Алексеева Инна Олеговна,

Семашко Юлия Викторовна, 

учителя ГБОУ лицея № 419 Санкт-Петербурга

Механизмы взаимодействия в наставнической паре

Одной из самых важных задач наставничества можно выделить передачу способов самообразования, то есть организацию процессов собственного развития. Для успешного сотрудничества в фокусе внимания наставника должны быть не только дефициты и высокоразвитые компетенции, но и интересы, особенности личности наставляемого. Опытный педагог должен способствовать самоопределению, выявлению положительных качеств, своеобразного «почерка», «изюминки» подопечного. Здесь поможет эмпатия, эмоциональный интеллект, доверие, коммуникабельность, общая сфера интересов, наблюдательность, заинтересованность в достижении намеченных целей. [1]
В нашей паре наставничество имеет два вида: реверсивное и партнерское. Так происходит взаимный рост в комфортных условиях. Реверсия помогает в классической передаче опыта, а также и от наставляемого наставнику, что приносит пользу обеим сторонам.
Для успешной реализации любого проекта в рамках наставничества мы руководствуемся четырьмя этапами: мотив, проект, осуществление, рефлексия. На первом этапе необходимо определить мотивы, иногда помочь их объективировать или даже искусственно создать и закрепить. Этот этап можно охарактеризовать как мотивационно-ориентационный, где наставляемый знакомиться с необходимым навыком, получает пример его использования и осознает значимость овладения им.
Так может возникнуть четыре вида ситуаций в мотивационной сфере:
1 ситуация «Не могу — не хочу». Чтобы включить наставляемого в деятельность, необходимо сначала замотивировать. Иначе, вы столкнетесь с непреодолимым барьером защиты. 
2 ситуация «Не могу – хочу». Здесь важно поэтапно построить схему работы с наставляемым, организовать работу так, чтобы она представлялась осуществимой. 
3 ситуация «Могу – не хочу». Необходимо выяснить в чем причина демотивации, наделить работу новым смыслом.
4 ситуация «Могу – хочу». В этой ситуации нужно поднимать «планку цели» и расширять зоны мастерства. [2]
На втором этапе происходит прогнозирование, моделирование, безусловно это операционный этап. Осуществление и рефлексия помогают оценить результат и поставить новые цели, скорректировать пути их достижения.
 
Среди наиболее успешных механизмов взаимодействия мы отобрали следующие:
  • взаимопосещение уроков, в том числе в рамках методического объединения учителей начальной школы и групповое консультирование;
  • работа над методической темой и диссеминация опыта, где наставляемый может взять лучшие практики своих коллег и продемонстрировать собственные наработки, получить отзыв о работе;
  • моделирование ситуаций, элементы ролевой игры с решением гипотетически возможных ситуаций;
  • вопрос-ответ – это срочная помощь, онлайн-поддержка;
  • обзор педагогической литературы: создание базы психолого-педагогических материалов наставнической группы, обмен методическими пособиями, раздаточным материалом;
  • индивидуальная консультация;
  • сотрудничество и взаимообучение;
  • кейс-метод помогает сформировать навыки анализа ситуации, принятия нестандартных и эффективных решений, учит расставлять приоритеты, принимать рациональные решения;
  • визуальный способ планирования маршрута самообразования: карта, позволяющая создать умозрительный образ маршрута достижения желаемого через самообразование;
  • квик-настройка: использование аффирмации, то есть убеждающего высказывания, для создания положительного настроя;
  • конструирование урока по шаблону, алгоритму, схеме, заготовленной наставником
  • самоанализ открытого урока с последующим групповым анализом;
  • определение дефицитов методом фишбоун – рыба: позволяет структурировать проблемы, причины и способы их решения. Такой метод лучше всего использовать при значительных трудностях или для анализа текущего уровня развития и постановки новых целей; 
  • мастер-класс на своем классе или классе наставляемого, в индивидуальной работе с детьми или родителями;
  • творческая мастерская: открытое обсуждение на основе заранее определенных целей встречи, подбор нестандартных решений, мозговой штурм, где наставляемый не боится высказываться и предлагать свои идеи;
  • участие в конкурсах с общей группой обучающихся, где на основе личного примера с непосредственным участием в проекте возможно достигать больших результатов. 
Процесс самообразования педагога должен быть непрерывным, ведь это путь к повышению квалификации. Наставник должен пробудить желание к совершенствованию, сформировать мотивы, помочь найти рабочие механизмы самореализации наставляемого.
 
Список используемых и цитируемых источников:
  1. Никитина, В. В. Роль наставничества в современном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. №6 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nastavnichestva-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения: 29.01.2023).
  2. Барбасова, Д. М. Наставничество в современной корпоративной среде / Д. М. Барбасова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 265-268. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7877/ (дата обращения: 29.01.2023).
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Механизмы взаимодействия в наставнической паре