Носырева Любовь Владимировна

музыкальный руководитель ГБОУ детского сада № 28

Чудесный инструмент – ритмопластика

В современном мире прогресс затрагивает многие сферы нашей жизни, меняя, в первую очередь, подрастающее поколение. Интернет, компьютерные игры, анимационные фильмы, зачастую весьма агрессивные, влияют на детскую психику, формируя свойственный современной молодежи поведенческий стереотип. 
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) делает акцент на гуманизации в деле формирования человека нового времени. И чем раньше начата эта работа, тем успешнее результат. Недаром ФГОС ДО повышает социальный статус дошкольного образования. 
Педагогам необходимо учитывать изменяющиеся условия в воспитании детей. Поскольку, развивая личность ребенка в разных образовательных областях, часто интегрируя их, необходимо искать новые методики или, что на мой взгляд лучше, осовременивать уже известные и наработанные.
Художественно-эстетическое развитие является неотъемлемой частью становления гармоничной личности ребенка. В этой образовательной области накоплен большой и ценный опыт педагогов прошлых лет.
Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников опирается на разработки известных педагогов, таких как Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман и другие.
В Ленинграде на 60-70 годы прошлого века приходится расцвет кружкового музыкального движения, который подарил талантливых педагогов Н.Г. Соркину, Т.И. Суворову, автора книг по музыкальному движению Е.М. Дубянскую. 
Опираясь на накопленный опыт педагогов по музыкальному движению, с учетом современных требований стандарта, который позволяет творчески относиться к работе с детьми, интересно искать новые формы музыкальной деятельности, одним из видов которой является ритмопластика.
Ставя перед собой цель целостного развития личности ребенка, ритмопластика представляется тем самым редким многогранным инструментом, с помощью которого в симбиозе нескольких образовательных областей, воспитывается гармоничный в своих проявлениях человек.
Решая образовательные, воспитательные и развивающие задачи, такие как развитие музыкальности, двигательных качеств и умений, творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку, развитие и тренировка психических процессов, нравственно-коммуникативных качеств личности, и, учитывая меняющиеся внешние условия, необходим постоянный поиск нового музыкального репертуара, современного материала.
Привлекательность ритмопластики заключается в её доступности и увлекательности для детей разного возраста и разных способностей. Благодаря разнообразной тематике, музыкально-ритмический материал сочетается с другими видами художественно-творческой деятельности, такими как изобразительная, театральная и другими.
Ритмопластика, как педагогический процесс, включает в себя два этапа. Первый – тренинговый, состоит из выполнения движений по показу педагога. Второй – индивидуально-ориентированный, придает эмоциональную окраску танцу или композиции.
Опираясь в работе на «Ритмическую мозаику» А.И. Бурениной, руководствуясь основными принципами программы, создаются новые упражнения, музыкальные ритмические композиции и танцы.
Использовать ритмопластику можно не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на утренней зарядке, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на совместных занятиях с воспитателями, в театрализованной деятельности, на прогулке. Используя в своей работе ритмопластику как своеобразную платформу, можно создать танец-вход на праздник, тематический танец, часть музыкального спектакля.
Многие музыкальные руководители сталкиваются с поиском эффектного входа детей на праздник. Оптимальным решением могут стать тематические ритмические композиции, созданные для каждой возрастной группы. Например, для средней группы вход на новогодний праздник «Снег-снежок» (Музыка и слова Л. Некрасовой).
Описание движений: на вступление дети вбегают в зал врассыпную.
«Снег-снежок» - выполняют «фонарики» руками – вверх, затем вниз;
«Белая метелица» – качают руками внизу;
«Снег-снежок» - выполняют «фонарики» руками – вверх, затем вниз;
«Тает на ладошке» - подставляют ладони левой и правой руки поочередно;
Проигрыш – кружатся на подскоке;
«Нам тепло…» - идут по кругу, в конце фразы останавливаются;
«Накатаем…» - делают «моталочку» руками;
«В белый ком…» - делают круг руками;
«Мы налепим…» - «лепят снежки»;
«И друг в друга…» - «бросают снежки» поочередно правой и левой руками;
Проигрыш – выполняют подскок врассыпную, с окончанием музыки останавливаются, поднимают руки.
Особое значение имеет подбор современного музыкального материала по патриотическому воспитанию детей. Мною разработаны несколько музыкально-ритмических композиций, в том числе для старшей группы на авторскую песню «Флаг России» (слова и музыку можно найти на сайте http://nsportal.ru/nosyreva-lyubov-vladimirovna).
Описание движений: дети стоят в 2 колонны у боковых стен. У всех в руках флажки России. 
1 куплет: шагают противоходом, вставая в 2 шеренги лицом к зрителям.
Припев: делятся на первых и вторых. На первые две строчки первые номера машут флажками над головой, вторые маршируя их обходят. На вторые две строчки – наоборот.
2 куплет: шагают, выстраиваясь в шахматном порядке по всему залу
Припев: по музыкальным фразам поочередно поднимают руки перед собой, поочередно отводят в стороны, поочередно поднимают вверх, машут флажками над головой и опускают вниз.
3 куплет: шагают, выстраиваясь по диагоналям, лицом к зрителям. 
Припев: как в 1 куплете.
Часто музыкальному руководителю требуется материал по нравственному воспитанию детей. В моей копилке среди прочего есть композиция на музыку «Вместе с нами» с диска «Мелодии Планеты Детства» 2007 г. Для подготовительной к школе группы.
Описание движений: дети встают в две шеренги в шахматном порядке.
Вступление и припев: «Вместе с нами…» - приставной шаг влево с хлопком, вправо с хлопком, кружение на подскоке, руки вверху.
1 куплет «Солнце…» - 1 шеренга делает «воротики», отходит назад. 2 шеренга в это время проходит вперёд в «воротики», делая руками круг с «фонариками», затем отходит назад. 
«Дождь…» - 2 шеренга делает «воротики», а 1 проходит в них, затем все отходят назад.
«Лунным светом разольётся…» - все шагом кружатся вправо.
«Сердце песней отзовётся…» - руки к груди, затем вперёд.
Припев – «Вместе с нами…» - приставной шаг влево с хлопком, вправо с хлопком, кружение на подскоке, руки вверху.
2 куплет «Если музыка прольётся…» - 1 шеренга делает «воротики», отходит назад. 2 шеренга в это время проходит вперёд в «воротики», делая руками круг с «фонариками», затем отходит назад.
 «Разольётся песня эта…» - руки в стороны, затем шагают на месте.
Припев – так же.
3 куплет – дети берутся за руки, идут по кругу вправо приставными шагами, затем на 3 фразу идут в середину круга, поднимая сцепленные руки вверх. 
К музыкальным спектаклям необходимо подбирать танцы яркие, характерные, соответствующие образу, индивидуальные или групповые, вписывающиеся в сюжет. Поставив много детских спектаклей, например, в сказке «Золушка», использовала авторские танцы «Мачеха и дочки», «Золушка с кастрюлей», «Старинная полька», «Танец разбойников».  В мюзикле «Кошки-мышки» - авторские «Квикстеп», инсценировку «Кошки в нашем дворе». В спектакле «Кошкин дом» - «Танец поросят», «Танец петушков», «Танец козочек», «Танец огня».
Всегда хочется разнообразить материал к тематическим праздничным утренникам. К 8 марта использую авторские танцы «Стирка», «Помогатор», «Танец с колясками». На весенний праздник – «Ручеек», «Лягушата», «Весенняя полечка». К осеннему празднику – авторские «Танец с цветочными зонтиками», «Грибочки», «Танец с листочками». На Новый год – «Марш елочных игрушек», «Часики», «Раз морозною зимой», «Сладкоежки», «Гномики».
К физкультурным праздникам хорошо подходят ритмические пластики «Мячик», «Би-би-ка», «Дай мне руку», «Шалунишки».
Благодаря современной или классической музыке в современной обработке и новым интересным движениям, дети с удовольствием занимаются, хорошо усваивают материал, что вызывает удовлетворение педагогов и признательность родителей.
Таким образом, с помощью ритмопластики удается решать многие задачи, которые стоят перед музыкальными руководителями детского сада. Между тем, не надо забывать, что ритмопластика – это живой, меняющийся инструмент, который требует постоянной творческой настройки.
 
Ссылки на электронные ресурсы:
1. Персональный сайт Любови Носыревой. – 2014[Электронный ресурс]. URL:  http://nsportal.ru/nosyreva-lyubov-vladimirovna
 
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Чудесный инструмент – ритмопластика