- Подробности
- Просмотров: 711
Таяновская Е.В.,
методист по дошкольному образованию ГБУ ИМЦ Петродворцового района
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Харитонова С.Ю.,
старший воспитатель ГБДОУ детского сада № 32 Петродворцового района
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Яковлева О.Ю.,
заведующий ГБДОУ детского сада № 32 Петродворцового района
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Формирование мотивации к использованию
цифровых ресурсов у педагогов ДОУ
Аннотация: В статье рассматривается готовность педагогов дошкольного образовательного учреждения к использованию цифровых ресурсов в процессе проведения мониторинга динамики развития воспитанников, описывается опыт работы учреждения по формированию мотивации у педагогов к применению цифровых ресурсов. Авторы обсуждают важность привлечения родителей как субъектов образовательных отношений при проведении мониторинга динамики развития детей.
Ключевые слова: цифровые ресурсы, гаджеты, мессенджеры, мониторинг, динамика развития детей.
Современные технологии развиваются с огромной скоростью. Уже сложно представить нашу жизнь как в частном, так и в профессиональном ракурсе без использования гаджетов, компьютеров, ноутбуков и прочих достижений нынешнего времени. В педагогику, как и другие сферы деятельности человека внедряются цифровые технологии, что, с одной стороны, ориентирует воспитателей на постоянное развитие, совершенствование своих компетенций, даёт возможность разнообразить педагогическую деятельность, творчески реализовать профессиональные задумки. С другой стороны, и в педагогическом сообществе, и среди родителей, и у работодателей присутствует недоверие к цифровизации образования и связанными с ней переменами. Так же есть опасения опасности возникновения «цифровой зависимости», особенно, у детей дошкольного возраста.
При этом возникает вопрос: «А нужна ли нашим педагогам цифровизация в процессе подготовки и осуществлении образовательного процесса? В формировании рабочей документации и совершении документооборота? В привлечении родителей к жизни детского сада и реализации мероприятий? Наконец, в проведении мониторинга динамики развития воспитанников и анализе его результатов?
Что думают педагоги о цифровизации?
Воспитатели считают, что цифровизация предоставляет педагогам новые инструменты, новые возможности для организации образовательного процесса. А именно позволяет разнообразить детскую деятельность, насыщать непрерывную образовательную деятельность яркими, красочными акцентами и в глазах детей соответствовать времени, заинтересовывая их продуктами цифровизации.
Так же педагоги отмечают, что цифровое оборудование облегчает им ежедневную работу: планирование деятельности, составление баз данных, отчётов и документов, требующих математических расчётов, систематизация педагогических материалов, анкетирование и его анализ. Для творческого воспитателя цифровизация открывает широкие перспективы. Такие педагоги в своей деятельности практикуют различные форматы, включают в сценарии материалы интересные находки, вместе с детьми создают новые истории. Они изучают новые возможности всемирной сети, чтобы научить детей новой эпохи ориентироваться в цифровом мире: понимать, как он устроен, и уметь ценить реальные знания.
Впрочем, некоторым педагогам сложны для понимания, а тем более для воспроизведения, любые цифровые устройства. Такие воспитатели предпочитают «живое» общение, личный контакт, поэтому не только не поддерживают идею цифровизации, но и всячески противятся ей, формулируя для себя и окружающих разнообразные основания для отказа.
Первым шагом к цифровизации в нашем учреждении несколько лет назад стало формирование целостной системы организации документооборота посредством электронной почты. На данный момент эта форма работы педагогическим коллективом освоена и широко применяется. Однако, на начальном этапе возникали определённые сложности.
К такой форме работы добавилось профессиональное общение в чатах благодаря мессенджерам «Вотсап» и «Вайбер» и социальной сети «В контакте». Эта форма коммуникации не вызвала сложностей. Это говорит о том, что педагоги, имея опыт общения в социальных сетях и мессенджерах, не испытывают затруднений при введении их в работу.
Однако, практика работы над обеспечением педагогов дошкольного учреждения цифровым оборудованием даёт основания заявить, что только оснащение группы интерактивными досками, ноутбуками, мультимедийными установками недостаточно. Требуется мотивирование воспитателей к совершенствованию своей работы посредством вышеперечисленного оборудования.
Хочется отметить, что часть воспитателей восприняла оснащение цифровыми ресурсами групповой комнаты с энтузиазмом и воодушевлением. Но иногда приходилось видеть, что интерактивная доска служит в качестве основы для крепления бумажных картинок, ноутбук – печатной машинкой для набора текста, мультимедийная установка включается «по случаю». Это потребовало планирования работы над повышением у педагогического коллектива мотивационной составляющей.
Методической службой нашего учреждения был запланирован и реализован конкурс на лучшую презентацию по заявленной теме среди воспитателей, который проходил каждый месяц в течение учебного года. Все материалы распространялись среди педагогического сообщества учреждения для дальнейшего использования в работе с детьми.
Педагогический коллектив нашего детского сада в рамках опытно-экспериментальной работы в контексте совершенствования качества образовательного процесса в детском саду, второй год осуществляет идею разработки диагностических материалов для организации мониторинга динамики развития детей на основе педагогической рефлексии эффективности педагогических действий.
Проблема адекватности оценки ситуации и перспектив в развитии детей связана с уровнем профессионализма педагогов и специалистов ОУ, возможным игнорированием мнения родителей о ситуации и оценке перспектив развития ребенка из-за неучастия родителей в процедурах оценивания. [3]
В процессе создания и апробации диагностических материалов мы пришли к выводу, что полностью осуществить анализ успешности трудовых действий педагога и динамики индивидуального развития воспитанников нам позволит общая работа над проведением мониторинга следующих субъектов образовательных отношений: воспитателей, узких специалистов, родителей воспитанников.
Академик А. Г. Асмолов пишет: «Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов), направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями».[2]
Результаты динамики развития воспитанников фиксируются в индивидуальных картах динамики развития ребёнка педагогами группы.
Индивидуальные карты, заполненные в разное время при сравнении показывают динамику наличия или отсутствия изменений, что может служить основой для выводов об эффективности педагогических действий воспитателя. Педагог может заполнять карты наблюдения в любом удобном формате: на бумажном носителе или в электронном варианте.
В настоящее время большинство родителей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, воспринимает своё участие в жизни ребёнка в детском саду с позиции гостя. Дошкольной образовательной организации бывает трудно привлечь законных представителей к совместной деятельности в жизни детского сада. Часто взаимодействие педагогического коллектива и родителей воспитанников ограничивается посещением праздников, досуговых мероприятий, изготовлением поделок на выставки и конкурсы. Реже это взаимодействие осуществляется при организации совместных экскурсий, мастер-классов, участии в театральных постановках, физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Ещё одной приоритетной задачей при создании мониторинга стало непосредственное привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к проведению мониторинга.
Авторы составили индивидуальные карты динамики развития ребёнка для заполнения родителями. Индивидуальная карта составлена по той же форме, что и индивидуальная карта динамики развития ребёнка для заполнения воспитателями. Отличаются формулировки критериев и показателей, а именно критерии в карте родителей сформулированы в форме вопросов, а показатели – в форме нескольких ответов на заданный вопрос. Таким образом, карта представляет собой своеобразный тест, на который родителям будет легко отвечать.
Такая карта создана нами на каждого воспитанника на Гугл-платформе, являющейся общедоступной и бесплатной, что даёт возможность каждому родителю, желающему принять участие в мониторинге, без лишних усилий проанализировать динамику развития своего ребёнка.
Необходимо отметить, что индивидуальная карта динамики развития воспитанников, оформленная педагогами, и индивидуальная карта, заполненная родителями, «сливаются» в единый документ. Это позволяет сформировать объективную картину развития ребёнка.
Совместная с родителями работа над диагностированием динамики развития детей позволяет, с одной стороны, получить информацию о тех детях, которые не проявляют активность, самостоятельность, инициативу в коллективе сверстников, но при этом играют, рассказывают, демонстрируют свои достижения и способности дома; с другой стороны, включить родителей в образовательный процесс как полноценных участников.
Анализ результатов диагностики при выявлении проблем, позволяет педагогу совместно с родителями:
- выстроить индивидуальный маршрут развития ребенка;
- провести корректировку педагогических действий, организовать поиск новых способов взаимодействия, учитывающих особенности, увлечения, интересы, приоритеты в выборе деятельности ребёнка;
- при необходимости привлечь специалистов (педагога-психолога, социального педагога).
Привлечение родителей к процедуре мониторинга позволяет решить ещё одну задачу: обеспечить прозрачность и открытость проводимого мониторинга. И взаимодействие с семьёй в этом направлении сводится не к формальному участию родителей в мониторинге, а переходит в режим личной заинтересованности этим процессом.
Одним из объектов наблюдений является портфолио ребёнка, сформированное на платформе Гугл, доступ к которому имеют педагоги и родители ребёнка. Таким образом, происходящие успехи и достижения воспитанников фиксируются не только в стенах детского сада, но и родителями дома. Кроме этого, заполнение электронного портфолио ребенка, а именно прикрепление фото и видеоматериалов из домашнего архива, помогает как педагогу, так и родителям детей раскрыть индивидуальные особенности контингента воспитанников группы, спроектировать план совместных мероприятий с ними.
Форма детского портфолио широко известна, но, на наш взгляд, имеет инновационный потенциал, который заключается в использовании портфолио. Эта форма работы направлена на сбор материалов, характеризующих достижения воспитанников в каждый возрастной период, не являясь при этом «хранилищем на память». Благодаря этому педагоги имеют возможность провести наблюдение и анализ посредством материалов портфолио. Папка каждого ребёнка имеет две формы: бумажную и электронную, благодаря чему портфолио несёт интерактивную нагрузку.
К перспективам развития на 2020-2024 годы в соответствии с программой развития учреждения мы относим следующие компоненты:
• Повышение уровня компетентности педагогических работников в области современных информационных технологий, переход педагогов от уровня «пользователь» к уровню «эксперт»;
• Продуктивная работа «Школы ИКТ»;
• Стабильное функционирование в учреждении единой локальной компьютерной сети;
• Оптимизация профессионального взаимодействия между педагогическими работниками учреждения. [1]
Литература:
1. Программа развития на государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 32 Петродворцового района Санкт-Петербурга на период с 2020 по 2024 годы URL: http://gdouds32kvpetrodr.peter.gov.spb.ru/dokument/programma_razvitija_gbdou_32_2020-2024.pdf (Дата обращения: 24.04.2020)
2. Рыленко, Ю. А. Мониторинг образовательного процесса в ДОУ // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 565-568. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21753/ (Дата обращения: 25.04.2020)
3. Свирская, Л.В. Мониторинг развития дошкольника // Практика управления ДОУ. – 2017. – № 6. – С. 7. – URL: https://medium.com/direktoria-online/doy-7-3290561467e8 (Дата обращения: 25.04.2020)