Медникова Н.В.,

педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 13 
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Играю – значит живу!

 
Круглое личико, курносый носик, нежные кудряшки, трогательная улыбка и огромные, распахнутые глаза готовые поглотить весь мир сразу и целиком.
Самое большое желание маленького человека – стать большим и сильным, как папа или вырасти стройной и красивой, как мама. И ребенок, ведомый этим непреодолимым желанием, надев мамины туфли и накрасив губы помадой старшей сестры, строго говорит расставленным по комнате куклам: «Я на работу! Не надо плакать, мне нужно зарабатывать деньги, а то не будет у вас игрушек!..», - и, с чувством собственного достоинства, удаляется из комнаты, здороваясь по пути с невидимыми людьми. «Как быстро растут дети! Как стремительно летит время!», - изумляются родители.
Скорость формирования новых качеств у ребенка впечатляет взрослых, растущие потребности – ставят их в тупик. Вместе с тем, давно известно, что детство – это период наиболее быстрого и интенсивного развития человека, период, когда возникают новые формы самостоятельности и самодеятельности, характеризующиеся фактами свойственными только этому периоду жизни человека [1]. 
Все, чем увлеченно занимается ребенок, он называет игрой: возню со сверстниками, постройку башни из кубиков, рисование палочкой на песке, катание на ледяной дорожке, даже элементарное манипулирование предметами – для растущего человека игра. Лишь осознав свое «Я», малыш врывается в мир взрослых, научается принимать на себя роли и отражать в своих играх наиболее яркие, эмоционально окрашенные события из своей маленькой жизни. Сюжетно-ролевая игра для ребенка – это окно в такой недоступный, не совсем понятный, иногда даже запретный, и поэтому очень желанный, мир взрослых. Ребенок не сообщает нам кто он в этой игре, но по интонации голоса, по мимике и жестам, по формулировке фраз мы сразу узнаем в какого взрослого в данный момент «понарошку» превратилось наше чадо. С точностью пародистов дети улавливают значимые или просто ярко запечатлевшиеся моменты из окружающей их жизни, украшают их своими детскими наивными фантазиями, и знакомые сюжеты приобретают новую жизнь, такую какой видят их маленькие режиссеры.
Ценность сюжетно-ролевой игры для ребенка неизмерима, это единственная   возможность «стать взрослым» в три года, не подвергая опасности себя и близких. Игровая деятельность ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, но она никуда не уходит во все последующие периоды жизни человека, ежедневно взрослые люди принимают на себя десятки ролей, порой не осознавая, в кого они «играют» в настоящий момент. 
Игра – это не только удовольствие, но трудоемкая работа для малыша. Ведь в игре всегда есть правила, которые надо соблюдать, есть собратья по игре и с ними нужно уметь договариваться и еще много условий нужно выполнить, чтобы игра получилась. Сам ребенок не способен научиться всему этому, ему просто необходима помощь взрослого, умеющего и любящего играть, понимающего потребности и возможности малыша.  
Деятельность дошкольных образовательных учреждений регламентируется нормативными документами различного уровня, которые определяют и регулируют качество оказываемых услуг в каждом детском саду. В 2015-2016 учебном году заканчивается переход учреждения на ФГОС ДО, в котором детально описаны принципы, цели, задачи современного дошкольного образования. Одним из основных принципов данного документа является: «Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду» [2]. Для того, чтобы руководствоваться данным принципом, необходимо знать ответы на следующие вопросы: «В чем уникальность и самоценность детства? Что значимо для маленького человека в этот период жизни? И что с ним происходит?» 
Многолетние исследования широкого круга специалистов разных стран доказывают, что жизненно важное значение в развитии человека имеет именно игра. Каждый ребенок стремиться играть инстинктивно и это стремление проявляется с самого рождения. Неудовлетворенная потребность в игровой деятельности, именно в дошкольном возрасте, ведет к нарушению развития ребенка, а в последствии, становится причиной возникновения проблем в жизни взрослого человека.
По результатам практических исследований проведенных среди контингента родителей воспитанников, посещающих ДОУ, было выявлено, что детская игра обесценивается взрослыми и принимается ими как развлечение, как бесполезное времяпрепровождение. Наиболее важным родители считают раннее обучение ребенка, формирование у него учебных навыков, чтобы подготовить малыша к обучению в школе.  Также было отмечено, что компьютерные игры и телевидение всё настойчивее вытесняют игру из жизни ребенка. Занятость родителей, отсутствие дворовой субкультуры, которое обусловлено ограничением свободы за стенами дома из страха за жизнь и здоровье ребенка – это основные причины, которыми родители аргументируют ограничение игрового пространства своих детей. Фактически 90% родителей, участвующих в исследовании, признали свою некомпетентность в реализации права на игру, которое зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31) среди жизненно важных прав.
Не менее важным, на наш взгляд, является тот факт, что, несмотря, на всеобщее признание в современной дошкольной педагогике игры значимым, ведущим видом деятельности ребенка дошкольника педагоги предпочитают использовать её в качества инструмента для приобретения ребенком новых умений, представлений, формирования полезных навыков и пр. Об этом в частности свидетельствуют многочисленные педагогические работы, где так или иначе присутствует данный термин: «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и пр. [3].  
Международной ассоциацией поддержки игры (IPA – International Play Association) [4], целью которой является защита и реализация права ребенка на игру как фундаментального права человека, а также деятельность по поддержанию ценности детской игры и создание для нее благоприятных условий, проводилось масштабное исследование игры в разных частях света, в результате были выявлены тревожные тенденции, касающиеся детства и детской игры: безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности; непонимание природы игры; приоритет образовательных достижений и обучающих занятий; отсутствие или недоступность образовательных программ, направленных на повышение родительской и педагогической компетентности и др. Результатом активной деятельности IPA стал пересмотр Общего комментария к ст.31 ООН Конвенции о правах ребенка и внесение дополнения, которое содержит развернутое определение игры и предложения по реализации мер для её поддержки [5].
Термин игра – не научное понятие в строгом смысле, он используется в самых разных контекстах. Вместе с тем, в Конвенции о правах ребенка зафиксированы определенные, достаточно конкретные признаки игры и дано определение:
Игра – это способ понимания жизни и главная форма активности ребенка. Потребность в игре является жизненно важной для ребенка наряду с базовыми потребностями в питании, здоровье, защите, обучении. Играя, ребенок укрепляет чувство собственного достоинства и своей идентичности;
Игра – это добровольная свободная детская деятельность, предполагающая единство мысли и действия, коммуникации и самовыражения (экспрессии);
Игра приносит позитивные эмоции, переживание своих достижений и уверенности в себе;
Игра интуитивна и спонтанна, она не может быть запрограммирована и управляема извне, автоматизирована [6].
Проанализировав ситуацию, сложившуюся в обществе в настоящее время, мы видим необходимость в проведении просветительских и практических мероприятий с педагогами и родителями воспитанников ДОУ, направленных на понимание ценности игры и ее роли в жизни и в развитии детей, на возвращение игры в жизнь семьи, на обеспечение достойного места игре в образовательном учреждении.
 
Список литературы:
1. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с. – (Учебник для вузов)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах: информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования / авт.-сост. Е.А. Кудрявцева, Т.В. Гулидова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 77 с.
3. http://www.psyparents.ru/read/articles/17387/ Право на игру. Автор: Е.О. Смирнова
4. http://ipaworld.org/about-us/general-statement/ Сведения о Международной ассоциации поддержки игры (IPA)
5. http://ipaworld.org/childs-right-to-play/un-convention-on-the-rights-of-the-child/ Конвенция ООН о правах ребенка
6. http://psychlib.ru/mgppu/periodica/SZP022013/szp-0061.htm "...Роль игры в жизни и развитии детей: новый подход к правам ребенка..." Е.О. Смирнова, М.В. Соколова
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Играю – значит живу!