- Подробности
- Просмотров: 1102
Каримова Э.Ю.,
педагог-психолог ГБОУ № 429 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Эффективные приемы формирования позитивного мышления педагогов
В условиях реализации ФГОС здоровьесберегающая деятельность важна и по отношению к учащимся, и к самим преподавателям. Ответственность педагога сегодня заключается не только в использовании инновационных технологий, построении учебного процесса в форме совместной деятельности учителя и учеников, но и в том, чтобы поддерживать и повышать собственную культуру здоровья, чтобы «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне» .
Разработка способов, методов, технологий здоровьесбережения, профилактики эмоционального выгорания для специалистов помогающих профессий – тема для психологов не новая. Среди множества научных разработок, тренинговых программ и рекомендаций нам представляется актуальным в настоящее время акцентировать внимание на таком вопросе, как формирование и развитие позитивного мышления педагогов.
Исходно рассмотрение сути и преимуществ позитивного мышления предложили такие исследователи, как Эрл Найнтингел, Наполеон Хилл, Джо Витале, Норман Пил, Мартин Селигман, Дональд Клифтон. Основополагающие постулаты теоретиков данного направления можно сформулировать следующим образом: 1) человек сам несет ответственность за то, что с ним происходит; 2) происходящее – следствие мыслей и установок человека. В основе позитивного мышления лежат несколько концептуальных принципов необходимой работы человека над собой: осознание того, что каждый сам создает свой «дом счастья»; обретение умения ценить то, что есть «здесь и сейчас», ведь каждое мгновение уникально и более никогда не повторится; искоренение умственной «загрязненности»; взаимозависимость тела и ума. Профессор психологии США Д. Клифтон использовал следующую метафору. Каждый человек несет с собой по жизни некий сосуд – «ведро», каждому дан внутренний «ковш», с помощью которого мы можем наполнять или опустошать других людей в процессе взаимодействия. Пополняя чей-то жизненный запас, мы пополняем и свой собственный. По мнению ученого, каждое мгновение имеет значение (каждый день мы проживаем около 20 000 событий) . Положительные эмоции входят в число жизненно необходимых ежедневных потребностей человека. Один из исследователей, Д. Готтман, вывел «магическую пропорцию положительных и отрицательных эмоций»: 5:1. Человек может гармонично существовать, если на 1 негативную эмоцию приходится 5 позитивных .
Интересно, что в современном научном мире достаточно и противников теории позитивного мышления, это, например, датский психолог Свен Бринкман, американский профессор психологии Барбара Хелд. Опровержения необходимости позитивного мышления данных авторов основываются на том, что попытки мыслить позитивно привели людей к эпидемии депрессии . Хелд называет данное явление «тиранией позитива». Она предлагает собственную альтернативу позитивной теории – развитие умения брюзжать, учиться жаловаться. По ее мнению, брюзжание и жалобы связаны с умением смотреть в лицо реальности и принимать ее такой, какая она есть.
Однако психологическая практика свидетельствует, что позитивный подход в целом и стремление развить навыки позитивного мышления приобретают все больше сторонников, все чаще используются специалистами в системе образования, в русле решения задач здоровьесбережения всех участников образовательного процесса.
Педагогам-психологам образования, помимо традиционных тренингов для педагогов, направленных на профилактику эмоционального выгорания, на наш взгляд, необходимо включать элементы или отдельные занятия по формированию позитивного мышления. Эти встречи должны основываться на следующих принципах:
– Позитивный подход – опора на ресурсы клиента.
– Использование только положительно подкрепления.
– Принцип утилизации – работу наполняет сам клиент.
– Принцип экономичности, по И. Ким Бергу: «Не чините то, что не сломано».
– Убежденность в мудрости клиента, по М. Эриксону: «Каждый клиент знает решение своей проблемы, единственное, что ему неизвестно, это то, что он его знает».
– Ориентация на будущее, которое является областью реализации решений.
– Принцип сотрудничества.
– Экоцентризм. Организовать и усилить сотрудничество в системе педагога.
– Юмор как средство устранения напряжения.
– Отношение к симптому как к адаптивному стереотипу.
Необходимо признать, что работа по формированию позитивного мышления вызывает некоторое сопротивление со стороны педагогов, которые чаще всего привыкли мыслить критически. Рекомендуется некоторые упражнения, которые вызвали определенные сложности, видоизменив, выполнить ещё раз через достаточный промежуток времени. Основные задания на тренингах позитивного мышления лежат в основе следующих техник:
– Техника хороших наименований. Поиск такого наименования, которое создает атмосферу надежды, позволяет смотреть на проблему, как на нечто поддающееся изменению (в литературе можно встретить другое название этой техники – «перелицовка»)
– Техника «знаки улучшения» (необходимо воссоздать картину мгновений, которые «заряжают» положительной энергетикой, вспомнить «моменты счастья»).
– Техника шкальных оценок.
– Техника «Воспоминание из будущего» (можно использовать как визуализацию или элемент письмотерапии).
– Техника создания положительных представлений о будущем.
Безусловно, главная работа на тренингах строится на выявлении и дальнейшем использовании собственных ресурсов педагогов. В решении данной задачи можно использовать такие техники, как:
– Техника «копинг-вопросов» (помогает выявить, как человеку удается совладать со своими проблемами, противостоять их давлению).
– Техника «ревизия прошлого» (помогает педагогу научиться видеть свои прошлые несчастья как испытания, которые кроме страдания принесли еще что-то ценное и стоящее).
– Техника «жизненного опыта» (позволяет выяснить собственные идеи педагогов о том, как подходить к решению проблемы).
– Техника «шкала надежды».
– Техника «фокусирования на прогрессе».
– Техника «проблема как учитель».
– Техника «хороших исключений».
– Техника «признание вклада других лиц» (помогает педагогам развить более теплые и поддерживающие отношения с их семьями, знакомыми и другими людьми).
Позитивное мышление, при действии бесконечных стрессогенных факторов в течение профессиональной и обыденной жизни, – скорее необходимость, чем прихоть. Учить и учителя, и учащихся мыслить и оценивать действительность с позиций разумного оптимистичного восприятия – это веление времени. На наш взгляд, первичная профилактика в данном направлении наиболее актуальна для педагогов.
Одна из важнейших задач психологов образования – способствовать формированию позитивного мышления для эффективной реализации профессиональных обязанностей педагогов, для сохранения их собственного психофизического здоровья.
Осуществлять постоянное психопрофилактическое взаимодействие педагога-психолога и школьных педагогов позволяют 4 тренинговые программы: тренинг регуляции, тренинг уверенного поведения, арт-терапевтический тренинг, тренинг позитивного мышления. При реализации этих программ снижается уровень эмоционального напряжения у учителей, активизируются их личностные ресурсные состояния, формируется устойчивая установка на сохранение и укрепление психического здоровья. Педагоги отмечают, что занятия с психологом помогают им находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные вербальные и действенные формы общения в трудные моменты жизни, освоить полезные приемы саморегуляции эмоциональных состояний.
Полученный опыт позволил автору данной статьи в 2018 году принять участие в работе Петербургского международного образовательного форума. В рамках деловой программы форума на базе ГБУ ДО ЦППМСП Петродворцового района Санкт Петербурга «Доверие» состоялся научно-практический семинар «Профессиональное здоровье специалистов помогающих профессий в образовании. Обсуждение современных подходов и презентация эффективных практик сохранения профессионального здоровья педагогов». Автор являлась ведущей секции «Эффективные приемы формирования позитивного мышления у педагогов». Тренинговое занятие, проведенное с педагогами и психологами в ходе работы секции, стало убедительным доказательством эффективности практических заданий, связанных с формированием позитивного мышления: упражнения «Благодарственное письмо» (выражение признательности себе и окружающим), «Перелицовка» (нахождение позитивных моментов в изначально неприятной ситуации), проективная методика «Рисунок позитивно и негативно мыслящих людей» (работа по группам). Особый интерес участников вызвала методика правополушарного рисования (арт-терапевтическая техника), направленная на снятие собственных стереотипных установок педагога.
Литература
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.-М.:ТЦ Сфера, 2013. - 192 с.
2.Д.Клифтон. «Сила оптимизма. Почему позитивные люди живут дольше». – М., Альпина Паблишер, 2014. – 88 с.
3. Д.Готтман, Д.Деклер. «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей». – М., Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 280 с.
4. С.Бринкман. «Конец эпохи self-help: Как перестать себя совершенствовать». – М., Альпина Паблишер, 2018. – 150 с.
5. https://theoryandpractice.ru/posts/16372-prinuditelnoe-schaste-kak-pozitivnoe-myshlenie-portit-nam-zhizn
6. Held, B.S. Stop Smiling, Start Kvetching: A 5-step Guide to Creative Complaining. New York: St. Martin's Griffin, 2001.