- Подробности
- Просмотров: 715
Полякова Аксана Владимировна,
учитель ГБОУ школы № 602 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Шульжик Елена Витальевна,
учитель ГБОУ школы № 436 Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Информатика плюс…»
Педагогический потенциал интегрированных уроков
Каждый учитель, который увлечен своим делом, непременно думает о том, что его ученики станут в будущем настоящими творцами, людьми, стремящимися познать непознанное.
Как же обучить ребят в условиях современной школы, научить их творить и мыслить? Достичь повышения качества образования на уроках?
Логично ответить на эти вопросы: сколько педагогов – столько и мнений! Но, несомненно, одно – у ученика должен быть широкий диапазон возможностей для творчества и его применения. Тогда ребенок сможет найти свое любимое занятие. А именно занятие любимым, увлекательным делом дает человеку возможность раскрыть свой талант и проявить себя как личность.
При интегрированном обучении сходство принципов и идей учебной деятельности прослеживается лучше, чем при преподавании разных предметов по отдельности. Ведь при этом проявляется возможность применить полученные сведения одновременно в различных областях знаний, а именно: теоретической, прикладной и, конечно же, практической. Система интеграции уроков предполагает равноправное и равномерное соединение схожих тем всех предметов, изучение которых в школе тесно переплетаются на каждом этапе урока.
Каковы же главные цели интеграции уроков? Это, прежде всего создание у учащегося целостного представления о мире, обо всем, что его окружает, с чем он взаимодействует; формирование мировоззрения.
Возможны различные формы интеграции с информатикой: уроки с применением ИКТ, установление «межпредметных» связей между информатикой и другими предметами.
И учитель, и ученик такого «интеграционного содружества предметов» должен осознать то новое, что ему предстоит сделать. Педагог сразу не может привыкнуть к тому, что ему уже предстоит разрабатывать свой урок не в одиночку, а нужно всегда быть в курсе открытий и проблем другой науки, другой области знаний. Сложно не только психологически привыкнуть к новым обстоятельствам, которые возникают в практике интегрированного ведения урока, но и к новым возможностям, которые она открывает. Учитель не сразу приучается к такому «комфорту», который возникает при постоянной поддержке в освоении учениками новых умений и знаний. Не сразу отвыкает повторять материал другого предмета, к чему приучает практика «межпредметных» связей. Постоянно применяя все новые технологии, учитель удивляется порой тому, как обучающиеся быстро приобрели необходимые знания, навыки и освоили необходимую информацию.
Ученики видят практическую направленность информационной технологии и применение информатики и ее основ в дальнейшей деятельности при проведении интегрированных уроков.
Конечно, интегрированный урок важно отличать от урока с «компьютерной поддержкой», когда учитель информатики выступает в роли консультанта или лаборанта. В этом случае его роль сводится к обеспечению урока по какому-либо предмету техническими средствами обучения, демонстрации программного продукта.
Такой урок подразумевает, что оба предмета будут равноправны, распределение времени на нем, отведенное для каждой дисциплины и каждого учителя, примерно одинаково. На интегрированном уроке ставятся цели и задачи для каждой из дисциплин. Итог урока и выставление отметок проходят также по двум предметам.
Чтобы достичь поставленных целей учителя должны продумать такие приемы, с помощью которых они могут указать на важность изучаемого вида деятельности для разнообразных сфер жизни. Ниже приведены некоторые примеры таких приемов.
‒ «Реакция удивления» ‒ «Где это возможно, как это может звучать, где это можно посмотреть или услышать, где это существует и существует ли ? … и т.д.».
‒ «Напоминание» ‒ прием заимствования материала. Например, показываем модель объекта и спрашиваем, что помнят ребята о нем.
‒ «Возможность сравнения» ‒ «Вы на уроке математики строили схему, график… Вспомнили? А сейчас? Похоже то, что было на то, что получилось у нас?»
‒ «Мнимая ошибка» («ожидание узнавания») – нарочно поступаем неточно, предлагая исправить ошибку, или вводим элемент материала другого предмета, делая паузу, ожидаем продолжение.
Интегрировать с информатикой можно все предметы!
С помощью текстового редактора и интерактивных презентаций целесообразно изучать предметы гуманитарного цикла.
Материал по истории или обществознанию можно оформить в виде презентаций или мини-сайтов.
По русскому языку можно предложить выполнить задания не в тетради, а на компьютере.
Задания английского языка можно выполнить, используя компьютерные онлайн-переводчики.
При помощи табличных процессоров или написания программ можно решить задачки по математике, физике, экономике.
На уроках физкультуры можно рассмотреть все фазы физического упражнения в замедленной видео- и фотосъемке.
Создать презентацию, просмотреть видеофрагменты по теме, нарисовать то, что изучили на уроках ОБЖ.
А вот уроки музыки будут полноценными и более интересными, если использовать компьютер для представления изображения музыкальных инструментов и их звучания. Или с помощью специальных программ попробовать самим написать музыку или подобрать аккорды.
Используя различные графические редакторы, можно великолепно провести интегрированный урок рисования.
Таким образом, интегрированные уроки позволяют достичь цели адаптации учащихся в современном мире, а также способствуют реализации принципа объединения различных частей научного знания.
Конечно, наше общество постоянно развивается и через систему образования выдвигает и реализует новые требования, как к педагогу, так и к ученику, а значит, и к качеству образования.
Когда в школах вводятся интегрированные уроки, используются компьютерные технологии, у педагогов появляется реальный инструмент для того, чтобы научить ребенка видеть мир целым, а не разрозненным на сведения из разных предметов, которые быстро забываются и не находят применения в жизни. Это, в свою очередь, позволяет развивать такие качества как обучаемость, способность к освоению новых видов деятельности, способность мыслить и творить.
Литература:
- Екжанова Е. Основы интегрированного обучения. Издательство: Дрофа, Москва. - 2008.
- Коложвари И., Сеченникова Л. Как организовать интегрированный урок. // Народное образование. –1996 г.- №1.-С.87-89.
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988.
- Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения.- Л.,1990.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: 1996.
- Думина И.В. Педагогические технологии в обучении географии./Современный урок географии Ч.2 - М.: Школа-Пресс, 2001. (География в школе. Библиотека журнала. Вып. 5)
- Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система// Педагогика. .-1997.- №4.-С. 24-28.