Суслова Н.М.,

учитель начальных классов,
ГБОУ школа № 567 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Использование программных и технических средств во внеурочной деятельности  при работе с одарёнными детьми

Одарённость ‒ это способность человека достигать более высоких результатов в науке, искусстве, творчестве, спорте.
Таких детей в классе мы называем «звёздочками», они отличаются развитым кругозором, способностью быстро усваивать учебный материал, могут решать нестандартные задачи, а также стремятся самостоятельно узнать что-то новое. Учиться таким детям интересно, а учителю интересно таких детей учить. Ведь именно таким детям можно дать учебный материал в более расширенном, углублённом варианте, с такими детьми учитель работает в сотрудничестве и сотворчестве. Но, к сожалению, таких детей в классе очень мало. И при работе с одарёнными детьми тоже возникают проблемы. Талантливым детям часто недостаточно того материала, который даёт учитель на уроке. Им становится скучно, иногда они даже теряют интерес к учёбе. 
Как тогда организовать работу с одарёнными детьми?
Решить эту проблему можно через внеурочную деятельность. Здесь в большей степени реализуется личностно-ориентированный подход, предполагающий применение разных методов работы. В различных видах деятельности ребёнок может проявить себя, реализовать свои возможности.
Все дети любят проводить исследования, но особенно  это характерно для одарённых детей. Они стремятся получить новые впечатления, любознательны, им интересно экспериментировать, самостоятельно искать истину. Эти качества рассматриваются как индикаторы одарённости. Но исследовательской деятельности надо научить. Нужно сформировать умения и навыки исследователя, научить проводить их на практике. Ведь самые ценные и прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. 
Именно поэтому учителями нашей школы и был разработан курс внеурочной деятельности «Я познаю мир». Цель курса – сохранение и развитие в ребёнке исследовательского интереса к познанию мира.  Курс «Я познаю мир» предназначен для учащихся 2-4 классов. Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю. Занятия проводятся в классном кабинете, компьютерном классе, на свежем воздухе.
 
Содержание курса
  1. Познакомить с понятиями «исследователь», «исследование». Для чего человек исследует окружающий мир? Что такое научное исследование? Где и как происходит исследование в быту?
  2. Как и с помощью чего происходит познание окружающего мира? Знакомство с доступными методами исследования
  3. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Недостатки и преимущества метода наблюдения.  Задания  на проверку и тренировку наблюдательности. Знакомство с Космосом, созвездиями, планетами.
  4. Знакомство с приборами, использующимися в быту и в науке. Правила использования приборов. Проведение небольших исследований и измерений с помощью приборов. Способы фиксирования результатов измерений. Как правильно сделать вывод на основе измерений.
  5. Алгоритм проведения исследований. Проведение исследований в быту при помощи    доступных средств и цифрового оборудования. Учить делать обобщение и выводы по результатам исследования. Работа с нетбуками, цифровым микроскопом и Лаб-дисками.
На занятиях мы используем:
  1. Программы Stellarium, GCompris, Tuxmath). 
  2. Цифровой микроскоп Digital Blue QX 7 
  3. Лаб-диск - GlobLab 
Кратко расскажу о программах свободного программного обеспечения, которые мы используем на занятиях. Все они работают на основе операционной системе Linux и загружаются бесплатно.
Программа GCompris представляет собой пакет обучающих программ для детей до 10 лет, состоящий из различных упражнений и игр образовательного характера.
Программа TuxMath это бесплатная игра, цель которой научить детей математике, отработать вычислительные навыки. Она может быть использована как математический тренажер. Программа включает в себя несколько уровней сложности. Самый легкий уровень - знакомство с цифрами и арифметическими знаками. Самый сложный - решение уравнений, вычисления с отрицательными цифрами. С помощью этой программы ребенок знакомиться с цифрами, постепенно учится складывать и вычитать, умножать и делить.  
Программа Stellarium — бесплатная программа исполняющая функции виртуального планетария. Она отображает звёждное небо, таким, каким его можно увидеть невооружённым глазом, в бинокль или телескоп. В программе можно указать место и время вашего расположения и увидеть звездное небо в любое время суток и в любую погоду.
В масштабе реального времени в Stellarium прорисовываются трехмерное изображение неба, отображаются звезды, созвездия и планеты, а также узнать краткую информацию об этих объектах.
 
Приведу пример урока с использованием программы Stellarium
 
Занятие по внеурочной деятельности
Курс «Я познаю мир»
Тема: «Звёзды и созвездия»
Учитель: Суслова Н.М.
 
Цель: формировать представления о разнообразии звезд, созвездий
Задачи: формировать представления о разнообразии звезд, о созвездиях; продолжить развивать умение целенаправленно наблюдать небесные тела, развивать воображение и фантазию; воспитывать интерес к наблюдению звезд и созвездий, эстетические чувства красоты и гармонии.
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Предметные: расширение представлений учащихся о звездах и созвездиях; развивать исследовательские умения, учить описанию природных объектов; выдвигать гипотезы и доказывать их, понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнять
Личностные: формирование представления о едином, целостном образе мира;  развитие познавательного интереса, учебной мотивации.
Метапредметные: умение получать информацию из различных источников, перерабатывать её, анализировать и передавать. 
Универсальные учебные действия:
  • Регулятивные учебные действия: умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Познавательные общеучебные действия:  умение извлекать информацию из разных источников и  её перерабатывать.
  • Познавательные логические действия:  умение проводить анализ, синтез, обобщение; формулировать и учить решать поставленную проблему.
  • Коммуникативные учебные действия:  умение слушать и слышать учителя и друг друга,  умение уважать позицию собеседника и его точку зрения, аргументированно доказывать свою точку зрения.
 
Оборудование: Проектор, презентация «Звёзды и созвездия», нетбуки у учащихся, программа свободного программного обеспечения Stellarium (planetarium).
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Использование программных и технических средств во внеурочной деятельности