- Подробности
- Просмотров: 1305
Ушакова Елена Борисовна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 413 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Инновационные игровые технологии обучения предмету «Окружающий мир»
Выработать способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного накопления нового социального опыта, сформировать универсальные учебные действия – это задача учителя, которая решается педагогом в процессе реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.
Освоение нового детям дается нелегко, столкновение с трудностями часто порождает у них чувство неуверенности в собственных силах. И тогда учитель использует игровые формы обучения, цель которых помочь ребятам усвоить наиболее сложные темы программы.
Играть во что-то новое увлекательно, интересно, особенно когда все получается. Появляется дух соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Здесь для ребенка важен результат, успех. Суметь поддержать игру, увлечь – это мастерство учителя.
Первые два года обучения предполагают использование сюжетно-ролевых игр на бытовые, производственные темы. Также детей увлекают театрализованные и имитационно-ролевые игры, в которых ребенок может проявить творчество, помечтать. Их любимые герои на уроках – это сказочные персонажи, герои эпоса, увлекательных историй про ребят-сверстников. Учащиеся с удовольствием расшифровывают ребусы, разгадывают кроссворды, проводят заочные экскурсии. Каждый ученик может быть активным участником события и включаться в игру в форме, адекватной его способностям и таланту. Каких только ролей здесь нет: ботаники, зоологи, архитекторы, историки, эксперты, экскурсоводы.
Популярными в школе стали уроки в виде телерепортажа, сказки, клуба знатоков или путешествия на ракете, на паруснике и т.п. На занятии ребята активно участвуют в поиске различных вариантов учебных задач, определяют способы их решения, составляют вопросы к проблемам и проблемным ситуациям. Учитель, наблюдая за ходом игры, может изменить ее условия, уточняя или развивая задачу, упрощая или усложняя ее. В результате младшие школьники овладевают мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием, обобщением.
Дидактические и подвижные игры выполняются по определенным правилам.
Игры с сюжетно-природоведческим содержанием используются на экскурсиях. Чтобы ребята все были вместе, чтобы каждый чувствовал и понимал ответственность за себя и других, организуются командные соревнования. У каждой команды есть свой капитан, который направляет деятельность группы. Главное, нужно как можно чаще подводить итоги и показывать ребятам, что совместные согласованные действия приводят к успеху.
Применение на уроке компьютерных технологий помогает сделать занятие более наглядным и привлекательным, ввести элементы научности и создать ситуацию активной заинтересованности. Такие игры, как правило, по продолжительности занимают третью часть урока. Мультимедиа помогают вызвать и развить мотивацию, коммуникативные способности, аккумулировать фактические знания, сформировать необходимые умения и навыки, повысить информационную грамотность. Эти технологии удобны тем, что их можно использовать как элемент любой игры.
Работая по учебнику «Окружающий мир» А.А. Плешакова, ребята познают новый материал с муравьем Вопросиком. Как включить этого героя в сюжет на различных этапах урока – творческая задача для учителя. На основе тестов автора учебника легко составить викторину к любому уроку. С её помощью можно быстро проверить и оценить знания предмету, пробудить интерес учащихся к изучаемому материалу. Викторину можно провести как фронтально, так и с группой детей. В любом случае важно, чтобы проходила она в достаточно быстром темпе, а итоги подводились после каждого задания.
При составлении вопросов необходимо учитывать, что некоторые виды заданий вызывают затруднения у учащихся. Прежде всего, это задания, требующие ответов развернутого плана или перечисления большого количества признаков или фактов, задания на воспроизведение энциклопедических знаний и т.п. Но не менее важно, чтобы вопрос или задание не были очень простыми или банальными.
В качестве иллюстрации к сказанному можно привести пример такой викторины по предмету «Окружающий мир».
Рис. 1. Викторина Вопросика к уроку «Что у нас под ногами?»
Разнообразить приемы обучения можно с помощью игры в музей муравьишки Вопросика, она, как правило, проводится в форме заочных экскурсий. Ребята могут стать экскурсоводами, знатоками и рассказать классу о том, что уже хорошо знают. Подготовку к выступлению детей осуществляет учитель, предлагая ребятам задания по теме. Они сами решают, куда и с какой целью отправятся с классом (в исторический зал, в планетарий, ботанический сад). Благодаря таким экскурсиям лучше усваивается школьная программа, дети овладевают широким спектром навыков, развивают мыслительные и коммуникативные способности.
Рис. 2. Музей муравьишки Вопросика
Еще одной продуктивной формой работы может стать «посещение муравьиной мастерской», где ребят встретит научный сотрудник-муравьишка и по определенному плану проведет исследовательскую работу: выполнит с ребятами задания, подведет итоги.
Рис. 3. Муравьиная мастерская
Можно «пригласить» на урок Вопросика и попросить ребят помочь провести игры «Лото», «Собери картинку». Дети сами быстро раздадут карточки и примутся за работу в парах, группах. Эффективность такого занятия будет намного выше, кроме того, дети овладеют необходимыми регулятивными навыками.
Можно устроить с Муравьишкой видеоконференцию в кинотеатре «Травушка-муравушка». Достаточно предложить кому-то из учеников доступные задания, показать на занятии видеоурок, презентацию или фрагмент записи по теме, и мы увидим, как сама игра увлечет детей и трудный материал усвоится сам по себе.
Одной из игровых форм обучения на уроках окружающего мира является работа над оформлением диорамы. В большой коробке заранее оформляется фон. Ребята к уроку приносят различные предметы и расставляют их в диораме. Если, например, изучаем лес – приносим маленькие игрушки животных, о которых расскажут ученики. Изучаем птиц – на веточку повесим вырезанные и раскрашенные детские поделки. Ребята несколько дней будут подбегать к диораме, любоваться ею и стремиться сделать ее более познавательной. Потому что игра дает возможность детям чувствовать себя комфортно в учебном процессе, а учителю – сделать урок продуктивным, интересным и увлекательным.
Литература
1. Л.В. Шмелькова «Проектирование инновационной деятельности» Курган, 2006.
2. Н.Р. Юсуфбекова. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. М., 2009.
3.А.А Плешаков «Тесты»