Комиссарова  Наталья Анатольевна

учитель английского языка
ГБОУ школа № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Использование технологии web guests
при формировании универсальных учебных действий
на уроках английского языка

 
Формированию универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных сейчас уделяется особое внимание в образовании [1]. Поэтому в своей работе учитель должен ориентироваться на решение практических задач, которые неразрывно связаны профессиональной деятельностью учащихся. Такой формой обучения, которая позволяет ученикам оценить свои знания и возможности в соответствии со своими способностями и личностными качествами, осознать практическую востребованность различных специальностей и свою конкурентоспособность на рынке труда, являются web guests (далее – веб-квесты) [2].
 
Образовательный веб-квест является, своего рода, проблемным заданием, в котором значительную роль выполняют информационные ресурсы Интернета. Целью применения веб-квестов на уроках английского языка является развитие способности учащихся использовать иностранный язык в межкультурной коммуникации, т.е. развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
Веб-квесты имеют ряд преимуществ, позволяя использоватьне только информационно-компьютерные технологии, но и  решая целый ряд практических задач. Данная технология позволяет учителю выйти за рамки содержания и форм представления учебного материала. Веб-квесты развивают критическое мышление, посредством сравнения, анализа, синтеза и оценки найденной информации. Информационное пространство используется учителем для расширения творческих способностей и умений учащихся, которые на заключительном этапе выполнения работы, имеют возможность проанализировать свою работу как в группе, так и индивидуально. Все виды заданий на уроке направлены на формирование универсальных учебных действий, позволяя повысить мотивацию учащихся и уровень владения языком.
Веб-квест – это четко структурированный мини-проект, состоящий из введения (Introduction), задания (Task), описания порядка работы (Process) и критериев оценивания (Evaluation). Такую четкую структуру можно проследить на примере веб-квеста по теме «Школьная форма 21 века», созданного мною на площадке guestgarden, и используемого в 10 классе. Данный веб-квест нацелен на формирование навыков диалогической речи. Во введении (“Introduction”) используется конструктивный подход при формулировки цели веб-квеста, отвечая на личностно ориентированные вопросы и просматривая фото школьной формы разных школ. Тема веб-квеста должна быть проблемной и актуальной, тогда это позволит сформировать у учащихся мотивацию для прохождения веб-квеста и развить учебные универсальные действия.
В разделе «Task”прописываются все задачи для каждой группы, которые им необходимо решить для реализации поставленной цели. Задания могут выполняться в группах, парах или индивидуально.
В разделе “Process”дается пошаговое описание порядка работы для каждой группы и ссылки на сайты или видео (фото) материал, который отбирается, анализируется и систематизируется учащимися. Этот вид заданий направлен на обсуждение в группах найденной информации, принятии совместного решения посредством компромисса.Этот этап нацелен на формирование регулятивных УУД.Английский язык является единственно возможным при коммуникации. В ходе дискуссии по теме веб-квеста формируется единый, по возможности, подход к стилю, функциям и внешнему виду школьной формы 21 века.
Заключительным этапом работы является оценка своей деятельности (“Evaluation”). Достоинством веб-квеста являются критерии, по которым ученик, легко может осуществить самооценку и проанализировать работу других учащихся. Учитель же, используя рефлексию, подводит итог данного проекта, подчеркивая успешность каждого ученика, так как эта технология никого не оставляет безучастным. 
Потенциал веб-квестов огромен. Наряду с развитием речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенции, формируется мотивация к изучению иностранного языка, что является не маловажным при формировании универсальных учебных действий.
Существует ряд сетевых площадок для создания веб-квестов, например guestgarden, zunal и jimbdo.На подготовку веб-квеста уходит большое количество времени, но вы можете получить непревзойденный результат, тем более, что на поиск необходимой информации учащимся необходимо меньше времени, чем на выполнение заданий в учебнике, поскольку учитель предоставляет список необходимых сайтов.
При выполнении веб-квестов может возникнуть ряд трудностей: доступ к сети ограничен или маленькая скорость. Также данная технология требует определенного уровня владения компьютерной грамотности. Но это скорее проблема для учителя, а не для наших молодых «юзеров». 
Опрос участников веб-квестов показал, что такой вид деятельности оценивается ими положительно. Это не только возможность получения новых знаний, умений пользоваться глобальной Сетью, а также открываются перспективы профессионального роста, совершенствуются навыки группового решения проблем. Таким образом, технология web quests (веб-квестов) соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. 
 
Литература:
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004. 
2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Использование технологии web guests