Таяновская Елена Викторовна,

методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга

Танина Наталия Петровна,

методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга

 

Методическая поддержка мероприятий по обеспечению преемственности в образовании

 

Приоритеты государственной политики в области преемственности образования, требования обновленных ФГОС дошкольного и начального общего образования определяют новые подходы и направления в организации работы между детским садом и начальной школой.

Основной задачей деятельности ИМЦ с педагогами образовательных учреждений является изучение реперных точек преемственности содержания образования, которые определены федеральными образовательными программами дошкольного и начального общего образования (далее – ФОП ДО или ФОП НОО).

Одной из задач реализации ФОП ДО является «достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования» [1].

Планируемый результат освоения ФОП ДО: «ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению» [2], то есть в дошкольном учреждении формируется умение учиться.

Увидеть результат деятельности педагогов детского сада и скорректировать работу с детьми в подготовительных к школе группах, в случае необходимости,позволяют уроки, проводимые в начале учебного года в рамках Панорамы открытых уроков в 1-х классах ОУ для педагогов ДОУ (далее – Панорама).

Проведение Панорамы завершается получением обратной связи и проведением рефлексии трудовых действий педагогов детских садов.  Методистами ИМЦ совместно с педагогом-психологом разработаны вопросы анкеты обратной связи, респондентами которой являются педагоги школ и детских садов, которые посещают и проводят уроки.

Респонденты указывают на высокий уровень выносливости и трудоспособности обучающихся, чему способствуют условия, созданные учителями на уроке: доверительная, доброжелательная атмосфера; разнообразные формы работы, включая организацию самостоятельной деятельности, применение поискового метода для мотивации обучающихся; высокую степень адаптации воспитанников к обучению в школе.

Однако, респонденты отмечают не только положительные моменты, но и отрицательные, а именно: в течение урока не все первоклассники принимают участие в учебном процессе, не было настроя и заинтересованности в работе, что говорит о несформированности учебных навыков и саморегуляции поведения; о неустойчивом, недостаточно сформированном произвольном внимании ребят. Это требует внесения коррекции в работу как учителя, так и воспитателя, которые в текущем году готовят воспитанников к школе. 

Результаты анкеты обсуждаются на районной педагогической конференции «Обеспечение преемственности содержания образования на основе федеральных образовательных программ», на которой организован профессиональный диалог педагогов детских садов и учителей начальных классов. Конференция позволяет обсудить основные проблемы, с которыми столкнулись учителя и наметить пути взаимодействия с воспитателями.

К аналитической работе подключаются педагоги-психологи, которые разрабатывают адресные рекомендации как для учителей начальных классов, так и для воспитателей детских садов.

Действенность указанных рекомендаций можно оценить по результатам проведения Панорамы открытых занятий в дошкольных образовательных учреждениях для учителей начальных классов в конце учебного года.

Таким образом, основной задачей методистов на следующий учебный год становится организация точечного взаимодействия между педагогами школы и детского сада, которые территориально находятся в одном микрорайоне.


[1] п.14.2. ФОП ДО

[2] п.15.4 ФОП ДО

Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Методическая поддержка мероприятий по обеспечению преемственности в образовании