- Подробности
- Просмотров: 1271
Каюмова В. М. и Волянская Е. Ю.,
воспитатели ГБОУ детский сад №4
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Краеведение - средство ознакомления детей среднего дошкольного возраста
с предметным и окружающим миром
Воспитание ребёнка, безусловно, сложный педагогический процесс. В дошкольном возрасте достаточно активно развиваются представления о человеке, окружающем его социуме и культуре. В основе лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к своей семье, к самым близким – к маме, папе, бабушке, дедушке. Это корни связывают его с родным домом. Всё, что окружает малыша, что побуждает его удивляться, задумываться, рефлексировать, всё это в совокупности дарит ребёнку ощущение себя, как неотъемлемой части Родины.
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг» определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Особенно важно, чтобы дети знали об истории своего города, края: какие события происходили, какими людьми были наши предки, чем они занимались, как жили, имели представление о прошлом города, их славных традициях и обычаях. Человек любого возраста, проживающий на определенной территории, должен быть сориентирован как в пространственном, так и во временном отношениях. Непонимание того, как необходимо единство отмеченных аспектов в сознании человека, приводит к их разрыву в системе образования.
Именно поэтому, мы считаем, что краеведение - одно из сильных средств воспитания детей дошкольного возраста.
В процессе знакомства детей с фольклорными произведениями, а также наблюдений выяснилось, что существует дефицит представлений и знаний о русском народном быте, предметах промысла. Следовательно, возник замысел об ознакомлении детей с художественным, предметным и окружающим миром на краеведческом содержании. Краеведение - всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение - комплекс естественных и общественных исследований. Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по различным направлениям. Опорой нашей деятельности стало историческое (историко - культурное) и музейное краеведение. Как писал русский поэт Константин Симонов:
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину былую, какой её ты в детстве повидал»
Задачи краеведения для воспитанников: формирование единства эстетических чувств и нравственных ценностей; пробуждение в детях эмоциональной отзывчивости через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Знакомясь с предметом культуры, ребёнок приводит массу «экспериментов»: рассматривает, проверяет его на прочность, взвешивает, пытается определить температуру и материал из которого он сделан. Подобная деятельность способствует развитию личности, самостоятельности и доказательности суждений, позволяет удовлетворить естественную для ребёнка познавательную активность, позволяет понять назначение вещи, связанное с практической жизнью человека, и её символическое значение, как носителя культурных смыслов.
Цель нашей деятельности: развитие личности ребёнка в процессе общения со старинными объектами в многообразии их культурных смыслов и связей.
Важным организационно-педагогическим условием реализации нашей деятельности является активное участие не только воспитателей, детей, но и родителей. Детям было необходимо совместно с родителями выбрать из множества вещей ту, которая подходит для предстоящего занятия, рассмотреть её, вспомнить связанные с ней истории, поразмышлять о её месте в доме.
Работу по данной теме мы начали с младшей группы, основным направлением которой стало чтение фольклорных произведений, прослушивание музыкальных композиций, где дети могли услышать, как звучат гусли, бубен.
В средней группе тщательным образом были отобраны материалы для проведения образовательной работы, для того, чтобы вещи и предметы были интересны ребёнку и стали стимулом для его развития. Все вещи преподносились детям от девицы-красавицы в русском народном облачении, каждая вещь таила в себе загадку, содержала множество доступных ребенку смыслов.
Работа детей с вещами и предметами происходила в соответствии с темой недели.
В теме: «Посуда» были рассмотрены ряд предметов.
Например, самовар. Обсудив с детьми, как мы, городские жители, можем познакомиться с деревенским образом жизни, совершили путешествие из города в деревню, где нас встречала девица-красавица. Дети сначала рассмотрели, потом самостоятельно разобрали самовар, попытались измерить температуру, обсудили для чего он нужен был людям, из чего он сделан и как привести его в действие, при помощи чего нагревалась вода и вообще откуда эту воду брали и куда наливали.
Туесок. Детям предоставляется возможность рассмотреть несколько разных туесков, после чего каждый, кто ощупал туес пробует его описать: высокий или низкий, цвет, вырезан ли какой рисунок, из каких частей состоит, для чего, из какого материала сделан, легкий или тяжёлый, для чего у некоторых туесков сделаны отверстия.
Ложки. Началом нашей беседа стал рассказ о том, что ложка уже в древности считалась символом сытости, благосостояния и довольства. Все начали с удовольствием рассматривать ложки, сравнивать друг с другом. В следствии ребята узнают, что ложки вырезали из берёзы, липы. Также они увидели, что ложки бывают расписные, хохломские, а бывают обычные. Рассуждают, почему и для чего использовали каждую ложку. Сравнивают размер и форму. Как оказывается, мало кто из детей знает части ложки: черенок и черпак.
Закрыв глаза, прослушиваем издаваемые звуки от постукивания ложек друг по дружке, замечаем разницу в звуке от черенков и черпаков, пробуем на слух определить какими частями издаются звуки.
Далее мы работали по теме: «Мой дом. Бытовые приборы».
Утюг. Очень важно показать, что все предметы, которые нас окружают, появились не просто так! Каждый современный предмет — это результат творчества многих людей. А это значит, что творчество поколений продолжается, и каждый предмет можно сделать еще более удобным для человека!
Рассматривание утюгов прошло в несколько этапов начиная от экспериментирования с рубелем, где дети пытались методом проб и экспериментирования догадаться для чего он создан, далее следовало изучение цельнолитных утюгов и рассматривания старинного угольного утюга. Сранивая их было задано множество вопросов гостье, как они работали, из чего сделаны, почему такие тяжёлые старинные утюги, а современные очень лёгкие.
Следующая тема: «Обувь».
Лапти. Продолжая формировать потребность детей в познании рукотворного мира и совершенствовании знаний о предметах народного быта, девица-красавица сделала детям сюрприз, после дневного сна, они обнаружили, что в краеведческом уголке под скатертью что-то спрятано. Проведя ряд экспериментов, а именно, потрогав лапти, взвесив их, рассмотрев плетение, также ребята попытались походить в них. Помимо этого, дошкольники увидели первоначальный вид лыка и бересты, тем самым представили какой труд и усилия люди прикладывали, чтобы сделать себе обувь.
Актуальной темой для детей являются: «Игрушки».
У детей часто возникают вопросы познавательного характера о прошлом своего народа, о народных праздниках и, конечно же, об игрушках:
– Какими игрушками играли дети в прошлые времена?
– Отличались ли они от современных игрушек?
В культуре русского народа всегда особое место занимала игрушка. Начиная с младших групп детского сада, мы знакомим с этим видом народного промысла, особенно детей заинтересовало создание чучела на масленицу. Постепенно подводим к осмыслению понятия «народная игрушка», знакомим с историей возникновения. При показе кукол, просим подумать каких кукол можно добавить, чтобы получилась сценка из любимой сказки.
С каждым новым путешествием детей в деревню появляется всё больше предметов старины, быта и промысла в нашем групповом краеведческом музее.
Вся проведенная работа основана на беседах, размышлениях, сравнении, рассматривании, экспериментировании, чтении художественных произведений, которые отражают сценки из деревенской жизни. Подведением итогов стала беседа с детьми по ряду вопросов: Ты знаешь, во что играли раньше девочки и мальчики? Какие народные игрушки и игры ты знаешь? Какими предметами быта пользовались раньше? Я буду называть старинные предметы, а ты говори, какие сейчас есть похожие предметы: лапти, чугунок, рубель, туесок и т.п..
Таким образом, накапливается опыт общения со старинными предметами. Главная цель самостоятельной деятельности детей – сделать первые шаги в исследовании окружающей материальной среды.