- Подробности
- Просмотров: 533
Каменева Галина Александровна,
учитель музыки и МХК ГБОУ школа №421
Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Каждый человек обязан знать, среди какой красоты
и каких нравственных ценностей он живет»
/Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»/
Искусство – интегрированный курс, который дает современному школьнику качественно новые знания о мире и человеке, о взаимосвязи и взаимозависимости происходящих событий. Современная действительность с ее экологическими, межнациональными и социальными проблемами ставит перед школой задачу выработки целостного мышления обучающихся. Содержание учебного предмета «Искусство» строится на изучении общих закономерностей художественного развития человечества в контексте его социальной и культурной истории, разнообразных проявлений художественного стиля различных народов и наций в каждой конкретной исторической эпохе – от древности до наших дней.
Центральное место в комплексе подходов к изучению предмета «Искусство» занимает образная концепция человека, духовная жизнь которого наполнена разными способами художественной деятельности: словесной, музыкальной, театральной, изобразительной. Содержательная характеристика человека отражает место человека в мире, его отношение к природе, обществу, самому себе, другим людям, понимание смысла жизни и творчества, основные ценности и способы художественного выражения. Морфологическая характеристика основана на соотношении видов искусства, их жанровых особенностях, роли в создании общей картины мира, общественной значимости литературы, графики, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, театра, кино, прикладного искусства, хореографии и др.
На уроках искусства школьники изучают эмоционально-нравственный опыт человечества, познают многообразие мира, отраженного в способах художественной деятельности. Формируют образные представления о жизни человечества в разные эпохи, в различных регионах и типах культуры. Находят оптимальные формы общения с художественными произведениями разных видов и жанров для создания целостной картины мира.
Содержание предмета подразумевает включение учащихся в активную деятельность на уроке с использованием:
- актуализации личного жизненного опыта общения с различными видами искусства;
- межпредметных связей;
- метода опережения и возвращения назад к художественным ассоциациям, поставленным с помощью проблемных вопросов;
- анализа произведений искусства через сравнение, сопоставление и т.д.
Эти методы позволят развить способность учащихся к самостоятельному восприятию и анализу художественных явлений в их взаимосвязях, сформировать личную позицию в области художественной культуры, понять своеобразие средств выразительности и духовного содержания художественных ценностей. Самостоятельное восприятие, оценивание, осмысление искусства, поиск связей между художественными явлениями – необходимое условие освоения содержания предмета «Искусство».
Способность устанавливать связи между различными видами искусств (Таблица 1) соответствует этапам эстетического роста обучающихся: от формирования целостной картины каждой из эпох до целостной художественной картины мира.
Таблица 1
Музыка |
Литература |
Живопись |
Скульптура |
---|---|---|---|
Звук-знак |
Буква-знак |
Краска |
Материал |
Интонация |
Предложение |
Штрих |
Слепок |
Период |
Абзац |
Линия, мазок |
Объем |
Часть |
Глава |
Набросок, рисунок |
Пропорции, фигура |
Музыкальное произведение |
Литературное произведение |
Композиция |
Силуэт, форма |
Немаловажная роль на уроках «Искусства» отводится анализу художественного произведения (Рисунок 1), отражающему образно-ассоциативное мышление учащихся; знания о стилях и направлениях художественной культуры; умение анализировать произведения искусства и оценивать их художественные особенности; использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора.
Рисунок 1
Освоение ценностей художественной культуры приобретает личную значимость для учащихся в том случае, если у них есть возможность для личного самовыражения. Новые методы изучения предмета «Искусство» должны воздействовать на эмоциональную и мотивационную сферы деятельности учащихся, в которых они смогут выразить свое отношение к предмету изучения и свои способности к самостоятельной познавательной деятельности. Получив опыт анализа локальной художественной системы, учащиеся смогут выходить на более высокие уровни рассмотрения художественных явлений и более сложных систем.