Семашко Ю.В.,

учитель начальных классов ГБОУ лицея №419 Санкт-Петербурга

Формирование информационно-аналитических умений младших школьников

 
Учитель – это современный, интеллектуально развитый, высокодуховный человек, ориентирующийся в инновационных продуктах и тенденциях педагогического общества. Это человек реализующий программу государства, в которой большое значение уделяется высококачественному образованию, овладению обучающимся не только знаниями, но и общеучебными способами действий, развитию и поддержке каждого ребенка.
Академическая, творческая, психомоторная, коммуникативная сферы развития ребенка – каждая из них требует особенного подхода, и тем не менее их объединяет необходимость овладения общеучебными умениями, способностью ориентироваться в современном большом потоке информации. Одним из наиболее актуальных направлений является развитие информационных умений, а именно информационно-аналитических. 
В ходе изучения подходов А.В. Усовой и А.А. Боброва [1], П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной [2, 3], Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной [4], Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщикова [5], И.Я. Лернера [6]; современных источников – М.П. Ильиной [7]; типологии информационных задач Т.П. Хиленко [8]; диагностик и работ Т.Е. Соколовой [9] были определены методические условия и этапы формирования информационно-аналитических умений младших школьников, уровни сформированности информационно-аналитических умений младших школьников; на основе теоретических положений, результатов констатирующего эксперимента и типологии информационных задач Т.П. Хиленко по характеру информационной деятельности произведено сопоставление типов задач с конкретными информационно-аналитическими умениями. Для подтверждения эффективности этого подхода был разработан и апробирован проект по формированию информационно-аналитических умений младших школьников при изучении разделов предмета «Окружающий мир», составлен календарно-тематический план работы с указанием информационно-аналитических умений, тем и типов задач, разработана серия учебно-дидактических заданий «Пятиминутка Инфоумки».
Целью внедрения методической разработки является создание условий, способствующих выявлению, оптимальному развитию и поддержке, продуктивной реализации потенциала детей младшего школьного возраста. 
Задачи:
‒ создание у учащихся потребности в навыках обработки информации;
‒ повышение степени осознанности овладения конкретным умением;
‒ эффективное формирование информационно-аналитических умений у младших школьников за счет соблюдения методических условий (этапы, структура, соотношение умения и типа информационной задачи);
‒ активизация использования информационно-аналитических умений;
‒ формирование представления об информации и информационно-аналитических умениях.
Рассматриваемая методика формирования информационно-аналитических умений младших школьников может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Содержание серии учебно-дидактических заданий «Пятиминутка Инфоумки» основано на материале курса «Окружающий мир» и носит интегрированный характер. Дидактический материал составлен с использованием естественнонаучного и общественно-исторического содержания, что способствует формированию целостной картины мира. На основе данного образца учитель может сформировать собственный кейс задач, учитывая возраст, цель и необходимое содержание.
Следуя этапам формирования информационно-аналитических умений, работа от групповой и парной переходит в индивидуальную. Деление на пары осуществляется по принципу посадки обучающихся в классе, деление на группы: по ряду и положению парт в классе, по жребию (предметы, картинки, понятия); состав группы не закрепляется. При выполнении заданий обучающиеся находят, анализируют и преобразуют информацию с помощью различных источников: учебник, энциклопедия, словарь, карточка-подсказка, статья в Интернете, наблюдение за объектом. Используют разные формы представления информации: текст (научно-популярный, художественный), толкование понятия, рисунок, схема, фотография, таблица, видеофрагмент, аудио фрагмент, натуральный объект. Данное разнообразие позволяет активизировать ребят, показать необходимость овладения умением, мотивировать обучающихся, привлечь к поиску информации, к участию в исследовательской деятельности.
Вопросом формирования информационно-аналитических умений я занимаюсь последние 12 лет, за это время количество творческих и научных проектов возросло в несколько раз. Обучающиеся участвуют в разнообразных направлениях деятельности: творческих, предметных, метапредметных, социальных, гражданско-патриотических, здоровье-сберегающих. Совершенствуя данную практику и внедряя ее в урочную и внеурочную деятельность с ребятами, удалось реализовать множество групповых и индивидуальных проектов, творческих работ. Выходя на районный и городской уровни, обучающиеся показывают высокий результат. Так за последние три года по мере продвижения от 2 до 4 класса проекты были представлены на конкурсах и фестивалях: районный фестиваль сочинений «Сказки о здоровье» (Диплом 2 и 3 степеней); Открытая краеведческая игра «Путешествие сквозь века. Егерская слобода» (три грамоты за 1 место, грамота за 2 место); районный конкурс проектных и исследовательских работ «Наука и здоровье» (диплом 1 и 2 степеней); городской гуманитарный форум «Ижорские берега» (два диплома 2 степени); районный конкурс по созданию календаря «По ту сторону блокады: Петергоф и окрестности» (диплом 3 степени). Более 15 творческих проектов заняли призовые места в городских и районных конкурсах.  Коллекция исследовательских проектов ребят лицея № 419 используется во внеурочной деятельности, уроках курса «Окружающий мир», особенно интересны видеосюжеты.
Данный подход способствует повышению степени осознанности овладения конкретным умением, помогает выделить операционный состав, активизировать использование информационно-аналитических умений, сформировать потребность в самосовершенствовании, развитии кругозора детей. Исследовательское сотрудничество ребят в творческих группах, с родителями, наша работа над проектами учат продуктивному общению, формируют благотворную развивающую среду. Свою работу строю на взаимном доверии, методах групповой работы.
Подход к формированию информационно-аналитических умений младших школьников описан в статье «Формирование информационно-аналитических умений младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир», представлен на Международной научно-практической конференции «Направления деятельности учителя, обеспечивающие готовность младших школьников работать в онлайн-режиме», в рамках семинаров и методических объединений многократно получал высокую оценку педагогического сообщества.
 
Список литературы:
 
  1. Усова, А.В. Формирование у учащихся учебных умений / А.В. Усова, А.А. Бобров. – М.: Знание, 1987. – 78 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология).
  2. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин // Психология как объективная наука : избранные психологические труды / П.Я. Гальперин; ред. А.И. Подольский. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «Модэк», 1998. – С. 272–317.
  3. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: (Психологические основы) / Н.Ф. Талызина. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 344 с.
  4. Фридман, Л.М. Формирование у учащихся общеучебных умений / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – Минск: ИПК образования, 1995. – 35 с. 
  5. Воровщиков, С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции / С.Г. Воровщиков. – Текст: электронный // Вестник института образования человека. – 2014. – № 1. – 14 с. – URL: https://eidos-institute.ru/journal/2014/100/Eidos-Vestnik2014-105-Vorovschikov.pdf (дата обращения: 15.12.2019). 
  6. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981. – 185 с.
  7. Ильина, М.П. Формирование общеучебных умений младших школьников средствами краеведения: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ильина Марина Петровна; Сгерлитимакская гос. академ. – Сгерлитамак, 2004. – 24 с.
  8. Хиленко, Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. 3 класс. Работа с информацией. / Т.П. Хиленко. – М.: Просвещение, 2019. – 95 с. – (Учебное пособие. Серия «Работаем по новым стандартам»). 
  9. Соколова, Т.Е. Информационно–аналитические умения: система индивидуального мониторинга: учеб.-метод. пособие / Т.Е. Соколова. – Самара: Учеб. лит.: Федоров, 2007. – 94 с. – (Информационная культура младшего школьника; Вып. 5).
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Формирование информационно-аналитических умений младших школьников