- Подробности
- Просмотров: 14
Городецкая Татьяна Валерьевна,
заведующий ЦИО ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга
Кибербезопасность или как правильно бояться интернета!
Цифровая реальность современного детства часто заставляет нас задуматься над рядом вопросов:
• Стоит ли бояться интернета?
• Как объяснить ребёнку об опасностях в интернете?
• Как научить ребёнка безопасному поведению в цифровом мире?
Цифровая эпоха изменила мир настолько стремительно, что многие взрослые не успевают адаптироваться к новым реалиям. Современные дети с рождения окружены гаджетами и интернетом, воспринимая их как естественную часть своей жизни. При этом традиционные методы запугивания опасностями интернета часто оказываются неэффективными, ведь дети видят, как активно пользуются технологиями их родители, старшие братья и сёстры.
Что делать?
Необходимо выработать у ребёнка правильное отношение к цифровой безопасности. Кибербезопасность – это не про страх перед технологиями, а про понимание их работы и грамотное использование. Важно научить ребёнка «бояться интернета правильно», объясняя реальные риски и способы защиты, вместо того чтобы пугать абстрактными опасностями. В условиях растущей киберпреступности, в том числе и против детей, необходимо говорить и объяснять, как могут действовать преступники или мошенники. Какие глупости может совершить сам ребёнок.
Современные дети ориентируются в цифровом мире в разы лучше большинства взрослых. И сами дети тоже уверены в этом и это усугубляет проблему. Кибербезопасность – это больше про людей, чем про технологии. В ходе технического прогресса совершенствуются инструменты преступников, тогда как их человеческая природа остается неизменной. И жизненный опыт взрослого человека здесь придётся как нельзя кстати.
Цифровая безопасность начинается с понимания, что любое действие в интернете оставляет следы. Информация, которую мы публикуем в соцсетях, отправляем в сообщениях, не исчезает бесследно. Киберпреступники часто используют социальную инженерию – психологические приёмы, заставляющие людей совершать необдуманные поступки. Нужно очень аккуратно относится к тому, что вы пишите кому-либо, что выкладываете на различных сайтах. Самым слабым звеном любой системы остается человек и «взломать» его проще, чем обойти технические средства защиты.
Несмотря на все опасности, о которых мы вроде бы знаем, мобильный телефон стал неотъемлемой частью жизни. Мы уже не можем обходиться без него. Постоянно проверяем наличие новых оповещений и сообщений, испытываем страх потерять телефон и остаться без связи.
Этому состоянию даже дали название – номофобия. Сам термин происходит от английской фразы «no mobile phone». Номофобия официально не признана психическим заболеванием, но сопровождается симптомами, такими как учащенное сердцебиение и повышенное артериальное давление, одышка, беспокойство, тошнота, дрожь, головокружение, депрессия, дискомфорт, страх и паника.
Что это? Медицинское сообщество до сих пор ведёт споры на этот счет. Является ли это фобией, расстройством образа жизни или зависимостью?
А если ребёнок постоянно «сидит» в телефоне? Что с этим делать? Как его вытащить оттуда?
Как определить зависим человек от телефона или нет? Зависимость может быть не от самого гаджета, а от того, что человек делает при помощи него: если играет в азартные игры, то у него лудомания (пристрастие к азартным играм); если бесконечно смотрит видео – это обновлённая версия ТВ-зависимости; постоянно заказывает бесполезные вещи в интернет-магазинах – шопоголик. В большинстве случаев, можно уверенно сказать – нет зависимости «от телефона», «от компьютера» или «от интернета». Есть зависимости от конкретных шаблонов поведения, которые реализуются при помощи технических средств.
Но нельзя не обратить внимание на тот момент, что технологии принесли и новые виды зависимостей, которых раньше не было. Первая – зависимость от компьютерных игр, вторая – от социальных сетей. Ещё одна зависимость – селфи!
Чем же опасны эти зависимости для наших детей?
• Зависимость от компьютерных игр, когда геймеры не отрываются от компьютера по 70-80 часов подряд, может привести даже к смертельному исходу.
• Зависимость от социальных сетей. Сегодня социальны сети – это реальность современного мира. Они видоизменяются, эволюционируют, составляют друг другу конкуренцию, но уже никуда не уйдут. Интерфейс приложений социальных сетей разработан с целью «затянуть» пользователя на длительное время, а слишком долгое «зависание» является риском развития депрессии. Социальная сеть стала вселенной современного человека. Объединяя в себе возможности общения, развлечения, флирта, узнавания нового, самоутверждения, самовыражения, соцсеть становится реальностью для подростка и главная задача взрослых – не оградить ребёнка от соцсетей, а научить его позитивному и безопасному использованию.
• Страсть к селфи психиатры не признают болезнью, требующей лечения, но, к сожалению, это занятие совсем не безопасно. Большой популярностью у посетителей веб-сайтов пользуются экстремальные селфи, а если есть спрос на подобный контент, то есть и желание заработать на этом, удивить друзей, а может и весь мир. Иногда достаточно сделать один захватывающий, но неудачный кадр, чтобы расстаться с жизнью. Тем не менее, раз за разом люди такие попытки совершают. Установлено, что смертельные случаи, связанные с селфи наиболее распространены в Индии, России, США и Пакистане. Большая часть героев захватывающих селфи – мужчины около 23-х лет.
Обычно, подростки развлечения такого рода держат в секрете. И если родителям стало известно о таком увлечении своего ребёнка – уже хорошо. Но как поступить в такой ситуации? Рассказать о смертельных случаях из-за селфи? Возможно! Но нужно учесть, что одного ребёнка это заставит задуматься и не совершить фатальной ошибки, а другого – наведёт на новые идеи.
Но, конечно, соцсети и общение в интернете несут не только опасность. Изучив влияние интернета на развитие интеллектуальных способностей детей, российские учёные пришли к выводу, что у детей, регулярно пользующихся интернетом, успеваемость выше по сравнению с детьми, для которых пребывание онлайн сведено к минимуму.
Общение в социальных сетях помогает научиться выражать свои мысли, оформлять их в визуальные образы, вести дискуссии, вырабатывать стрессоустойчивость и в целом развивать эмоциональный интеллект. Кроме того, в соцсетях дети находят для себя достойные увлечения и хобби.
Что касается причин возникновения зависимости от социальных сетей, специалисты не сошлись в едином мнении, но ясно то, что для нормального человека риск попасть в зависимость от технологий очень низок. Кроме того, нужно разделять активного пользователя и зависимого человека.
Чаще, причиной детских зависимостей становится проблема в общении. В обычной жизни круг людей, которые могут дать ребёнку обратную связь, намного уже, чем в сети. И именно, в связи с этим родителям необходимо включаться в такую форму общения для того, чтобы не потерять контакт со своими детьми. Не стоит забывать, что технологии – это только инструмент для общения, игр, выражения себя. И, как таковые, не вызывают привыкание.
Делая вывод из всего вышесказанного: самое главное условие для обеспечения безопасности ребёнка в сети – это доверие ребёнка ко взрослому!
Литература:
1. Макаров С. Прекрасный, опасный, кибербезопасный мир – М.: 2022. – 568 с.
2. Баймедетова С.Д., Гранкиной Я.А. Статья Кибербезопасность в современном мире: актуальные угрозы и методы защиты, Международный научный журнал «Вестник науки» № 11 Том 1. Ноябрь 2024 г.
3. Пирлиев К., Махмудов К., Чунилова О. Статья Прогрессивные методы каиберзащиты, Международный научный журнал «Вестник науки» № 9 Том 2. Сентябрь 2024 г.