- Подробности
- Просмотров: 282
Пшеничная Наталья Сергеевна,
инструктор по физической культуре
Кузяшина Светлана Петровна,
воспитатель
ГБДОУ № 5 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Новый взгляд на образование дошкольников: детская инициатива, интеллектуальный ресурс и конструирование
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта является, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), одним из приоритетных направлений организации образования и воспитания дошкольников в области «Физическое развитие».
В нашем детском саду организована систематическая, целенаправленная и планомерная работа по развитию у дошкольников устойчивого интереса к спорту, как составляющему элементу здорового образа жизни. Педагогический процесс в группах старшего дошкольного возраста проектируется с учетом разнообразных образовательных событий и включает:
- физкультурные занятия, знакомящие со спортивными играми (футбол, хоккей, бадминтон), правильной техникой, отрабатывающие элементы различных спортивных игр (баскетбол, волейбол);
- спортивные развлечения, праздники;
- презентация детьми своих достижений в тех видах спорта, которыми они занимаются;
- экскурсии на стадион;
- соревнования, в том числе с участием воспитанников других детских садов;
- спортивные и подвижные игры;
- обогащённые игры в центрах активности;
- образовательные события с использованием медиа-ресурсов (ИК-презентации, мультфильмы, видеозаписи);
- проектную деятельность;
- продуктивную деятельность.
Мы считаем, что содержание образовательных событий по ознакомлению дошкольников с видами спорта должно содержать возможности для овладения воспитанниками определённых способов двигательной деятельности, развития их коммуникативных, интеллектуальных и познавательных способностей, творчества и инициативы, расширения кругозора и общей осведомленности. Поэтому знакомство воспитанников с видами спорта предполагает интеграцию всех областей ФГОС ДО (физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие) и включает все виды детской деятельности.
Важно также строить педагогическое взаимодействие на развивающем диалоге, детской инициативе и интересах.
Зимой 2022 года воспитанники старшей – подготовительной группы с большим интересом следили за проходящими Олимпийскими играми. В спортивном центре наряду с наглядными материалами был оформлен событийный календарь «Дайджест Олимпиады», с помощью которого ребята могли следить за успехами наших спортсменов, подсчитывая количество медалей.
Следуя за детской инициативой и возросшим интересом детей к зимним видам спорта, были организованы:
- экскурсия на зимний стадион;
- образовательные события с использованием медиа-ресурсов;
- соревнования «Малые Олимпийские игры».
Дети обогащали свои знания, играя в тематические дидактические игры, отгадывая загадки, рассматривая тематические альбомы, выражая свои впечатления в различных видах продуктивной деятельности.
После окончания Олимпиады интерес детей к зимним видам спорта не прошёл, и возникла необходимость в изменении развивающей среды группы для свободной игры детей. Ребята решили построить в группе спортивные объекты для зимних видов спорта. Конструктивная деятельность занимает важное место в образовательном процессе нашего детского сада. Воспитатели закладывают у детей основы инженерного мышления с помощью лего-конструирования и робототехники, реализуя проект «Умный мир детства», поэтому конструктивная деятельность хорошо знакома детям.
Чтобы разобраться, какие же именно спортивные объекты необходимо построить, была использована педагогическая технология кластер. Метод кластера универсален, так как помогает работать с большим объемом информации, выделять главное, систематизировать и представить её в виде понятной схемы.
Образовательная деятельность с применением метода кластера дает возможность дошкольнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности, повышает мотивацию, формирует обстановку для детского сотрудничества и воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дарит им ощущение творческой свободы. Для заполнения кластера мы использовали картинки по заданной теме.
Классифицируя с ребятами зимние виды спорта и обсуждая особенности, необходимые условия и атрибуты для каждого вида спорта, мы пришли к выводу, что можно построить три трансформируемых спортивных сооружения – каток для всех видов спорта на коньках, желоб для санных видов спорта и горный спуск с трамплином для лыжников и сноубордистов.
Дети самостоятельно определили для себя задачу, выбрали способы, составили алгоритм её решения, затем подобрали необходимые конструкторы и детали будущих построек и приступили к реализации своих инженерных замыслов. Через конструирование дети получили возможность не только материализовать накопленные знания о зимних видах спорта, чередуя практические и умственные действий, но и обогатить их.
Построенные воспитанниками макеты спортивных объектов (каток для всех видов спорта на коньках, желоб для санных видов спорта и горный спуск с трамплином для лыжников и сноубордистов) изменили и усовершенствовали РППС группы и стали активно использоваться в свободной игре.
Опыт показал: отталкиваясь от детских инициативы, используя интеллектуальный ресурс и возможности игровой конструктивной деятельности можно выйти на кардинально новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать» ребёнка и нацеленного на развитие детской инициативы.
В процессе этого взаимодействия дети не только приобретают новые знания, но и получают широкие возможности самореализации, развивают познавательная активность, любознательность, умение работать в коллективе, возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное, вырабатывая творческий стиль мышления.
Таким образом, тема ознакомления детей с видами спорта может быть реализована через интеграцию всех основные виды детской деятельности и объединяя все пять образовательных областей ФГОС ДО - это позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников, объединять свободную игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.