- Подробности
- Просмотров: 461
Бордак Е.И.,
музыкальный руководитель
Латышева О.А.,
воспитатель
ГБДОУ детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Использование музыкальных кинезиологических игр и упражнений в совместной работе воспитателя и музыкального руководителя
Современные дошкольники находятся в условиях необходимости обработки и усвоения большого потока получаемой информации. Перед педагогами и специалистами дошкольного образования стоит задача постоянного поиска эффективных форм и приемов развития детей, профилактики и укрепления их здоровья.
Каждый педагог детского сада решает свои программные задачи, но деятельность всех участников образовательных отношений в единой образовательной среде преследует общую цель – оздоровление детей и их подготовку к дальнейшему обучению. Благодаря взаимосвязи между специалистами, мы создаем оптимальные условия для развития воспитанников общеобразовательных групп и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Современные педагоги, всё чаще сталкиваются с необходимостью снижать утомляемость и снимать излишнее напряжение у детей, с недостаточным развитием у них пространственных представлений, внимания, речи, памяти, слабой координацией между глазом и рукой, голосом и слухом, с несовершенством развития мелкой и крупной моторики. Поэтому, для более устойчивого положительного результата совместно с применением традиционных методов психолого-педагогического воздействия, мы решили рассмотреть по-новому синтез развития умственных и творческих способностей дошкольников, и подошли к этому через применение кинезиологических упражнений с музыкальным сопровождением, как одну из актуальных технологий здоровьесбережения.
Целью использования кинезиологических упражнений является синхронизация деятельности обоих полушарий и активизация деятельности мозга через простые движения. Для достижения данной цели ставится ряд задач:
˗ оздоровительные: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие рече-двигательной системы, моторной функции и дыхания;
˗ образовательные: развитие памяти и внимания, пространственных представлений, ловкости и координации движений;
˗ воспитательные: умственное и эстетическое развитие;
˗ коррекционные: развитие речи и неречевых психических процессов.
Исходя из многообразия направлений использования кинезиологических упражнений мы выделили для себя те, которые можно непосредственно использовать в деятельности воспитателя и музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста. В практике детского сада метод кинезиологии используется, как система упражнений, сопровождаемая речью, музыкой или пением. В качестве музыкального сопровождения к упражнениям выступают небольшие простые и понятные детям песенки, фрагменты знакомых музыкальных произведений, фольклора и авторские мелодии, которые позволяют создать позитивный настрой у детей, помогает в запоминании последовательности движений, направляет на ритмичность выполнения упражнений. Сочетание музыкального сопровождения и игровой формы дают больше эффекта, чем простое механическое заучивание движений. Такие задания развивают детей и доставляют им большое удовольствие.
Вся совместная работа музыкального руководителя и воспитателя строится на основе подбора тематического речевого и музыкально-ритмического материала, создания соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Мы активно сотрудничаем и взаимно обогащаем друг друга. Кинезиологические упражнения с музыкальным сопровождением включаются в режимные моменты в течение дня или используются как организующее звено, которое позволяет настроить детский организм на плодотворную работу в образовательной деятельности.
Система применения кинезиологических упражнений с музыкальным сопровождением выстраивается в соответствии с возрастом и возможностями воспитанников. Игровые упражнения и мелодии включаются в работу с воспитанниками по степени усложнения, от самых простых и доступных к более сложным. Выполняются детьми сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками одновременно, ассиметрично и перекрестно.
В младшей и средней группе дошкольного возраста у детей ещё очень слабая моторика и координация. Поэтому, упражнения с ребятами младшей группы выполняются в медленном темпе сначала ведущей рукой или симметрично расположенными пальцами, а затем – одновременно двумя руками.
Более плодотворная работа начинается в старшем дошкольном возрасте, когда дети не просто повторяют за педагогом упражнения, а осознанно подходят к выполнению каждого движения и даже выполняют их самостоятельно. Увеличивается объем заданий и разнообразие используемого музыкального материала, ускоряется темп выполнения. Используются одновременные разнотипные движения рук, сопровождаемые пеним. В отличие от «содружественных» движений, разнотипные движения расширяют резервные возможности функционирования мозга, развивается координация движений, звуковысотный слух, музыкальное мышление. И, конечно, возникает необходимость сделать разработанный материал доступным для всех участников образовательного процесса, особенно для часто болеющих и редко посещающих детский сад детей. Информационный обмен между педагогами и родителями осуществляется посредством создания дистанционных музыкально-игровых моделей, которые включают в себя авторский практический видеоматериал, у родителей появляется возможность принять непосредственное участие в образовательном процессе, находясь дома с ребенком.
Сочетание движения, музыки и речи является прекрасной базой для развития темпа, ритма движений и речи детей. Благодаря использованию данной здоровьесберегающей технологии, дети начинают лучше концентрировать своё внимание, у них повышается работоспособность, движения становятся более координированными, развивается речь, слух, чувство ритма. Не смотря на то, что использование кинезиологических упражнений это уже широко известная и применяемая различными специалистами технология, в ней всегда можно найти огромное количество идей для творчества педагога.
Список используемой литературы:
1. Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Деннисон , «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей.- М.: Весь, 2016