- Подробности
- Просмотров: 19
Бойцова Юлия Борисовна,
методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга
Танина Наталия Петровна,
методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга
Деятельность районной методической службы
по обеспечению профессионального развития
педагогических работников и управленческих кадров
Деятельность Информационно-методического центра Петродворцового района Санкт-Петербурга (далее – ИМЦ) по обеспечению профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров осуществляется в соответствии с Концепцией создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников, на основании распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт‑Петербурга [1].
Основные направления развития системы обеспечения профессионального развития определены федеральным проектом «Современная школа» национального проекта «Образование» и направлены на обеспечение профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
Целью районной системы по обеспечению профессионального развития является сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном совершенствовании профессионального мастерства в соответствии с приоритетными задачами в области образования
Одним из структурных элементов деятельности ИМЦ является организация планового повышения профессионального мастерства педагогических работников, основой которой является работа по выявлению профессиональных дефицитов педагогов. Выявленные дефициты и направления профессионального роста становятся основой для индивидуализации дополнительных профессиональных программ, разрабатываемых ИМЦ с учетом конкретных трудовых функций, определенных профессиональным стандартом. Дополнительные профессиональные программы направлены на совершенствование методических и психолого-педагогических компетенций педагогов в области проектирования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС, развития функциональной грамотности обучающихся, использования информационных технологий в профессиональной деятельности педагога, профилактики саморазрушающего поведения несовершеннолетних, проектирования образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации на основе результатов мониторинга динамики развития детей [2].
Содержание дополнительных профессиональных программ включает в себя модули по совершенствованию методических и психолого-педагогических компетенций педагогических работников, в том числе педагогов школ с низкими результатами обучения.
По результатам внешней профессиональной экспертизы дополнительные профессиональные программы включены в федеральный и региональный реестры; заключён лицензионный договор с ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» на право использования в образовательной деятельности дополнительной профессиональной программы ИМЦ «Педагогическое сопровождение развития и воспитания детей раннего возраста», вошедшей в федеральный реестр.
ИМЦ организует повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических работников в соответствии с государственным заданием на бюджетной основе в соответствие с квотами Комитета по образованию Санкт-Петербурга в образовательных учреждениях дополнительного профессионального педагогического образования:
- ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского;
- ГБУ ДПО Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий;
- ФГБОУ ВО Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена;
- ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
- ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»;
- ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»;
- Информационно-методических центрах Василеостровского, Красносельского, Московского, Невского, Приморского, Фрунзенского и Центрального районов Санкт‑Петербурга.
В негосударственных образовательных организациях, включенных в Реестр заказа Комитета по образованию на программы повышения квалификации руководящих и педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт‑Петербурга:
- ООО «Учебный центр Решение»;
- ООО «Международные образовательные проекты (Экстерн)»;
- АНОО «Центр дополнительного профессионального образования «АНЭКС»;
- АНО ДПО «Институт развития образования»;
- ГБНОУ Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга.
На федеральных образовательных площадках, реализующих дополнительные профессиональные программы, в том числе дистанционно:
- ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» (с 2024 года – ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»).
Ежегодно методисты ИМЦ курируют организацию обучения педагогических и руководящих работников по персонифицированной модели повышения квалификации в соответствии с адресной программой.
Особоевнимание уделяется реализации приоритетных направлений повышения квалификации, необходимых для обновления содержания, методов и технологий образования, а также эффективной реализации механизмов, способствующих сохранению, развитию и обновлению образовательной деятельности:
- повышение квалификации по дополнительным образовательным программам, включенным в Федеральный реестр образовательных программ дополнительного профессионального образования.
- повышение квалификации по вопросам, связанным с введением обновлённых ФГОС.
В рамках национального проекта «Образование» программы, включенные в Федеральный реестр образовательных программ дополнительного профессионального образования реализует ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения».Организовано обучение педагогов района на платформе «Цифровая экосистема ДПО» в очно-заочной форме обучения с применением дистанционных технологий по программам:
- «Преподавание русского языка, литературного чтения, литературы, родных языков и родных литератур в условиях введения федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- «Организация деятельности профильных психолого-педагогических классов (групп)»;
- «Школа управленца: управление дошкольной образовательной организацией».
Методистами ИМЦ организовано массовое обучение педагогических работников по дополнительным профессиональным программам «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя», «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя» и «Введение обновленных ФГОС общего образования: управленческий аспект». Программы ориентированы на учителей, которые впервые приступали к осуществлению деятельности по реализации программ начального, основного общего и среднего образования, и руководящих работников, курирующих данное направление. Программы разработаны ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения» и включены в Федеральный реестр образовательных программ дополнительного профессионального образования.
В качестве субъекта распределённой сети методической поддержки педагогических работников и управленческих кадров ИМЦ продолжает взаимодействие с региональным Центром непрерывного повышения профессионального мастерства (далее – ЦНППМ), которое включает в себя: организацию участия педагогических работников и управленческих кадров в диагностических исследованиях профессиональных дефицитов; пополнение ИАС «Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста» качественными ресурсами районной системы дополнительного профессионального образования; совершенствование методического сопровождения разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров; разработка и применение различных форм методической поддержки педагогических работников и управленческих кадров.
В соответствии с Концепцией единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников ИМЦ продолжает методическую работу и формирует методическую инфраструктуру районной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров; проводит анализ результатов своей деятельности по ключевым показателям эффективности в рамках функционирования районной системы научно-методического сопровождения.
Статистические данные и анализ показателей функционирования районной системы профессионального развития педагогических работников позволяет сделать следующие выводы:
- продолжается развитие системы адресного сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, в том числе молодых специалистов;
- стимулируются разработка, апробация и внедрение эффективных форм методической работы;
- совершенствуется система выявления, анализа и трансляции эффективных практик, в том числе по итогам участия в конкурсном движении;
- осуществляется сопровождение педагогических работников и управленческих кадров при реализации дополнительных профессиональных программ, включенным в Федеральный реестр.
- показатели эффективности функционирования районной системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров соответствуют либо превышают региональные показатели, в том числе такие ключевые показатели как «Доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших диагностику профессиональных дефицитов в ЦНППМ», «Доля педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций, для которых были разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе выявленных профессиональных дефицитов через АИС «Конструктор».
Остаётся проблемой анализ и использование результатов прикладных исследований: результаты мониторинговых исследований, проводимых СПб АППО им. К.Д. Ушинского и другими субъектами региональной системы научно-методического сопровождения, не доводятся до сведения ИМЦ и не могут быть использованы для внедрения в педагогическую и управленческую практику.
Нерешённым остаётся вопрос использования персональных результатов диагностики профессиональных дефицитов участников исследований, что затрудняет оказание адресной помощи педагогическим работникам и управленческим кадрам, а также не позволяет в полной мере учитывать профессиональные дефициты в процессе формирования дополнительных профессиональных программ. Данные вопросы неоднократно обсуждались со специалистами СПб АППО им. К.Д. Ушинского, ЦНППМ, СПб ЦОКОиИТ, но в настоящее время остаются нерешёнными.
На основании анализа результатов можно сделать вывод об эффективной работе по совершенствованию районной системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
Список источников
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2022 года № 746-р «О создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга»
- Дополнительные профессиональные программы ГБУ ИМЦ Петродворцового района https://imc-peterhof.ru/programs.htm