Салтыков Александр Сергеевич,

педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 430 Санкт-Петербурга

Издательская деятельность в школе:
что необходимо учитывать при создании
школьного средства массовой информации

 
В наши дни роль дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения заметно возрастает, так как с его помощью решаются важнейшие социальные проблемы развития задатков и способностей детей. Система дополнительного образования объединяет в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, способствует накоплению опыта творческой деятельности по свободному выбору. Одним из направлений в дополнительном образовании детей, способным реализовать данные задачи, является издательская деятельность по выпуску школьных средств массовой информации (газет).
Школьная газета была и остается самым простым и доступным средством обучения и воспитания подрастающего поколения. Именно поэтому многие образовательные учреждения начинают свою издательскую деятельность именно с газеты.
Цели создания школьной газеты: раскрытие творческих способностей учащихся, создание живой и активной информационной среды, обучение техническим возможностям новых информационных технологий в образовании.
Создание школьной газеты позволяет решает ряд задач: освещение событий школьной жизни; повышение интереса к учебе, общественной жизни класса, школы, района, страны; развитие информационной культуры учащихся; развитие творческих способностей и коммуникативных навыков; формирование гуманистического отношения к окружающему миру, принятию общечеловеческих ценностей; воспитание гражданственности, патриотизма.
Для самих подростков школьные газеты играют большую роль, они помогают учащимся развиваться и самообразовываться, учат выражать свои идеи, помогают лучше узнавать себя и окружающий мир; способствуют созданию в стенах школы устойчивого мини-общества, объединенного единым делом, где каждый участник ощущает свою значимость и причастность к решению школьных проблем. 
Выпуск школьных газет помогает расширить микро социальные связи не только в учебном учреждении, но и за его пределами. Еще одно важное качество, которое развивают газеты, – это чувство ответственности. 
Что необходимо учитывать при создании в школе средств массовой информации?
Надо помнить, что издательское дело – занятие коллективное, здесь нужна команда единомышленников, поэтому организационной частью работы является разделение функций, изучение опыта каждого члена команды в соответствии с его интересами и способностями. Как лучше распределить обязанности?  За основу можно взять модель, которая сформирована опытом многих поколений информационных издательств:
- главный редактор – руководитель кружка – генератор идей, духовный вдохновитель и организатор издательской деятельности в школе;
- помощники главного редактора – учащиеся старших классов, имеющие организаторские способности, любящие русский язык и литературу, планирующие связать свою профессиональную деятельность с издательством;
- журналисты, корреспонденты – учащиеся, с хорошими коммуникативными данными, способные собирать и обрабатывать информацию (желательно, чтобы возраст их возраст был разным, необходимо иметь интерес к поиску информации, умению общаться с людьми, обработке и написанию авторских текстов);
- фотокорреспонденты – учащиеся с хорошими коммуникативными данными и художественным вкусом (фотокорреспондентами могут стать те, кто любит фотографировать);
- дизайнеры – учащиеся, любящие рисовать, владеющие техникой рисования на бумаге или с помощью компьютерных технологий (в задачи дизайнера входит практическая верстка газеты в соответствии с темой номера, получение материала, подготовленного корреспондентами, подбор иллюстраций: фотографий, рисунков, графиков, таблиц и создание бумажной и электронной газеты;
- наборщики – учащиеся, способные выполнять набор текста на компьютере (наборщик – это люди, способные внимательно, не спеша выполнять работу по набору текста);
- корректоры – учащиеся, способные вычитывать текст, исправлять ошибки (корректоры – это люди, способные внимательно, не спеша выполнять работу по проверке на наличие опечаток и ошибок);
- верстальщики – учащиеся, способные осуществлять верстку газеты (верстальщиками могут стать учащиеся, имеющие интерес и опыт работы на компьютере).
Прежде чем начать издавать газету, необходимо прийти к единому мнению относительно её содержания, ответить для себя на следующие вопросы: «Кто является потенциальными читателями? Какую информацию они хотят получить от газеты? Как часто будет выходить газета? Какого формата и размера должна быть газета?».
Издательская деятельность в школе организуется и проводится школьным пресс-центром. Примерный план мероприятий по его созданию и функционированию включает в себя: проведение учредительного собрания по созданию школьного пресс-центра; разработку и создание структуры редакции школьного средства массовой информации; распределение обязанностей между учащимися, вошедшими в школьный пресс-центр; разработку положения о школьной газете; выбор названия газеты; организацию обучающих занятий по специальностям; предоставление возможности начинающим журналистам ежедневно пользоваться компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты; стимулирование учащихся к работе над созданием перового выпуска школьной газеты, проведение рекламной акции по созданию перового выпуска газеты, выпуск и презентацию первого номера; содействие расширению школьной газеты – увеличению объема и тиража; расширение состава пресс-центра.
Эффективность деятельности пресс-центра может быть обеспечен наделением его  полномочиями, в числе которых: проведение социологических исследований, рейтингования, опросов, интервьюирование; публикацию в газете объявлений, поздравлений; содействие развитию различных форм активности учащихся; проведение конкурсов, праздников; использование для работы школьной компьютерной и копировальной техники; публикация газеты на страницах школьного сайта, в социальных сетях; награждение активных членов пресс-центра за вклад в работу школьной прессы.
Многолетний опыт организации в школе издательской деятельности позволяет рекомендовать примерный перечень тем для выпуска газеты:
«Знакомство» (с начальными классами, с классами среднего звена, со старшими классами, с различными службами в школе, направлениями работы: спортивной деятельностью, экологическим движением и т.д.); «Подготовка к празднику» (можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются подростками); «Спортивная жизнь»; «Здоровый образ жизни»; «В мире интересного» (открытия, исследования, исторические справки); «Календарь школьных дел».
В перечень рубрик газеты можно включать: «Спортивные новости»; «Летопись школы» (история школы); «События, факты» (информационные новости школы); «Взгляд на события» (общественные события глазами учащихся); «История нашего города»; «Встреча с интересными людьми»; «Герои нашего времени».
Следует помнить, что школьная газета должна отражать события, явления и мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей, таких как мир, добро, здоровый образ жизни. Статьи должны быть жизнеутверждающими и оптимистичными. 
 
Список литературы:
  1. Аванесов Г.М., Путькина Л.В. Информационные технологии в допечатной подготовке СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015
  2. Круглова Л.И. Технология редакционно-издательского дела. Минск: БГТУ, 2015.
  3. http://www.redaktoram.ru/izdat_books.php
  4. Основы настольно-издательской деятельности Microsoft Office Publisher 2007/2010 / сост. Брыкова О.В. –СПб., 2007.
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Издательская деятельность в школе