Каменева Галина Александровна,

учитель музыки и МХК ГБОУ школа №421
Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Каждый человек обязан знать, среди какой красоты
и каких нравственных ценностей он живет»

/Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»/
 
 
Искусство – интегрированный курс, который дает современному школьнику качественно новые знания о мире и человеке, о взаимосвязи и взаимозависимости происходящих событий. Современная действительность с ее экологическими, межнациональными и социальными проблемами ставит перед школой задачу выработки целостного мышления обучающихся. Содержание учебного предмета «Искусство» строится на изучении общих закономерностей художественного развития человечества в контексте его социальной и культурной истории, разнообразных проявлений художественного стиля различных народов и наций в каждой конкретной исторической эпохе – от древности до наших дней. 
Центральное место в комплексе подходов к изучению предмета «Искусство» занимает образная концепция человека, духовная жизнь которого наполнена разными способами художественной деятельности: словесной, музыкальной, театральной, изобразительной. Содержательная характеристика человека отражает место человека в мире, его отношение к природе, обществу, самому себе, другим людям, понимание смысла жизни и творчества, основные ценности и способы художественного выражения. Морфологическая характеристика основана на соотношении видов искусства, их жанровых особенностях, роли в создании общей картины мира, общественной значимости литературы, графики, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, театра, кино, прикладного искусства, хореографии и др.
На уроках искусства школьники изучают эмоционально-нравственный опыт человечества, познают многообразие мира, отраженного в способах художественной деятельности. Формируют образные представления о жизни человечества в разные эпохи, в различных регионах и типах культуры. Находят оптимальные формы общения с художественными произведениями разных видов и жанров для создания целостной картины мира. 
Содержание предмета подразумевает включение учащихся в активную деятельность на уроке с использованием:
-  актуализации личного жизненного опыта общения с различными видами искусства; 
- межпредметных связей; 
- метода опережения и возвращения назад к художественным ассоциациям, поставленным с помощью проблемных вопросов; 
- анализа произведений искусства через сравнение, сопоставление и т.д.
Эти методы позволят развить способность учащихся к самостоятельному восприятию и анализу художественных явлений в их взаимосвязях, сформировать личную позицию в области художественной культуры, понять своеобразие средств выразительности и духовного содержания художественных ценностей. Самостоятельное восприятие, оценивание, осмысление искусства, поиск связей между художественными явлениями – необходимое условие освоения содержания предмета «Искусство».
Способность устанавливать связи между различными видами искусств (Таблица 1) соответствует этапам эстетического роста обучающихся: от формирования целостной картины каждой из эпох до целостной художественной картины мира. 
 
Таблица 1
 

Музыка

Литература

Живопись

Скульптура

Звук-знак

Буква-знак

Краска

Материал

Интонация

Предложение

Штрих

Слепок

Период

Абзац

Линия, мазок

Объем

Часть

Глава

Набросок, рисунок

Пропорции, фигура

Музыкальное произведение

Литературное произведение

Композиция

Силуэт, форма

 
Немаловажная роль на уроках «Искусства» отводится анализу художественного произведения (Рисунок 1), отражающему образно-ассоциативное мышление учащихся; знания о стилях и направлениях художественной культуры; умение анализировать произведения искусства и оценивать их художественные особенности; использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора.
 
Рисунок 1
 
 
Освоение ценностей художественной культуры приобретает личную значимость для учащихся в том случае, если у них есть возможность для личного самовыражения. Новые методы изучения предмета «Искусство» должны воздействовать на эмоциональную и мотивационную сферы деятельности учащихся, в которых они смогут выразить свое отношение к предмету изучения и свои способности к самостоятельной познавательной деятельности. Получив опыт анализа локальной художественной системы, учащиеся смогут выходить на более высокие уровни рассмотрения художественных явлений и более сложных систем.
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет