Миронова Наталья Владимировна,

учитель математики ГБОУ школа № 529 Петродворцового района Санкт-Петербурга
имени Героя Российской Федерации Д.А.Опарина

Формирование личных электронных ресурсов

 
Статья посвящена обзору личных информационных ресурсов, разработанных и примененных во время дистанционного обучения. Проанализированы недостатки использования сайтов, размещенных в свободном доступе, представлены собственные электронные разработки.
 
Переход на дистанционное обучение потребовал от педагогов нового подхода к использованию цифровых технологий. Работа в прежнем формате, использование раздаточного материала и презентаций, стали недостаточным идля полноценного изучения материала, особенно это затронуло учащихся среднего звена.
Наличие материала в интернете, существование большого количества образовательных сайтов и платформ для обучения иногда становились лишь помехой, так как при подготовке к дистанционному уроку приходилось просматривать огромное количество видеоуроков для отбора необходимой информации.
Качество многих уроков не всегда соответствовало требованию, а  порядок изложения материала не соответствовал программе изучаемого предмета.
Онлайн уроки на платформе Zoom тоже не являлись решением проблемы, так как платформа еще не была технически отработана и ее использование требовало определенных навыков со стороны учащихся и педагогов.
Поэтому появилась острая необходимость в формировании личных электронных ресурсов, а именно своего сайта и записи собственных уроков. Хотелось объяснить материал правильно, на понятном и привычном для учащихся языке, сделав нужные акценты на проблемных местах. Другая задача заключалась в том, чтобы объяснение было доступно не только во время урока, но и в любое другое, удобное для ученика время, что является преимуществом по сравнению с онлайн занятием.
Сначала был создан личный сайт, адаптированный для доступа с компьютера и телефона, так как в семье могло быть несколько обучающихся и они должны были получить доступ с любого устройства. Была разработана структура сайта, удобная и понятная для учеников любого возраста и простая для наполнения этого сайта учебным материалом, что важно для учителя.
Ребята получили доступ не только к стандартным заданиям, но и к дополнительному, тщательно отобранному дидактическому материалу, что позволило наиболее заинтересованным ученикам углубить и расширить свои знания, полагаясь на достоверные источники информации.
Но самая большая сложность заключалась в изучении нового материала, особенно для учеников 7-8 классов, у которых еще не достаточным образом сформированы умения и навыки самостоятельной работы с научной литературой. Видеоуроков с объяснением теории можно было найти достаточное количество и хорошего качества, но ученикам еще было необходимо объяснить, как применять эту теорию для решения конкретных задач, как правильно оформлять полученное решение, что тоже является немаловажным. Поэтому появилась идея записывать собственные короткие уроки, на которых разбиралось решение задач и примеров.
Первым встал вопрос выбора программного обеспечения. Мне удалось найти бесплатную программу записи экрана, удобную и с понятным интерфейсом.
Подготовка предметного обеспечения – это очень трудоемкий процесс, требующий высокой квалификации составителя и огромных временных затрат. На подготовку и запись небольшого фрагмента времени требовалось в несколько раз больше, чем был сам этот фрагмент.
Сначала нужно было очень подробно и аккуратно оформить решаемую задачу, продумать все нюансы и тонкости, на которые необходимо обратить внимание при решении. Все записи велись «от руки», на обычном листочке бумаги, так было быстрее, удобнее и привычнее.
Затем выполнялась запись фрагмента урока. Потом запись внимательно просматривалась и прослушивалась, чтобы не было никаких оговорок и неточностей. Иногда приходилось переписывать уроки – встречались досадные ошибки, вовремя не исправленные.
Со временем я поняла, что записывать надо небольшие уроки, посвященные одной небольшой теме или разбору одной задачи. Таким образом в случае ошибки – меньше переписывать материала, с другой стороны – ученик у компьютера находился меньше времени.
Тщательно проверенная запись выкладывалась на сайт и формировался план урока. Учащийся получал возможность самостоятельно или с помощью видео урока изучить теоретический материал, посмотреть разбор решения задачи и выполнить свое домашнее задание. План урока был похож на обычный школьный урок, только ученик мог провести его в любое удобное для себя время и неоднократно послушать объяснение.
Получая обратную связь, я поняла, что такие уроки понравились не только ученикам, но и их родителям, которые фактически получили возможность побывать на уроке, послушать объяснение учителя и понять, что материал излагается полно и грамотно.
В заключении хочу сказать, что дистанционное обучение подтолкнуло нас к изучению и применению новых цифровых технологий, что очень важно на современном этапе развития образования, однако не заменило живого общения между учителем и учеником.
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Формирование личных электронных ресурсов