- Подробности
- Просмотров: 709
Смирнова Ольга Анатольевна,
учитель английского языка, Петергофская гимназия
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Четыре «К» – залог успеха
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?».
С.Я. Маршак
Каждый ребенок уникален в том, с чем он приходит в класс, в своей способности перерабатывать информацию и учиться посредством различных граней множественного интеллекта. Мы все знаем, что подход «один размер для всех» приведет к тому, что некоторые ученики останутся за бортом. Дети также уникальны в своих предпочтениях и способах познания. Для того, чтобы создать оптимальные условия для развития каждого ребенка в классе, как личности и как вовлеченного в процесс ученика, нужно дать им возможность овладеть и развить следующие навыки: критическое мышление (critical thinking), творческие способности (creativity), общение (communication), сотрудничество (cooperation/collaboration). Эти умения называют навыками 21 века. Некоторые специалисты добавляют также к списку умений гражданство/гражданскую позицию (citizenship), связь с культурой (culture), воспитание личности/характера (character education). Мне кажется уместным дополнить список заботой (care) и любовью (love).
В чем же заключается наша задача, как наставников. Ключевая роль образования в том, чтобы подготовить детей к их будущей работе. Но проблема в том, что будущее, как всегда, и особенно сейчас, в быстро меняющемся мире, непредсказуемо!!! Новые профессии, о которых мы не могли и подумать еще 5 лет назад, появляются каждый день. Работодатели требуют от претендентов умения мыслить творчески, решать задачи с открытым ответом и адаптироваться к постоянным изменениям. А мы продолжаем предлагать нашим ученикам закрытые задачи (четкое условие + утвержденный способ решения + единственно правильный ответ). Нельзя птицу научить летать в клетке! Нет такой области человеческой деятельности, в которой не было бы открытых задач. Дому нужна крыша, но если крыша давит, то не обойтись без искривления позвоночника. Можно учить решать задачи по шаблону, но нельзя заставить мыслить по шаблону [1]. Дети не смогут обрести эти навыки, решая стандартные тесты. Поэтому нам с вами необходимо развивать и поощрять эти умения и навыки у наших учеников, если мы не хотим, чтобы профессия учитель исчезла в недалеком будущем. Почему нам стоит об этом задумываться? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте взглянем на изменения, например, которые происходили в прошлом. За последние 100 лет более 600 профессий бесследно исчезли, некоторые профессии сильно изменились. Пилот дирижабля, кольщик льда, человек-будильник, фонарщик, лектор, развлекающий рабочих фабрики рассказами – вот лишь некоторые профессии, которые ушли в небытие. Какие же профессии исчезнут, когда будущее станет настоящим для наших с вами детей? Сложный вопрос!!! Человек изобретает машину, а машина вытесняет со временем человека. Всем известная истина, но правда в том, что мы иногда сами оказываемся не готовы к изменениям. После изобретения атомной бомбы Эйнштейну задали вопрос: можно ли как-то оградить людей от новой опасности? На что Эйнштейн сказал, что, к сожалению, ничто в мире не меняется так медленно, как человеческое сознание [1]. Микроскоп, паровой двигатель, радио, атомная бомба, компьютер – все это изменило сознание людей. Очень сложно привыкнуть к тому, что старый опыт в новых условиях не помогает, а иногда и мешает. Новые задачи требуют новых подходов. Нам на помощь приходят 4 К, овладев которыми наши дети смогут лавировать в море информации и адаптироваться в постоянно меняющемся мире.
Первая из четырех «К» – это коммуникация, общение. Важно уметь донести до окружающих свои мысли четко, ясно, без потери смысла. Теперь это нужно уметь делать не только лицом к лицу с собеседником, но и с помощью различных технических устройств [3]. Также коммуникация – это умение внимательно слушать и четко выражать свои мысли. Цели коммуникации могут быть различными: информировать, инструктировать, мотивировать, воодушевить, убедить и для их достижения требуется овладеть искусством общения. Казалось бы, ничего сложного, но современный человек все больше и глубже погружается в виртуальный мир и порой элементарное становится трудной задачей.
Вторая «К» ‒ это сотрудничество. Нашим ученикам приходится общаться и взаимодействовать для достижения цели, для достижения наилучшего результата, используя свои таланты, опыт, знания. Требуется достичь не просто результата, а результата, который удовлетворит потребности всей группы или сообщества. Благодаря успешным совместным усилиям, общий результат, результат группы имеет большую ценность, чем результат каждого в отдельности [3]. Для развития этого умения можно использовать простые игры, предполагающие работу в группах. Моя любимая игра «Pictionary», когда дети с помощью рисунков без слов объясняют новые слова. Сначала они в подгруппах создают свои визуальные словари, а потом другая подгруппа пытается отгадать слова.
Творческие способности – следующая «К». Меняющиеся условия требуют от нас умения создавать что-то новое или по-новому, на основе недавно полученных знаний. Творческие способности – это не только в искусстве, это также умение находить различные оригинальные, уникальные решения проблемы в реальной жизненной ситуации [3]. Очень глубоко в нашем сознании есть мысль о том, что другой, по-другому значит неправильный. Когда рождаются идеи за пределами ожидаемых результатов мы пугаемся. А это и есть умение решать открытые задачи, которых в жизни гораздо больше. Толковать иначе, думать иначе, чем общепринято – это и есть креативность, творчество. Почему развитие этого умения так важно. Когда наши дети столкнуться с чем-то непонятным и незнакомым, они предпочтут думать, а не запоминать [2]. Нельзя подлавливать на ошибке, пока есть ошибки, значит еще есть чему учиться, ошибка – это ступень к вашей цели. Если нет ошибок – значит все понятно. Дети не должны бояться допустить ошибку, это убивает творчество. Нужно учить их видеть, что есть больше, чем одно решение.
Последняя, но не менее важная «К» в списке умений – это развитие умения критически мыслить. Дети – это не сосуд, нуждающийся в наполнении [1]. Мы не можем просто «залить» в них знания. Нужно давать им шанс самим делать открытия, узнавать новое, искать информацию и перерабатывать ее. Критическое мышление – это процесс отбора, анализа переработки информации таким образом, чтобы это имело ценность и значение, это умение взглянуть на проблему с другой стороны, используя знания из разных областей [3]. Анализ, отбор и переработка информации позволяют понять содержание и применить данную информацию в повседневной жизни.
Некоторые исследователи также добавляют к списку связь с культурой или гражданскую позицию и воспитание личности. Действительно для человека важно чувствовать связь с тем, что его окружает, как с точки зрения культуры, так и с точки зрения понимания общества и своего места в нем. Также важно воспитать личность ответственную, думающую и содействующую развитию своему и общества в целом.
Все это возможно только если мы сами, учителя, наставники, своим примером будем доказывать, что это важно, будем использовать свой творческий потенциал, любить и заботиться о нашем будущем. Развивать эти умения можно используя проектную деятельность, так как работа над проектом включает умение работать в команде, умение задавать вопросы, умение находить, анализировать и применять информацию, умение принимать решения, умение договариваться, а также задействует творческий потенциал ребенка.
Литература:
1. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М.: Изд-во Вита-Пресс, 2005
2. Минго Дж. Секреты успеха великих компаний (52 истории из бизнеса и торговли). – СПб.: Питер Пресс. – 1995
3. http://blog.awwapp.com/6-cs-of-education-classroom/