Павловская О.П.,

старший воспитатель ГБДОУ детского сада №9
Петродворцового района Санкт Петербурга

Музейная педагогика, как средство взаимодействия педагогов в рамках целевой модели наставничества в формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников

 
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Проблема, решаемая в рамках практики
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно- пространственную среду. Основная цель: развитие профессиональных навыков и компетенции наставляемых в музейной педагогике и эффективное применение их в работе. Одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством педагога, любящего и знающего азы музейной педагогики.
Участники практики
Помимо традиционной формы наставничества «педагог-педагог», в ГБДОУ детский сад №9 реализуется наставничество в группе. В роли наставника выступают педагоги, владеющие методикой музейной педагогики и куратор, в роли наставляемых – молодые педагоги и педагоги, проявляющие интерес к музейной педагогике.
Главная цель Музейной педагогики: формирование у детей нравственно- патриотических чувств и духовно-нравственного отношения к своей стране, родному городу, родному дому, своей семье.
Важная особенность организации Музея — возможность его посещения каждый день и участие в его создании детей и родителей. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители. Каждый Музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей, что даёт плодотворный результат работы во многих областях образовательного процесса как в рамках дошкольного учреждения, так и за его пределами.
Отличительными особенностями работы наставника и наставляемого являются:
использование музейной среды как важного образовательного ресурса, а наставничество, в музейной проектной деятельности как важного педагогического ресурса в образовательной деятельности;
расширение возможности приобщения всех участников образовательных отношений к музейно-краеведческой, поисковой, исследовательской, проектной, социально-активной деятельности;
формирование устойчивого интереса к истории страны, области, города;
воспитание гражданственности, патриотизма, привитие бережного отношения к культурному и историческому наследию.
Задачи решаемые наставниками:
  1. Внедрить полученные знания в повседневную практику
  2. Развивать сотрудничество с социальными партнерами
  3. Проектная деятельность
 
Планирование работы в наставнической паре:
  1. Беседы с наставником, для уточнения зон развития и особенностей организации мини-музеев в группах ДОУ.
  2. Оказание необходимой помощи на основе анализа выявленных потребностей.
  3. Беседы по вопросам планирования и организации самообразования.
  4. Демонстрация наставником опыта успешной деятельности в музейной педагогике.
 
Результатом работы нашего детского сада стало создание музейных пространств: музей Славы, Чердак времени; постоянной выставки в холле «Наша Родина – Россия», мини музеев в каждой возрастной группе.
Так же проделана большая работа по созданию и проведению мероприятий в поисково- исследовательских проектах.
Разработаны проекты по созданию экскурсий в Музее Славы через Чердак времени и временных выставках посвященных памятным датам нашей Родины, мультимедийные проекты по созданию мультипликационных фильмов с участием наставляемых и воспитанников.
Планируемые результаты работы в наставнических парах:
  1. Знание основ исторического наследия и музееведения;
  2. Знание алгоритма работы над поисково-исследовательским проектом;
  3. Умение работать с информацией на всех этапах.
  4. Умение разрабатывать экскурсии (составлять тексты, технологическую карту, карточки экспонатов
  5. Решения проблемных ситуаций во время экскурсий.
  6. Умение работать с мультимедийными инструментами для создания мультфильмов.
 
Годовой проект Учреждения над наполнением и реализацией которого работают наставники и наставляемые «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ЭКСПОНАТАМИ МУЗЕЯ ДОУ».
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Музейная педагогика-9