- Подробности
- Просмотров: 3911
Жижченко Ю.Г.,
старший воспитатель, педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 5 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Формирование предпосылок рефлексии у детей дошкольного возраста
В современной и классической литературе представлено множество определений термину «рефлексия». Приведу примеры лишь некоторыхопределений, наиболее часто представленных в периодических изданиях.
Рефлексия (лат. reflexus — отражение) - форма психической деятельности, проявляющаяся в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций. [1]
Рефлексия (лат. reflecto, reflexum – поворачивать, обращать назад) - самонаблюдение за собственными психическими процессами и действиями, самопознание. [2]
Рефлèксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение субъекта на себя самого, свою личность (ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки), на свое знание или на свое собственное состояние (из Википедии).
Рефлексия - (лат. reflexio — обращение назад) — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. [3]
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. [4]
Изопределений термина «рефлексия», общим для них является связь рефлексии с самооценкой, самонаблюдением, осознанием своего состояния. Известно, что эти состояния, согласно возрастной психологии,начинают формироваться в возрасте 7-8 лет. Поэтому о рефлексии в дошкольном возрасте говорить не приходится, тем не менееформированием предпосылок рефлексии как раз является период дошкольного детства.Основным условием развития самооценки является общение ребенка с окружающими и его собственнаядеятельность. Постепенно, наблюдая за оценками себя окружающими, ребенок переносит эти оценки на себя. Таким образом, «наложением» оценок друг на друга происходит формирование самооценки.Структура самооценки состоит издвух компонентов - когнитивного иэмоционального. Когнитивный компонентпоказывает знания человека о самом себе, эмоциональный - отношение к самому себе как меру самоудовлетворенности.
В процессесамооценивания эти компоненты действуют как единое целое: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое. [5]
В возрасте до 4-5 лет у детей слабо развит когнитивный компонент самооценки, в образе самого себя доминирует эмоциональная составляющая, которая отражает глобально-позитивное отношение ребенка к себе, заимствованное из отношения взрослых.6 Одной из основных потребностей, которая заложена в основу познавательного (когнитивного) и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях и(или) новых знаниях.Подробно это описано в исследованиях отечественных психологов - М.И. Лисиной, Л.И. Божович, М.П. Денисовой, Н.Л. Фигурина, Н.М. Щелованова. Л.И. Божович установила, чтоу ребенка потребность в новых впечатлениях со временем перерастает в познавательную (когнитивную) потребность, а затем, в дальнейшем, является основой для развития других социальных потребностей, таких как общение, дружба, принадлежность к группе, привязанность, помощь и забота. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека.[7]
В дошкольном возрасте ребенок осознает только сам факт, что он существует, его знания о себе и о своих качествах пока не сформированы. Стремясь быть, как взрослый, ребенок 3-4 лет не учитывает своих реальных возможностей, он склоненпереоценивать себя,приписывать себе все положительные качества, которые одобряют взрослые, часто даже не зная, в чем они заключаются.Мальчики больше ориентированы на то, что оценивается в их действиях (деятельности), для девочек важно кто их оценивает и на сколько эмоционально это происходит. Но для того, чтобы научиться правильно оценивать себя, и мальчики и девочки, в-первую очередь, должны научиться оценивать других детей, на которых они могут смотреть «со стороны», адля этого требуется время.
Развитие самооценки ребенка начинается с реальных оценок своих умений, результатов своей продуктивной деятельности и знаний, всё это происходит тогда, когда начинает обучение.Во время обучения ребёнок вынужден учиться управлять своей психикой, а для этого необходима обратная связь. Рефлексия как раз и обеспечивает обратную связь.
Старшие дошкольники, в основном,могут осознать свои достоинства и недостатки, понимать отношение к ним со стороны других детей и взрослых. К 6,5-7 годам соотношение эмоциональной и когнитивнойоценок гармонизируется. С возрастом ребенок овладевает более совершенными способами оценивания, его знания о себе расширяются и углубляются, интегрируются, становятся более осознанными, усиливается их побудительно-мотивационная роль; эмоционально-ценностное отношение к себе также дифференцируется, становится избирательным и приобретает стабильность.8 Все эти возрастные изменения детей находят отражение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), в основе которого заложены следующие основные принципы:
1. поддержка разнообразия детства;
2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3. уважение личности ребенка;
4. реализация Программы в формах, специфических для детей даннойвозрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческойактивности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста:
1. предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2. характер взаимодействия со взрослыми;
3. характер взаимодействия с другими детьми.9
Рефлексия выполняет в педагогическом процессе следующие функции:
1. диагностическую (выявление уровня взаимодействия между участниками образовательных отношений, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств);
2. проектировочную (проектирование и моделирование деятельности участников образовательных отношений);
3. организаторскую (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
4. коммуникативную (как условие продуктивного общения участников образовательных отношений);
5. смыслотворческую (формирование в сознании участников образовательных отношений смысла их деятельности и смысла их взаимодействия);
6. мотивационную (определение направленности совместной деятельности участников образовательных отношений на результат);
7. коррекционную (побуждение участников образовательных отношений к изменению (корректировке)их взаимодействия и деятельности).
Учитывая все эти функции, педагог может придавать разную направленностьвоспитательно-образовательному процессу.
Отечественными и зарубежными учеными описано множество различных классификацийрефлексии.С.Ю. Степанов, С.В.Кондратьева, Б.П.Ковалев классифицируют рефлексию в процессе педагогического общения по содержанию (устная / письменная), по цели (эмоционального состояния / деятельности / содержания), по функции (личностная / интеллектуальная), по типу урока (промежуточная / контрольная / итоговая), по способам проведения (анкета / вопрос / символ / ситуация / рисунок), по форме деятельности (выборочная / индивидуальная / групповая).
Немецкий психологЭ.Х. Эриксон выделил:
1. Языковую рефлексию - направлена на анализ человеком особенностей своей речи.
2. Личностную рефлексию – нацелена на познание свойств и специфики собственной личности.
3. Интеллектуальную рефлексию - основана на формировании представлений человека о его интеллектуальных способностях.
4. Эмоциональную рефлексию –заключается в познании и изучении человеком собственной эмоциональной сферы.
При взаимодействии с детьми, педагог может использовать классификацию рефлексии, представленную на методических порталах в сети Интернет:
• рефлексия эмоционального состояния и настроения;
• рефлексия деятельности;
• рефлексия содержания образовательного материала.
При использовании в образовательном процессе приемов для формирования предпосылок рефлексии рекомендуется соблюдать следующие правила:
• выражение чувств, переживаний, эмоций, настроений ребенком может быть только по его собственному желанию и не должно доставлять ему (ребёнку) внутреннего дискомфорта;
• не допустимо оценивание высказываний ребенка педагогом и другими детьми.
Рефлексию эмоционального состояния и настроенияцелесообразно проводить в начале и в конце непрерывной образовательной деятельности (НОД) и занятий. Основная цель - установление эмоционального контакта педагога с детьми и детьми между собой (комфортно – дискомфортно).
Примеры рефлексивных упражнений и игр.
«Смайлики (личики)». Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с изображением трех лиц: радостного, печального испокойного.Каждому ребенку необходимо выбрать свое настроение.
«Прогноз погоды». Педагог предлагает нарисовать рисунок, который будет соответствовать настроению ребенка – «плохая погода», «штормовое предупреждение», «солнечно».
Процедура «Спасибо за занятие». Упражнение проводится в общем круге. Воспитатель: «Ребята, сейчас мы с вами проведем небольшоедействие (церемонию), которое поможет нам в вежливой и корректной форме выразить свои чувства и благодарность друг другу. Каждый из вас, по очереди, становится в центр нашего круга, другой ребенок подходит к вам, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Затем вы оба остаетесь в центре круга и держитесь за руки. Затем подходит другой ребенок, берет за свободную руку первого или второго ребенка, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». И так далее, по очереди, пока все дети не окажутся в кругу, держась за руки. Когда к детям присоединится последний ребенок, надо будет замкнуть круг и завершитьдействие (церемонию)троекратно крепко пожав руки.
Рефлексиядеятельности проводится в течение или в конце непрерывной образовательной деятельности и занятий. Основная цель –определение активности каждого ребенка.
Примеры рефлексивных упражнений и игр.
«Какой ты?». Педагог задает один вопрос «Какой ты?» детям. Варианты ответов для выбора детям можно перечислить: внимательный, дружелюбный, воспитанный, быстрый и др.
«Солнечная лесенка». Перед детьми нарисованная или изготовленная лесенка, педагог предлагает прикрепить (приклеить, нарисовать) солнышко на той ступеньке, на которую бы поставил себя ребенок при выполнении заданий.
«Я сегодня…..». Педагог предлагает детям закончить фразу «Я сегодня стал чуточку….» (сильнее, умнее, лучше, внимательнее, добрее и т.д.)
Рефлексиясодержания образовательного материала – это основа для формирования универсальных учебных действия, заложенных в государственных стандартах общего образования. Этот вид рефлексии является самым сложным для осмысления в дошкольном возрасте, так как связан с формированием умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, распознавать свои сильные и слабые стороны. Рефлексию содержания проводят в конце непрерывной образовательной деятельности и занятий.
Примеры рефлексивных упражнений и игр.
«Букет». Педагог раскладывает на столе искусственные (бумажные) цветы: красные и белые, на фланелеграфе (доске) прикреплена ваза. Педагог предлагает детям, по желанию, прикрепить к вазе красный цветок, если они узнали что-то новое, прикрепить белый цветок, если ничего не узнали (не запомнили). Как вариант этого упражнения, можно использовать яблоню с разноцветными яблочками.
«Оцени себя сам». Воспитатель раздает детям карточки трёх цветов – красного, жёлтого, зеленого. Затем просит детей показать карточку того цвета, которыйсоответствует выполнению задания: карточка зелёного цвета – работа выполнена полностью, аккуратная; жёлтого – работа выполнена не полностью; красного – работа выполнена не аккуратно. По желанию, дети могут объяснить свой выбор.
«Я не знал… - Теперь я знаю…, Я не умел… - Теперь я научился….». Педагог предлагает детям закончить фразу.
Рефлексия - это совместная деятельность детей и взрослого. Формированием рефлексивных навыков у детей могут заниматься не только воспитатели, но и родители. Ведь родители – это полноценные участники образовательных отношений и их вклад в образовательный процесс безусловно будет оценен не только педагогами, но и их детьми.
В такой совместной деятельности сформируются мотивационные составляющие будущего первоклассника -желание и умение учиться. Именно эти составляющие являются основой для зоны ближайшего развития ребенка в подростковом возрасте и ранней юности.
Список литературы:
1. В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995.
2. Р. Декарт. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках и другие философские работы / Пер. с лат., М.: Академический проект, 2011.
3. Краткий психологический словарь/сост. Л.А. Карпенко; Под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М., 1985.
4. С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова.Толковый словарь русского языка. М., 2006.
5. И.И. Чеснокова. Проблема самосознания в психологии.- М., 1977.
6. М.И. Лисина. Формирование личности ребенка в общении. Питер, 2009.
7. Н.Н. Подьяков. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. Санкт-Петербург - Москва, Обруч, 2013
8. В. С.Мухина. Детская психология, М., 1985
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
10. В.С. Мерлин. Психология индивидуальности/Под. ред. Е.А. Климова. М., 1996.
11. В. Н. Мясищев. Психология отношений. 2003.
12. Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/
13. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/