Сергеева О.В.,

Старший воспитатель
ГБДОУ детский сад № 31 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОУ: самодиагностика и саморазвитие профессиональных компетенций

 
Одной из технологий профессионального развития педагога служит индивидуальный образовательный маршрут. 
Индивидуальный образовательный маршрут – это личный, отличающийся характерными признаками путь следования, который представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы профессионального развития при осуществлении методического сопровождения. 
Основанием для повышения мастерства педагогов в форме построения индивидуального образовательного маршрута являются: 
изменения, происходящие в образовании; 
запросы и потребности участников образовательного процесса. 
На слайде вы видите алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога. Первый пункт это самодиагностика профессионального мастерства. Этот пункт очень важен. Самодиагностика позволяет педагогу самому увидеть пробелы в теоретических знаниях, определить трудности в практических умениях, а также обнаружить недостатки в профессиональных компетенциях.
Для того, чтобы педагоги почувствовали ответственность за заполнение ИОМ, заведующий издал приказ о структуре индивидуального образовательного маршрута педагога, в котором были также указаны сроки заполнения, ответственные.
Таблицы для заполнения индивидуального маршрута мы сделали в Яндекс, чтобы работать над ними совместно: старший воспитатель и педагог.
Структуру мы предложили следующую: ИОМ состоит из 4-х страниц:
1-ая страница – сведения о педагоге. 
Вторая страница – самодиагностика. Для самодиагностики педагогам предлагаются тесты, опросники, анкеты. Педагог заполняет их,  а затем ссамостоятельно сравнивает свои ответы с правильными. Уже в процессе работы над самодиагностикой педагог понимает, какие у него имеются пробелы в профессиональном плане, какие компетенции ему необходимо повысить. Старший воспитатель, со своей стороны, также видит все результаты работы над тестами  и опросниками. Анализ этих результатов предоставляет возможность определить индивидуальные потребности педагогов  профессиональном развитии и предложить им индивидуальные , более углубленные тесты. Интересные, актуальные для современного образования вопросы, которое вызывают неоднозначную реакции, противоречивые ответы, помогают активизировать педагогов, пробудить в них интерес к обновлению своих теоретически знаний и практических умений.
 На втором этапе   педагоги составляют план самообразования, планируют мероприятия, которые позволят им развивать профессиональные компетенции. Роль старшего воспитателя  - помочь педагогом выбрать литературу, вебинары, КПК , запланировать консультации, назначить коуча или наставника.
Далее педагоги по мере прохождения мероприятий отмечают их в своих маршрутах и потом опять идет анализ.
Так как у нас в этом году нет молодых специалистов, все педагоги уже имеют кв категорию, стаж от 3 лет, вместо наставничества в этом году мы решили ввести коучинг. Коуч более широкое понятие, чем наставник. Коуч не наставляет, а помогает, взаимодействует, помогает. ПО результатам ВСОК мы приняли управленческие решения и назначили коучей тем педагогам, у которых возникли проблемы. Здесь стаж работы и опыт не имеет значения, имеют значения только те трудности, которые испытывает педагоги, наоборот, те достижения, которые есть  у педагога. Очень хорошо работает коучинг на обучении ИКТ. Есть возрастные педагоги, которые испытывают трудности с ИКТ и есть молодые, которые умело использует информационные ресурсы в образовании. Назначить наставником воспитателя, которому 25 лет с опытом работы в педагогике 4 года воспитателю, которому 60 лет с опытом работы 35 лет? Нет, мы назначим ему коуча, который поможет разобраться с той или иной технологией. Кроме использования ИКТ, трудности у многих педагогов с проведением детских советов, особенно в группах раннего возраста и младших, а также с взаимодействие  с семьями – это в основном, у педагогов с небольшим педстажем.
Трудности:
1. Таблицы Яндекс: часто висят, не сохраняют данные.
2. Не все педагоги понимают, как пользоваться таблицами.
3. Не все педагоги адекватно себя оценивают.
4. Не все педагоги понимают, что делать с самооценкой. Оценили, а дальше что?
Над решением этих вопросов мы планируем работать в дальнейшем.
Подводя предварительные итоги, можно сказать, что это хоть и трудозатратная, но нужная работа, которая, несомненно, помогает повысить уровень профессиональных компетенций педагога и увидеть перспективы его развития как профессионала.
 
Источники
Нормативные документы:
1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) (воспитатель, учитель) (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от «18» октября 2013 г. № 544н), 
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., 
3. Распоряжение Комитета по образованию от 23.07.2021 № 2116-р «О создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 3273-р «Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»;
5. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 3, 2022
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОУ: самодиагностика и саморазвитие профессиональных компетенций