Агапова Елена Анатольевна,
методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт‑Петербурга
 
Каримова Эльмира Юсуповна,
педагог-психолог ГБОУ средней общеобразовательной школы № 429 Петродворцового района Санкт‑Петербурга имени Героя Российской Федерации М.Ю. Малофеева
 
Медникова Надежда Вацлавасовна,
педагог-психолог ГБДОУ детского сада № 33 комбинированного вида Петродворцового района Санкт‑Петербурга
 
 
Экологичное образование – путь к гармонии мира
 
«Экология в педагогике» – эта тема сегодня звучит набатом, требуя не просто внимания, но немедленного деятельного участия. Человечество, словно беспечный ребенок, заигравшийся у края пропасти, рискует сорваться в бездну, вырытую собственным безрассудством. Глобальные экологические проблемы расползаются по планете, отравляя воздух, воду, саму ткань жизни, подтачивая хрупкий фундамент мирного сосуществования. И самое пугающее – призрачность надежды на скорое исцеление. Борьба с этим всепоглощающим кризисом требует стратегии, выходящей за рамки сухих экономических выкладок и слепого поклонения техническому прогрессу. «Самая страшная из грозящих нам катастроф, это не только атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества, а может быть, и всего живого на Земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке», – предостерегал отечественный философ Юлий Анатольевич Шрейдер [1], и эти слова сегодня звучат пророчески.
 
В эпоху неумолимого натиска технологий, когда информация обрушивается на нас непрерывным потоком, роль педагога в формировании гармоничной, целостной личности – духовно богатой, физически здоровой, психологически устойчивой и социально адаптированной – возрастает многократно. В этой лихорадочной гонке за знаниями нельзя забывать о самом педагоге, его здоровье и благополучии. Создание экологичного пространства, где каждый участник образовательного процесса чувствует себя в безопасности и уверенности, где расцветает его уникальный потенциал и достигается заслуженный успех, – вот первостепенная задача педагога. Лучшим подтверждением вышесказанного являются слова Льва Толстого: «С вещами можно обращаться без любви: можно рубить деревья, делать кирпичи, ковать железо без любви; но с людьми нельзя обращаться без любви, так же как нельзя обращаться с пчёлами без осторожности. Таково свойство пчёл. Если станешь обращаться с ними без осторожности, то им повредишь и себе. То же и с людьми. И это не может быть иначе, потому что взаимная любовь между людьми есть основной закон жизни человеческой» [2].
 
Экологическая педагогика – сравнительно молодая, но многообещающая область, пронизанная идеей экологического мировоззрения, как солнечным светом. В её сердце – стремление раскрыть неповторимую индивидуальность каждого, используя самые передовые образовательные технологии.
 
Экосистема – это непрерывное образование. Чтобы соответствовать современным реалиям, педагог должен учиться на протяжении всей жизни. Помимо гибких навыков, актуальными становятся power skills – умение взаимодействовать в социуме. Преподаватель быстрее добьется заметных успехов в профессии, учитывая командные процессы, планирование и тайм-менеджмент. Лишь при осознании и умелом распределении своих ресурсов, при расширении своих возможностей учитель достигнет эмоционального благополучия. Первоначально педагог вырабатывает собственную жизнестойкость, затем способствует формированию этого качества у других. Умение заботиться о себе, благодарить и поддерживать себя и других, соблюдать границы – это необходимые в современном мире качества.
 
Личные границы – это невидимый щит, оберегающий наш внутренний мир, наши сокровенные чувства и мысли от непрошеного вторжения. Умение устанавливать и отстаивать их – краеугольный камень сохранения целостности и внутренней гармонии. Для педагога, чья профессия требует постоянной эмоциональной отдачи, это жизненно необходимо, как воздух для дыхания, как спасительный оазис от эмоционального выгорания, как надежный компас, указывающий верный путь к балансу между беззаветной преданностью профессии и личной жизнью. Наша задача – сбросить оковы ограничений и возвести прочные, здоровые границы, способствующие личностному росту и развитию.
 
Осознание собственных личных границ – начало пути к выстраиванию экологичных взаимоотношений с окружающим миром и с самим собой, пути, ведущему к гармонии, радости, защищенности и уверенности в будущем, наполненном энергией и вдохновением, безусловной любовью ко всему, что повстречается на развилках этого прекрасного и  благородного пути.
 
Экология – это наука о доме, о сложной паутине взаимосвязей в природе, о   неустанной борьбе за выживание. В педагогике экология – это отношения между всеми участниками образовательного процесса, основанные на безусловном уважении, глубоком понимании и искренней заботе. Мы, словно чуткие экологи в педагогическом пространстве, проявляем деликатность и внимание к ученикам и их родителям.
 
Педагогическая поддержка, как неотъемлемая часть экологии личности, призвана пробуждать дремлющую инициативу, взращивать здоровую конкурентоспособность, стимулировать жажду предприимчивости, направлять на активное преобразование собственной жизни. Мы убеждены, что наставничество – это та самая нить Ариадны, которая помогает найти выход из лабиринта сложных педагогических ситуаций, формирует экологическое мышление и осознанное отношение к миру.
 
Главный вывод, который мы должны сделать, заключается в том, что единственный путь к подлинному здоровью и благополучию лежит через гармонию – гармонию с окружающим миром, с самим собой и с окружающими нас людьми.
 
В завершение своих размышлений, позволим себе обратиться к проникновенным словам Льва Толстого: «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим звёздным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственнейшим выражением красоты и добра» [3]. В этом контексте огромное значение имеет роль педагога, призванного формировать духовное, физическое, психическое и социальное здоровье ребёнка. Однако для выполнения этой миссии крайне важно помнить о сохранении и укреплении здоровья самого педагога.
 
Список литературы:
  1. Религия и угроза антропологической катастрофы / Ю.А. Шрейдер // Тарусские страницы: Литературно-художественный иллюстрированный сборник / Составители Н.В. Панченко, Н. Бялосинская; Редкол.: Н. Бялосинская, В. Корнилов, Р. Левита. – Вып.2.: / Вступ. слово Т.А. Жилкиной; Вступит. статья от составителей. – М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2003. – 300-304.
  2. Л.Н. Толстой «Воскресение. Часть вторая»
  3. Л.Н. Толстой «Хаджи-Мурат. Избранное»
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Экологичное образование – путь к гармонии мира