Мелешко Н.А,

старший воспитатель, 

Омарова С.В.,

воспитатель
детского сада №19

«Особенности организации оздоровления и образования дошкольников в рамках программы "Детский сад – территория здоровья"»

 
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как здоровье детей определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. 
Последние исследования показывают тенденцию к ухудшению состояния здоровья детей дошкольного возраста. За последние 10 лет  количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в два раза, а число дошкольников, не имеющих таких отклонений  уменьшилось в три раза [1].  Поэтому, не случайно, сегодня стратегическим направлением государственной политики является поддержка и сохранение здоровья детей и взрослых. Укрепление здоровья и профилактики заболеваний среди детей дошкольного возраста, а также системы их образования и воспитания имеют исключительно важное значение, так как это возраст, когда закладывается база здоровья на всю оставшуюся жизнь. Основной задачей  ФГОС ДО  является охрана и  укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия.  Для решения данных задач в ГБДОУ №19  была разработана оздоровительная  программа «Детский сад – территория здоровья», которая реализовывалась в 2011-14 годах и продолжает действовать по сей день.
 Целью нашей Программы является развитие здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в ГБДОУ д/с № 19, способствующей укреплению здоровья всех участников педагогического процесса (воспитанников, педагогов, родителей), созданию устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. 
Детский сад работает над решением следующих задач: 
- снижение уровня заболеваемости воспитанников 
- вовлечение родителей (как первых педагогов своих детей) в популяризацию ценностей здорового образа жизни;
- повышение педагогической компетентности педагогов и родителей по проблеме физического развития и здоровьесбережения;
-совершенствование содержания педагогических технологий обучения и воспитания, направленных на физическое развитие воспитанников и на формирование системы знаний о здоровье человека и  мотивации на сохранение своего здоровья.
- совершенствование системы мониторинга здоровья воспитанников, педагогов;
- физическая и психологическая готовность к школьному этапу развития.
Проблема здоровья детей постоянно находиться в поле зрения работы специалистов и педагогов детского сада, которые находились в процессе поиска новых путей оздоровления воспитанников. Тем не менее, ситуация меняется крайне тяжело. Со всей очевидность стал вопрос о разработке новых концептуальных идей, которые легли бы в основу оздоровительной работы учреждения[2]. На наш взгляд, её основу должны составлять такие ключевые понятия как: Созидание, Оздоровление, Сбережение.
Это задает следующие векторы нашей работы: педагоги, дети, и родители.
Педагоги. В сфере образования  проблеме здоровья  педагогов уделено недостаточное внимание. От глубокого осознания воспитателями того, что от их здоровья (физического, психического, духовного), зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников. Непроизвольно (хочет он того или не хочет) педагог проецирует свои собственные проблемы на детей (чувство тревожности, страха, физического нездоровья). Вот почему сегодня для воспитателя важна переориентация на здоровый образ жизни. 
Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно - образовательного процесса и успеха деятельности учреждения в целом. 
В связи с этим организация работы по сохранению физического и психического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей нашей системы оздоровления.
В работе с воспитателями и специалистами использовались разнообразные  формы, в том числе и инновационные: школа фитбола, арт-терапия  «музыка оздоровления», работа с нетрадиционным спортивным оборудованием.
Следующее важное  направление это:
Дети. Вся работа строится на понимании педагогами значимости базовых потребностей ребенка:
-биологические потребности (пища, воздух, вода, движение)
- потребность в любви и защите
- в общении
- в самореализации
Оздоровительная работа строится на реализации этих принципов.
Мероприятия направлены на физическое развитие детей и формирование  знаний о здоровье человека и  мотиваций на сохранение своего здоровья. Физкультурные занятия, досуги, спортивные праздники, Дни здоровья, беседы, совместная образовательная деятельность педагогов с детьми, дыхательная, пальчиковая, коррегирующая гимнастики, упражнения   для профилактики плоскостопия, динамические паузы, физкультминутки, игротренинги –  это далеко не полный список форм работы с воспитанниками нашего детского сада. 
В театральной студии «Здоровячок» дети получают возможность  самореализации, снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, психологической разгрузки,что обеспечивает психическое и физическое благополучие каждого ребенка в саду.
Неотъемлемой часть программы были проекты и акции по теме «Здоровье», в которых принимали участие дети, родители и педагоги.
Родители. Одним из важных направлений реализации Программы является тесное взаимодействие с родителями, первыми воспитателями детей. Мы понимаем необходимость кардинальной перестройки работы с семьей: переход от монологической формы работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в непрерывную образовательную деятельность с детьми. Такой подход сделал единомышленниками педагогов и родителей и эмоционально сблизил детей и родителей. Для этого на базе сада создан Семейный клуб «Азбука Здоровья», в котором родители принимают активное участие. Они становились  активными участниками различных конкурсов, проектов, мероприятий, а также  совместных досугов и праздников вместе со своими детьми.
В ходе реализации Программы получены следующие результаты: 
-создание образовательной среды ГБДОУ д/с № 19, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность  воспитанников и педагогов;
- повышение педагогической культуры родителей в вопросах оздоровления, приобщение к спорту, здоровому  образу жизни, ценностей семейного воспитания;
-разработано содержание педагогических технологий обучения, направленных на формирование у воспитанников системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни и  мотиваций на сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей.
- снижение заболеваемости  воспитанников ГБДОУ, повышение физической  и психологической зрелости выпускников;
-усовершенствование   системы  мониторинга здоровья воспитанников, педагогов;
-повышение культуры здоровья сотрудников, улучшение качества оздоровительной деятельности в ГБДОУ.
Анализируя работу педагогического коллектива по внедрению Программы « Детский сад – территория здоровья», можно сделать вывод: личная заинтересованность педагогов, определенный профессиональный уровень и уверенность в правильности выбранного пути позволили комплексно заниматься вопросами оздоровления, снизить негативное влияние педагогического процесса на ребенка и укрепить их психическое и физическое здоровье.
Список литературы:
1.  Гигиенические требования к образовательной среде дошкольных учреждений.
 Кучма В. Р., Степанова М. И. 2013г. 
2. Здоровье детей – здоровье нации: СБ. материалов конференции/ Сост.Попова М.Н; отв.ред.А.И.Буренина.- СПб.:ЛОИРО, 2008г.
3 .Программа « Детский сад – территория здоровья » (2011-14 г),разработана творческим коллективом ГБДОУ детского сада №19 Птеродворцового района Санкт-Петербурга
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Детский сад – территория здоровья