- Подробности
- Просмотров: 1379
Лучева Н.В.,
воспитатель ГБОУ детский сад №10
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Игра как форма раскрепощения ребенка через театрализованную деятельность
"Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,
когда он живет в мире сказок, творчества,
воображения, фантазии, а без этого он
засушенный цветок".
/Василий Сухомлинский/
Работая в детском саду, мы часто сталкиваемся с проблемой: при выборе на роль воспитанников для постановки в спектакле, дети неохотно соглашаются играть того или иного персонажа сказки в драматизации, отказываются от ролей на утренниках, а если и соглашаются, то делают это не выразительно, быстро, кое-как. Причиной этому служат детские страхи, неуверенность в себе, боязнь, что скажут другие дети, взрослые люди.
Откуда приходят эти страхи? За последнее время дети предоставлены сами себе с рождения, внимание родителей заменяют «новомодные игрушки», гаджеты, которые не способны оценить эмоциональное состояние ребенка, подсказать, как ему поступить в трудную минуту, научить общаться друг с другом. Развивается синдром дефицита внимания (СДВ). Вследствие этого, дети не идут на контакт со сверстниками, не умеют договариваться между собой, эмоционально скованны, бояться выступать перед публикой, в дальнейшем у них возникают трудности при обучении в школе.
Как научить ребенка всему, что ему необходимо в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить его основные способности и таланты: слышать, видеть, чувствовать, понимать, чью роль играешь, придумывать образ?
Открыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра - один из элементов театрального искусства, и одна из ее форм - театрализованные игры. "Именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями ". [1]
Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты, дети должны приобрести много умений и навыков, а помочь справиться со страхами, замкнутостью, создать атмосферу свободы и раскрепощения ребенка, помогают следующие игры и упражнения.
Если предложить прочитать стихотворение взрослому человеку в незнакомой аудитории, какие ощущения он испытает? Страх, неуверенность, не комфортность. Взрослому человеку было неловко, представляете, что испытывает маленький ребенок?
Наша задача, как педагога, помочь снять психологическое напряжение, побороть неуверенность в маленьком человеке.
Мы знаем, что ведущий вид деятельности у дошкольников - это игра[3], поэтому первое, что мы берем в руки – игрушка. Теперь Мишка исполнит стишок. Ребенок рассказывает стихотворение за Мишку или Мишке. У него пропадает чувство страха, застенчивости, он расслабляется, успокаивается. Такой прием можно использовать при разучивании стихотворений, ролей для драматизаций, а также в режимных моментах, при соблюдении культурно-гигиенических навыков, питании, сборах на прогулку уже в раннем возрасте. Сказочный персонаж-игрушка помогает ребенку раскрыться, довериться, происходит снятие психологического напряжения.
В своей педагогической практике мы используем для расслабления мышечного напряжения специальные упражнения психогимнастики М.И.Чистяковой [2], адаптированные для наших воспитанников.
Упражнение "Воздушный шар"
Цель: снять зажатость, ослабить мышечное напряжение.
Выполняется стоя, с закрытыми глазами.
Представим, что мы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Набираем полные легкие воздуха и задерживаем дыхание.
Стоим в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представляем себе, что в шаре появилась маленькая дырочка. Медленно начинаем выпускать воздух, одновременно, расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч, шеи, туловища, ног.
Игра " Рычи, лев, рычи"
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Давайте представим, что мы львы, большая львиная семья. Устроим соревнование, кто громче из нас рычит. Как только услышите команду: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздаться самое громкое рычание.
А может кто-то рычит еще громче? Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную гордую стойку.
Игра "Поварята"
Цель: развитие социально-коммуникативных навыков, умение работать в команде.
Все играющие встают в круг-это кастрюля, затем договариваются между собой, что будут «готовить» - суп, салат, кашу, компот, потом каждый играющий выбирает чем будет: капустой, луком, морковью, яблоком и т.д. Ведущий сообщает название продукта. Названный продукт прыгает в круг, следующий берет его за руку и так далее. Когда все дети окажутся в одном круге, игра заканчивается, можно приступать к приготовлению нового «блюда».
Примечание: можно имитировать действия: резать, крошить, солить, помешивать.
Представленные игры и упражнения помогают нам в работе настроить детей на положительное общение друг с другом, снимают психологическую зажатость, страх перед выступлением, дети свободно входят в сказочный образ по сценарию.
Игру, как форму раскрепощения ребенка через театрализованную деятельность, мы используем, начиная с младшего по подготовительный возраст. В настоящий момент наши воспитанники подготовительной группы-настоящие артисты, уверенно выступают на сцене, хорошо адаптированы к социуму, открыты к общению с внешним миром, подготовлены к нагрузкам в школе.
Литература:
1.Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986.- 573 с.
2.Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. —М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
3.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.-32 с.
4.Сухомлинский Е.В. Ребенок открывает мир. – М.: Смысл, СПб: Питер, 2005. – 334с.: с ил.