся к методам приобретения новых знаний, а вот по степени самостоятельности и творчества чаще всего к объяснительно-иллюстративным. Однако объяснительно-иллюстративный метод по классификации И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина менее всего способствует внутренней активности ребенка, поэтому актуальность новых методов запоминания НЛЕ в рамках современной концепции образования особенно высока.
Потребность в новых, отвечающих современным требованиям, техниках запоминания НЛЕ возникает еще и потому, что статистика невыполнения учащимися начальной школы домашнего задания неумолимо растет. Этот факт сложно опровергнуть. Домашним заданием учащихся начальной школы часто является заучивание новых слов. Основные трудности в невыполнении домашнего задания связаны с заучиванием новых лексических единиц. Как правило, воспроизведение НЛЕ устно детям дается гораздо лучше, чем письменно. Небольшая статистика.
Рисунок 1
Это может быть связано с отсутствием мотивации внешней и внутренней, снижением учебно-познавательного интереса к предмету в случае ситуации неуспеха, отсутствием контроля родителей за выполнением уроков, чрезмерным использованием гаджетов. Мы же в данной статье попробуем проанализировать, какие приемы и методы может использовать учитель на уроке, чтобы запоминание новых слов учащимися проходило более эффективно.
Освоение базовой лексики есть неотъемлемый компонент изучения любого иностранного, в том числе, английского языка. Если ребенок не знает лексику, не узнает слова в на слух и в тексте, не может правильно написать, перевести и произнести, освоить даже школьную программу по иностранному языку ему будет трудно. Многие дети просто зубрят слова и учат их как узоры и многие родители, а порой учителя поощряют данный метод, хотя он совершенно неэффективен в долгосрочной перспективе. Зубрежка предполагает бездумное заучивание. При таком методе информация попадает лишь в кратковременную память. Вызубрив слова, ребенок напишет словарный диктант и тест на хорошую оценку, но что произойдет в дальнейшем? Если эту лексику он активно не использует, то рано или поздно ее вытеснит из кратковременной памяти другая более важная информация.
Выводы:
1. заучивать лексику бесполезно, если обучающийся не понимает основы (буквы, звуки, буквосочетания, простейшие правила чтения);
2. использовать для запоминания лексики метод «зубрежка» крайне неэффективно, в связи с тем, что информация не вводится в долговременную память;
3. необходимы новые методы запоминания НЛЕ, способствующие активной внутренней деятельности обучающихся.
Возрастные особенности памяти учащихся в возрасте 7-10 лет
Одна из теорий классификации памяти основана на предположении, что все люди по каналу восприятия делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Аудиалы лучше всего воспринимают информацию на слух, визуалам требуется наглядность, кинестетикам тактильные ощущения или действия. Таким образом, подача информации должна происходить, согласуясь с вышеперечисленными особенностями. Но какая бы память лучше развита не была – кинестетическая, визуальная или аудиальная, запоминание слов произойдет эффективно, если информация была глубоко обработана мозгом.
Итак, целью изучения НЛЕ на уроках английского языка в начальной школе, является их запоминание. Но вряд ли педагога и самого учащегося устроит, если изученное слово запомнится на пару недель. Какой смысл тогда учить? Необходимо, чтобы слово попало в долговременную память, и в нужный момент учащийся мог его воспроизвести для решения той или иной учебной задачи.
Особенностью долговременной памяти является то, что она практически неограниченна по объему и длительности хранения в ней информации. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями. Считается, что систематическое повторение изученного материала значительно способствует развитию долговременной памяти. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения.
Нейробиолог М.Шпитцер провел исследование и экспериментально подтвердил тот факт, что эффективность запоминания напрямую зависит от глубины обработки информации. Испытуемых разделили на три группы. Каждой группе предлагалось посмотреть на цепочку случайных слов и запомнить ее. В первой группе слова испытуемые просто запоминали. Во второй группе испытуемым предложили определить, к какой части речи относится каждое слово, а затем запомнить. В последней группе испытуемым предложили не только определить часть речи, но и связать между собой слова по ассоциациям. По итогам исследования самое большое количество слов запомнили испытуемые в третьей группе, тогда как в первой группе испытуемые показали самый слабый результат. [3]
Существуют десятки методик запоминания, мнемонических приемов и прочих техник запоминания, овладение которыми предполагает эффективное запоминание информации. Но учащиеся начальной школы еще не могут их использовать в силу недостаточной сформированности мотивации и когнитивных способностей. Кроме того, мнемотехники никаким образом не отражены в учебниках и методических рекомендациях для учителя.
Нельзя не отметить, что из-за постоянного использования гаджетов детьми их долгосрочная память ухудшается. По результатам различных исследований после 30 минут использований компьютера или ноутбука способность к запоминанию у школьников снижается, а японские ученые пришли к выводу, что из-за видеоигр не развиваются лобные доли мозга, где и находятся участки, отвечающие за тренировку памяти. Кроме того, постоянное использование смартфонов в качестве словаря, ухудшает и кратковременную память.
Выводы:
1. Чем глубже прорабатывается информация, тем выше вероятность ввода нового слова в долговременную память.
2. Один из основных механизмов закрепления информации в долговременной памяти это повторение. Поэтому учителю рекомендуется составлять задания на урок так, чтобы были задействованы слова из уже пройденных слов.
Традиционные приемы и способы запоминания НЛЕ
Основываясь на вышеприведенном исследовании, а также на опыте автора данной статьи, можно выделить те приемы запоминания НЛЕ, которые помогут учащимся начальной школы на уроках английского языка.
УМК «Spotlight» составлен таким образом, что каждый учебный год происходит актуализация накопленных знаний. Т.е. на основе изученных ранее слов изучается грамматика и добавляются НЛЕ.
УМК «Spotlight» предлагает следующий алгоритм работы с НЛЕ. Аудирование и чтение НЛЕ, повторение, соотнесение слова с картинкой, т.е. перевод, проговаривание слова в диалоге. В рабочих тетрадях дети прописывают слово, составляя его букв или выделяя в филворде. Дополнительно многие педагоги, не исключая и автора статьи, советуют записать слово в личный словарь.
Самым простым приемом, способствующим запоминанию, является наглядное соответствие. Для этого в учебнике рядом с каждым новым словом есть яркая картинка. Но опыт автора статьи показывает, что карточки с изображением, соответствующим новому слову и розданные детям, больше способствуют запоминанию, нежели изображения в учебнике. Если планируемых УМК НЛЕ меньше, чем детей в группе, можно ввести дополнительную лексику по изучаемой теме и сделать карточки по количеству детей.
Многие слова интернациональны, т.е. имеют похожее по звучанию слово в родном языке. Это также помогает запомнить НЛЕ.
Сложные слова, например, в теме «Sport» очень просты для запоминания, если ребенок разложит длинное слово на два корня. «Foot-ball», «basket-ball», «volley-ball», «goal-keeper» и т.д.
Некоторые из этих приемов помогают детям эффективно запомнить слова.
Нетрадиционные приемы и способы запоминания НЛЕ
Мы помним о том, что с переходом на ФГОС роль учителя на уроке изменилась. Теперь она состоит не в передаче готовых знаний ученикам, а в создании платформы для усвоения обучающимися новых знаний и умений. Таким образом, ученик из пассивного наблюдателя становится активным участником образовательного процесса и именно эта активность является основой достижения знаний в условиях развивающего обучения. Однако в УМК и методических рекомендациях все сводится к традиционным привычным способам освоения учебного материала. [2]
При этом ФГОС НОО предъявляет повышенные требования к результатам освоения программ начальной школы, однако в то же время указывает на необходимость права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания. Расширение методического инструментария учителя, обогащение его педагогического «арсенала» новыми техниками и приемами позволит более гибко реагировать на индивидуальные запросы учеников, повысить их мотивацию к изучению английского языка. [1]
Следующие приемы запоминания слов зиждутся на активной роли учащегося начальной школы в анализе слова и глубокой проработке информации.
Морфологический разбор слова также помогает запомнить слова. Особенно это работает со словами, у которых похожи суффиксы, как у числительных, например.
Фонетический разбор слова помогает запомнить написание слова. Особенно это актуально для тех детей, у которых развит аудиальный канал восприятия. Вспомнив произношение слова и правила чтения, зная, как пишутся буквосочетания, и, они без особого труда смогут написать это слово.
Еще один способ глубинной проработки НЛЕ, способствующий попаданию в долговременную память, это составление предложения с новым словом самим учащимся.
Итак, мы сделали предположение, что чем глубже проработка НЛЕ, тем успешнее оно запомнится, т.е. попадет в долговременную память.
Таким образом, целью изучения НЛЕ на уроках английского является эффективное запоминание слов, под который мы будем понимать глубинную мыслительную обработку новых слов, чтобы они закрепились именно в долговременной памяти.
Есть темы, для которых наглядность подобрать довольно сложно. Например, наречия частотности или дни недели. Картинки, предложенные учебником, многие дети не понимают. Тогда можно использовать прием ассоциаций. Ассоциативная теория лежит в основе одной из теорий психологии памяти. В основе теории лежит понятие ассоциации. Ассоциативное обучение основано на связи между двумя стимулами. По этой теории процесс запоминания новой информации происходит, таким образом, где новая поступающая информация всегда ищет в памяти такую информацию, с которой она каким либо образом связана. Эти две информации, новая и существующая формируют между собой своеобразную цепь, которая позволяет новой информации оставаться сохраненным в памяти. [4]
Метод ассоциаций в запоминании новых слов можно также трактовать, как создание мощного уже существующего образа для нового слова или создание нового образа для нового слова.
Так в 3 классе тема «Days of week» была предложена следующим образом. Каждый день недели, как известно, назван так в честь планет солнечной системы и древних богов. Понедельник день луны «Monday», суббота день Сатурна «Saturday», воскресенье день солнца «Sunday», четверг день Тора – скандинавского бога войны «Thursday» и т.д. Детям было рассказано обо всех днях недели с этой точки зрения и предложено представить эти образы. Спустя 4 месяца им было предложено вспомнить дни недели без повторения. Дни недели, относящиеся к планетам и богам ребята вспомнили все до единого. Трудности возникли лишь со вторником и средой, о которых было упомянуто вскользь. Этот простой пример лишь доказывает теорию М.Шпитцера. Для большей эффективности запоминания детям можно предложить зарисовать рядом с каждым днем недели его образ, а затем написать рядом новое слово. Однако для такого упражнения требуется не менее 10 минут, но тогда урока не хватит для решения других задач.
Прием ассоциаций можно использовать и в ином ключе. Есть слова, этимологию которых не отследить и картинку нарисовать затруднительно. Это могут быть слова, обозначающее чувства, качества, состояния. В начальной школе таких слов немного, но чем раньше дети научатся приему ассоциаций, тем успешнее будет проходить овладение языком в средней и старшей школе.
Надо отметить, что дети, осваивающие данный прием, охотно использовали его самостоятельно на уроке со словами предметами. Например, в 3 классе в теме «School objects» слово «ruler» дети запоминали по ассоциации со словом «рулетка» – инструмент для измерения чего-либо. А к слову «rubber» была предложена ассоциация со словом раб, работа. Также и ластик за нас делает «грязную» работу. Желательно, чтобы каждый ребенок, придумал свою собственную ассоциацию, но при фронтальной работе с детьми это трудновыполнимо.
Очевидно, что учащемуся начальной школы довольно трудно придумывать ассоциации для иностранных слов, поэтому учитель на начальном этапе овладения этим приемом должен помочь с образами. Часто бывает также, что идея, высказанная одним ребенком, успешно принимается остальными.
Было замечено, что однообразный способ запоминания НЛЕ наскучивает детям. Они относятся к нему формально, тогда как придумывание ассоциаций к словам стало своеобразной игрой.
Метод ассоциаций вполне отвечает запросу ФГОС НОО об активной роли ученика на уроке. [1] Постоянное использование метода позволит учителю в соответствии с новой концепцией образовательного процесса занимать организующую роль на уроке, предоставляя учащимся роль ведущую. Однако с точки зрения применения вышеописанного приема на уроках английского языка в начальной школе можно выделить как достоинства, так и существенные недостатки.
Для оценки эффективности метода ассоциаций автор статьи провела эксперимент. Эксперимент проводился в двух параллелях – третьей и четвертой.
3 параллель
Во всех классах параллели новые лексические единицы изучались посредством метода ассоциаций, морфологического разбора слов и составления предложения с новыми словами (работа в тройках) по карточкам. По окончании темы детям был предложен тест, который включал задания на лексику, грамматику и понимание текста. Для эксперимента анализировались результаты только лексических заданий. Так как количество баллов за лексические задания в тестах было разным, в первом случае 15 баллов, во втором 14 баллов, все результаты представлены в процентном соотношении, а не в числовом. Эффективность метода также оценивалась в процентном отношении.
Уменьшение лексических единиц на одну во втором тесте будем считать несущественным. Метод ассоциаций внедрялся точечно в начала четверти в 3б классе. Будем считать этот фактор также несущественным.
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
4 параллель.
Для чистоты эксперимента в данной параллели было принято решение в классе, который за предыдущий тест показал наилучший результат, метод ассоциаций не внедрять. Таким образом, в двух классах параллели изучалась новая тема с введением новых лексических единиц. В 4а классе для запоминания лексики использовались традиционные методы, тогда как в 4б и 4в классе были предложены метод ассоциаций, морфологический разбор слов и составление предложения с новыми словами (работа в тройках) по карточкам. По окончании темы детям был предложен тест, который включал задания на лексику, грамматику и понимание текста.
Для эксперимента анализировались результаты только лексических заданий. Так как количество баллов за лексические задания в тестах было разным, в первом случае 14 баллов, во втором 20 баллов, все результаты представлены в процентном соотношении, а не в числовом. Эффективность метода также оценивалась в процентном отношении. Увеличение лексических единиц на шесть во втором тесте будем считать существенным.
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
Рисунок 12
К достоинствам метода ассоциаций и других нетрадиционных приемов запоминания, используемых в эксперименте, следует отнести соответствие ФГОС НОО, эффективность запоминания, рост учебно-познавательного интереса к предмету за счет интересных фактов. Однако этот прием занимает довольно много времени и часто не вписывается в формат урока. Чтобы дети освоили этот прием, его следует один раз подробно объяснить, затем дать возможность каждому ученику проработать его с любым словом. Затем разбирать сложные слова и придумывать к двум-трем словам ассоциации по мере того, как дети записывают их. Поэтому данный прием особенно эффективно использовать во внеурочной деятельности.
Выводы:
1. Традиционные методы запоминания НЛЕ неэффективны с точки зрения ввода информации в долговременную память по сравнению с нетрадиционными методами.
2. В рамках нового образовательного стандарта учителю английского языка следует максимально расширить свой методический инструментарий для проработки индивидуальных запросов учащихся.
3. Использование новых техник и приемов запоминания НЛЕ способствует повышению качества обучения, росту мотивации и учебно-познавательного интереса к английскому языку.
4. Метод ассоциаций эффективней традиционных способов внедрения и запоминания НЛЕ, что подтверждается результатами эксперимента.
Список использованной литературы:
1. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва : Педагогика, 1977. - 256 с
2. Карпова Е. Е. Влияние современных электронных (цифровых) средств обучения на роль учащегося на уроке в начальной школе. [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 13-16.
3. Карпова Е. Е. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС на уроках в средней и начальной школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 13-16.
4. Шпитцер. М., Антимозг: цифровые технологии и мозг., 2014
5. Kamenskaya MA, Kamenskiy AA (2014) "Osnovy neyrobi