- Подробности
- Просмотров: 655
Финаева Т. В.
методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга
ИКТ-компетентность современного педагога
«Кто владеет информацией – тот владеет миром»
/Натан Ротшильд/
В результате стремительного развития науки и техники роль информации выросла. Современный мир невозможно представить без информационных технологий. Они проникли во все сферы деятельности современного общества и, образование не является исключением. Высокие темпы развития науки и технологий сделали научно-техническую революцию естественным процессом. Таким образом, формируется совершенно новое информационное общество, которое предъявляет высокие требования к формированию личности. Личности разносторонней, духовно богатой, самореализующейся. А условия формирования такой личности обусловлены необходимостью совершенствования методов и форм обучения, стратегии отбора содержания образования. Решением проблемы такой модернизации является информатизация образования.
Процесс информатизации образования играет важную роль в современном мире и обществе и его следует рассматривать как новый подход к организации учебно-воспитательного процесса. От него зависит качество образования. Информатизация образования – это не только применение средств ИКТ в образовательных учреждениях, но и совершенствование системы организации учебной деятельности и органов управления образованием. Информатизация образования включает в себя целую систему мероприятий:
- оснащение образовательных учреждений и органов управления образованием аппаратными и программными средствами;
- разработка высококачественного программно-методического обеспечения;
- размещение информационных образовательных ресурсов;
- формирование информационной культуры у педагогов, учеников и их родителей;
- обучение педагогов на курсах повышения квалификации в сфере информационных технологий.
Успех самого процесса информатизации образования зависит от квалификации и компетенции специалистов, влияющих на его формирование и развитие.
Только учитель, способный работать в информационной среде, может подготовить конкурентоспособных выпускников.
В настоящее время ситуация складывается так, что молодое поколение использует информационные технологии не в целях образования, а с целью развлечения. Для того, чтобы интерес обучающихся в использовании информационных технологий был направлен на получение новых знаний и поиск информации в научных целях, рядом должен быть компетентный педагог, способный обучить основам владения информационными технологиями, пробудить интерес у нового поколения «добывать» знания самостоятельно, научить ориентироваться в огромном информационном пространстве, выделять главное и игнорировать пагубное. Для того чтобы стать хорошим проводником для своих учеников по информационному обществу учитель четко должен осознавать влияние ИКТ-технологий на развитие личности ребенка, на развитие современного общества, на систему образования. А для этого учитель должен обладать информационной компетенцией. ИКТ-компетентность один из основных показателей профессионализма.
В профессиональном стандарте педагога говорится о том, что ИКТ-компетентность складывается из общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической компетенций. Следовательно, педагог компетентный в среде информационных технологий – это педагог, обладающий не только информационной грамотностью, но и информационной культурой.
Информационная культура определяется как целостная система общей культуры человека и его профессиональных качеств. Это и культура коллективного взаимодействия в области ИКТ, и умение формулировать свои потребности в информации. Искать, перерабатывать, создавать качественно новую информацию, свободно в ней ориентироваться, что не исключает адаптивность и гибкость мышления.
В связи с тем, что информатизация все больше охватывает наше общество, роль информационной культуры возрастает, а формирование информационной культуры личности закладывается еще в школьном возрасте. Следовательно, учитель всегда должен быть немного впереди и постоянно повышать свою информационную компетентность. Здесь и появляется необходимость создания системы непрерывного обучения педагогов.
Для непрерывного повышения ИКТ-компетентности учителей организуются курсы повышения квалификации, проводятся различные конкурсы методических разработок уроков и занятий с применением информационных технологий. Создаются образовательные блоги, сайты, страницы и группы в социальных сетях. Организуются вебинары и видеоконференции.
Владение информационными технологиями в широком спектре дает современному педагогу большие преимущества. Появляется возможность проиллюстрировать или даже смоделировать какие-то процессы, которые нельзя наблюдать в повседневной жизни. В связи с этим происходит экономия учебного времени. Учащемуся намного интереснее изучать предмет с использованием ИКТ-технологий через привлечение его личного опыта. Ученик становится субъектом образовательной деятельности. Он усвоит материал, предложенный к самостоятельному изучению через информационные технологии быстрее и качественнее, чем тот же материал изложенный учителем по учебнику. Таким образом, повышается мотивация учеников к предмету, а в связи с этим активизируется познавательная деятельность.
На данный момент не все педагоги обладают компетенциями, требуемыми для организации современного образовательного процесса. Ошибка современного педагога состоит в том, что он использует новые информационные средства в традиционной системе обучения. Появление новых технических ресурсов должны служить стимулом для обновления педагогических технологий и непрерывного педагогического роста.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: педагог, компетентный в информационных технологиях – это педагог, отлично освоивший средства ИКТ, способный оценить дидактические возможности этих средств и спроектировать процесс обучения так, чтобы достичь максимально высоких результатов.
Список источников:
1. Зверева Ю. С. Информатизация образования // Молодой ученый. — 2016. — №6.3. — С. 23-26. — URL https://moluch.ru/archive/110/27234/ (дата обращения: 10.10.2019).
2. Чернобай Е.В. Информатизация образования: современные подходы к реализации процесса. https://cyberleninka.ru/article/v/informatizatsiya-obrazovaniya-sovremennye-podhody-k-realizatsii-protsessa
3. Ванина Т.А. «Исторические вехи процесса информатизации образования». https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/11/23/istoricheskie-vekhi-protsessa-informatizatsii-obrazovaniya