Карпова Екатерина Евгеньевна,

учитель английского языка ГБОУ лицея № 419  Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока английского языка в 5 классепо теме «Geography. Reading» «География. Поисковое чтение»

 
 
  
 
 
  
 
 
Данная методическая разработка может быть применена учителями английского языка, преподающим по УМК Spotlight (авторы: Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс) в 5 классе и другими УМК, в связи с тем, что на уроке широко используется авторский материал. 
По классификации Пассова Е.И. данный урок можно отнести к комбинированному типу и уроку развития речевых умений (Е.И. Пассов). 
На уроке широко используется технология диалогового взаимодействия: репродуктивная ‒ вводная беседа, продуктивная ‒ эвристическая беседа.  
На уроке реализуется технология развития критического мышления, повышающая эффективность восприятия предлагаемой информации. Урок строится на географическом материале «уникальные места России» – Крым, Алтай, Байкал, Кавказ. Технологический этап «осмысление» реализуется за счет метода активного чтения (описание мест) с использованием маркировки «+» я это знаю, «‒» ‒ я не знал об этом; «?» ‒ это интересно. Таким образом, работа с новым текстом происходит более осмысленно, нежели при обычном чтении. 
На третьем этапе технологии ‒  осмыслении или размышлении ‒ обучающимся предлагается проанализировать и творчески интерпретировать тексты – составить свои правила поведения на природе и список вещей, необходимых в походе. Для выполнения этого задания обучающимся необходимо соотнести старые знания с новыми, предусмотреть климат места, характер местности. Работа ведется индивидуально, в парах, в микрогруппах. 
Урок завершается творческой работой ‒ созданием собственного тура в одно из мест России по шаблонам (приложение №5). 
На уроке используется учебник по заявленному УМК, но также широко используется авторский материал (карточка № 1, № 2). В связи с этим урок можно использовать, не привязываясь к определенному УМК. 
Положительный психологический настрой на любом уроке важен для успешного обучения школьников. В данном уроке это реализовано с помощью колеса фортуны “Wheel of fortune”. Колесо разделено на 8-9 секторов: applause, hugs, smile, sweet, *task, +1 ball.  Названия секторов могут повторяться. Расшифровка довольно простая – applause – аплодисменты водящему, hugs –объятия с одним из одноклассников, smile – найди глазами друга, подари улыбку и получи взамен, sweet - конфетка, *task – водящий получает задания на звездочку (раскраску, кроссворд и т.п.), +1 ball – водящий получает плюс 1 балл к оценке за урок (очень актуально для неуспешных учеников). 
Итак, урок начинается с приветствия, а затем учитель предлагает одному из обучающихся покрутить колесо. Очередность учеников удобнее всего производить по алфавиту. Для необычных уроков можно подклеить новый сектор, чтобы акцентировать внимание обучающихся на предстоящей теме.
План-конспект урока по учебнику «Английский в фокусе» 5 класс. 
УМК “Spotlight ”, авторы: Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс
Тема – 1 часа, урок – 1 час
 
Цели и задачи:
Цель урока
Организовать активную познавательную деятельность учащихся по развитию умения поискового чтения и умения критически осмысливать информацию.
Задачи:
     Обучающие:
1. Отработка лексики и закрепление лексических структур.
2. Отработка орфографического и грамматического правил
Развивающие:
1. Развитие умения выбрать необходимую информацию (поисковое чтение).
2. Развивать умения систематизировать информацию, прогнозировать, структурировать
3. Развитие воображения и творческого потенциала учащихся
Воспитывающие:
1. Воспитывать чувство прекрасного на богатом природном материале родной страны
2. Воспитывать бережное отношение к природе
Формируемые УУД
Личностные: формирование ответственного отношения к природе, формирование точки зрения, служащей императивом поведения на природе.
Регулятивные: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе чтения текстов на иностранном языке. 
Познавательные: умение выделять главное в тексте, умение работать с информацией, прогнозировать текст по иллюстрациям, догадываться о значении слов по контексту
Коммуникативные: умение отвечать на вопросы; умение отстаивать собственную точку зрения, умение работать в группе, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками,
Планируемый результат: формирование умения планировать  летний поход с составлением списка вещей и правил поведения на природе
Предметные умения
1. Развитие умения изучающего чтения текста.
2. Повторить структуру to be going to
3. Повторить модальный глагол must, артикль the
Основные понятия
Активная лексика/структуры: must/must not, to be going to, will/would; mountains, camping, lake, river, forest
Лексика для рецептивного усвоения. whistle, compass, rules, windbreaker, to preserve nature, to save myself, hatchet, kettle, rubbish, rope etc
Межпредметные связи: география, информатика и икт
Организация пространства
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Оснащение урока: ПК, проектор для мультимедийной  презентации, колонки, карта России на английском языке, плакаты «Let’s go camping», карточки для учащихся.
Основная часть
.
Задачи:
     Обучающие:
1. Отработка лексики и закрепление лексических структур.
2. Отработка орфографического и грамматического правил
Развивающие:
1. Развитие умения выбрать необходимую информацию (поисковое чтение).
2. Развивать умения систематизировать информацию, прогнозировать, структурировать
3. Развитие воображения и творческого потенциала учащихся
Воспитывающие:
1. Воспитывать чувство прекрасного на богатом природном материале родной страны
2. Воспитывать бережное отношение к природе
Формируемые УУД
Личностные: формирование ответственного отношения к природе, формирование точки зрения, служащей императивом поведения на природе.
Регулятивные: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе чтения текстов на иностранном языке. 
Познавательные: умение выделять главное в тексте, умение работать с информацией, прогнозировать текст по иллюстрациям, догадываться о значении слов по контексту
Коммуникативные: умение отвечать на вопросы; умение отстаивать собственную точку зрения, умение работать в группе, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками,
Планируемый результат: формирование умения планировать  летний поход с составлением списка вещей и правил поведения на природе
Предметные умения
1. Развитие умения изучающего чтения текста.
2. Повторить структуру to be going to
3. Повторить модальный глагол must, артикль the
Основные понятия
Активная лексика/структуры: must/must not, to be going to, will/would; mountains, camping, lake, river, forest
Лексика для рецептивного усвоения. whistle, compass, rules, windbreaker, to preserve nature, to save myself, hatchet, kettle, rubbish, rope etc
Межпредметные связи: география, информатика и икт
Организация пространства
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Оснащение урока: ПК, проектор для мультимедийной  презентации, колонки, карта России на английском языке, плакаты «Let’s go camping», карточки для учащихся.
 
Основная часть
 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

Приветствие, подготовка к уроку

Психологический настрой. «Wheel of fortune» Колесофортуны.

Подготовка к уроку, ответ на приветствие учителя

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

Актуализация накопленных знаний.

(Технологический. Вызов)

11

 

Lookattheboard. “Russiaisauniquecountry” Посмотрите на доску, прочтите фразу и скажите, согласны вы с ней или нет. Почему

Read this phrase and tell me do you agree or disagree. Why?

So let’s think about summer holidays? What are you going to go? Are you going to stay in Russia? Or maybe you’re going to go Spain or Turkey? Итак, давайтеподумаемолетнихканикулах. Что вы собираетесь делать? Останетесь в России или поедете отдыхать заграницу?

 

Ведение диалога.[Слайд 1]

Коммуникативные: умение вести диалог, формирование умения выражать свою точку зрения, отстаивать ее.

 

What are you going to do there? Go to the seaside, go to mountains, go shopping, go camping. Do you like camping? Did you go camping last summer? Where? Что вы собираетесь делать там? Ходите на море, в горы, делать покупки. Любите ли вы ходить в походы с палатками? Вы ходили в поход прошлым летом? Куда?

Let’ssee. Lookattheboard

Видеоряд с местами России

Ведение диалога

Просмотр видео (видеоряд с местами России – Кавказ, Крым, Алтай, Байкал)

Познавательные: умение структурировать знания, осознанное воспроизведение изученного материала

Коммуникативные: сотрудничество с учителем

Регулятивные: волевая саморегуляция.

What places have you seen? Where’re they? In what country? Can you list their names? Would you like to go camping to these places? Какиеместавывидели? Где они находятся? В какой стране? Можете назвать их? Хотели бы вы сходить в поход в эти места?

Ведение диалога

 

Личностные: формирование интереса к уникальным местам России, формирование желания узнать больше об этих местах

Технологический. Осмысление

 

Ok. Now you have the opportunity to meet these places closer. You have 5 minutes to read blue cards. Makenotes. Сегодня у вас есть возможность познакомиться с этими местами поближе. Возьмите синие карточки и прочитайте их. Сделайте пометки.

+ Iknowit(я знаю это)

-Ididn’tknowit(я не знаю это)

?  It’sinteresting(это интересно)

 

Читают и помечают карточки  с текстом 8-10 предложений. Из букв составляют название места.

 

Познавательные: умение работать с текстом, критически осмысливать информацию, логически догадываться о значении слов, зная перевод остальных;

Регулятивные: постановка учебной задачи, определение последовательности действий для достижения результата;

Личностные: формирование личного отношения к выбранному месту, формирование желания посетить его

Технологический. Рефлексия

 

And now tell me please what the place you have met. What is unique about these places?

Look at the board. Name the place. С какими местами вы познакомились? Что уникального в этих местах?

Находят в тексте предложения, в которых идет речь об уникальности места.

ПрезентациясместамиLake Baikal, Altai, Crimea, The Caucasus.

[Слайд 2,3,4,5]

 

Технологический этап. Вызов

Постановка учебной задачи

 

Ok. Do you want to go camping there? Хотели бы вы отправиться в эти места?

How do you think are you ready to go camping? Как вы думаете, вы готовы к походу? Let’s check it today. Давайтепроверимэтосегодня.

What should we do before camping? Choose a place, make a packing, think about rules. Что необходимо сделать до  похода? Выбрать место, составить список того, что нужно взять с собой и обговорить правила поведения на природе.

Ведение диалога

Презентация

[Слайд 6]

Личностные: формирование желания пойти в поход, подготовиться к нему, составить список вещей

 Технологический. Осмысление

 

First of all let’s see what things do we need to go camping?  Look at white cards. Read and match

Что нам нужно для похода? Возьмите белую карточку. Прочитайте текст и соедините с картинками.

Карточка №2 (whitecard)

Соотносят картинки – описания – слова.

Познавательные: умение догадываться о значении слов по контексту,

Логические: выбор объектов по признакам, выбор оснований и критериев для выбора объектов.

Коммуникативные: умение работать в команде; следить за правильностью ответа соседа, оценка действий партнера

Регулятивные: выделение уже освоенных знаний, волевая саморегуляция.

Let’s check.Давайте проверим

Слайд со словами, описаниями и картинками

Презентация

[Слайд 7-12]

Регулятивные: умение проверять себя

Make your packing list, but before it think, should I take a mosquito net to Crimea? Ok. Should I take windbreaker to Crimea? I suppose, no. What does the packing list depend on? It depends on the climate. Создайте вой список, но сперва подумайте, стоит ли брать сетку от москитов в Крым? А ветровку? Я полагаю, нет. От чего зависит список?

Догадываются, что список зависит от климата и характера местности

Познавательные: умение отбирать необходимую информацию, умение критически осмысливать ситуацию, умение работать со словарем

Коммуникативные: умение работать в группе.

Make your packing list. 3 minutes. Use dictionaries and vocabularies. You can work in pares. У вас 3 минуты, чтобы создать свой список. Пользуйтесь словарями. Можно работать в парах

Составляют свой список

Познавательные: умение отбирать необходимую информацию, умение критически осмысливать ситуацию, умение работать со словарем

Коммуникативные: умение работать в группе.

Технологический. Рефлексия

 

Read and check with my list.

Проверяют себя.

Презентация [Слайд 13]

Регулятивные: умение проверять себя

Пауза

Find these places on the map

Ищут на карте места

Познавательные: умение находить место на карте

Технологический. Вызов

Постановка учебной задачи

 

Do you know how should we behave in nature?

Open your S.B. p 127 – read and translate the comics. Why does bear get into tent? Do we need to know how to behave in nature? Where we can see these rules? Can I put  rubbish in the river? CanIgotocampingwithoutcompass? Why? Знаете ли вы, как нужно вести себя на природе. Прочтите комикс. Почему произошла эта ситуация? Почему медведь проник в палатку?  Могу ли я бросать в реку мусор?

S.B. p 127, comics

Answer: It feels smell of food. Медведьпочувствовалзапахеды

Воспитательные: формирование бережного отношения к природе, формирование точки зрения, служащей императивом поведения на природе.

Познавательные: прогнозировать содержание текста, опираясь на иллюстрации.

 

Технологический. Осмысление

 

Now, I ask you make your list with rules, but divide them on two groups: To save myself/ to preserve nature

 What can you use for it? Your S.B., dictionaries and vocabularies. Youhave5 minutes. Workingroups, please

Теперь я попрошу создать список правил для поведения в походе и разделить их на две группы: чтобы обезопасить себя и чтобы сохранять природу. У вас 5 минут. Работайте в группе

S.B. p123, пишут правила с глаголом must/mustnot

Воспитательные: формирование бережного отношения к природе.

Познавательные: прогнозировать содержание текста, опираясь на иллюстрации.

Коммуникативные: умение работать в группе. Умение работать со словарем. Умение извлекать информацию из текста, структурировать и систематизировать

Технологический. Рефлексия

 

Let’scheckyourrules.Давайте проверим

Презентация [Слайд 14]

Регулятивные: умение проверять себя, умение оценивать уровень достигнутого

And now make your own tour. Use glue and color pencils.

Оформляютплакаты«Let’s go camping». Пауза

Познавательные: обобщение проделанной работы, систематизация знаний

Подведение итогов

Why should we follow these rules? To save and give to the descendants unique Russia. А теперь давайте создадим свой собственный тур со списком правил и необходимых вещей. Приклейте ваши карточки на листы. Почему мы должны следовать этим правилам? Чтобы сохранить и передать потомкам нашу уникальную страну.

 

 

Личностные: формирование позиции бережного отношения к природе, формирование точки зрения, служащей императивом поведения на природе

So what is unique about Russia? Итак, что же уникального есть в России?

Answer: Ведениедиалога

Places, nature. Места, природа

Презентация [Слайд 15]

 

Оценивание

 

Are you ready to go camping? Rate yourself today. Use cards. Теперь вы готовы к походу? Оцените свою работу по карточкам

Оценивают себя по карточкам

Презентация [Слайд 16]

Регулятивные: корректировка произношения, самооценивание;

Личностные: оценка достигнутого уровня знаний

Д/з

Do you like the lesson? Вампонравилсяурок?

Homework. Read and translate text

*comics “One day in nature” комикс«Одинденьнаприроде»

Goodbye. Have a nice day. Хорошегодня

Записывают д/з по выбору

Презентация [Слайд 17]

 

Личностные: выбор домашнего задания, исходя из достигнутого уровня знаний и формирования личного интереса к пройденной теме.

 
Заключительная часть урока посвящена оцениванию, рефлексии и домашнему заданию.
Процесс самооценивания уже знаком учащимся. В карточках (приложение №3) ясно и прозрачно перечислены критерии оценки, чтобы у обучающегося не возникало проблем с оцениванием самого себя.  Если ребенок себе ставит «отлично», учитель имеет право скорректировать оценку, еще раз задав ему вопросы по карточке, действительно ли удалось достичь того или иного результата. 
Осмысление обучающимся, достиг ли он цели урока происходит по двум направлениям: 1) отвечает на вопрос, готов ли он идти в поход в выбранное место; 2) сдает плакат «Let’s go camping» с правилами поведения на природе и списком вещей.
Домашнее задание рассматривается как одна из важнейших форм обучения, поэтому ему уделяется особое внимание. Обучающиеся обмениваются карточками с текстом для дальнейшего перевода и анализа. Дополнительное задание, как правило,  способствует развитию творческих способностей. В данном случае задание нарисовать комикс об отдыхе на природе заинтересует многих учеников. 
 
Список использованной литературы:
1. Урок иностранного языка. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е., 2010.
 
 
Приложение 1. Карточка №1
Complete the title _______________________ (l k a e   l B a i a k) [ leɪk ˈbeɪkəl ]
1. This lake is the world’s oldest and deepest freshwater lake 
2. It is located in Russia, the southern part of Eastern Siberia on the border1 of the Irkutsk region and the Republic of Buryatia
3. Lake is home to thousands of species2 of plants and animals, many of which exist3 nowhere else in the world.
4. The lake stretches4 from north to south-west by 636 km. 
5. Width4 of the lake is from 25 to 80 km. 
6. The maximum depth is 1637m.
7. Angara is the only river flowing5 from Lake.  
8. From January to April, the lake is usually covered6 with ice.
9. The Temperature varies from 13 at night to 25 in the afternoon in summer
10. There are strong winds in lake Baikal in summer   at the lake
1 граница 2  виды  3 существуют 4 ширина 5вытекающая 6 покрыто
 
Complete the title _______________________ [ ælˈtaɪ  ˈriːdʒən ] (l t i A a    g o n i e r n) 
1. Name of this place means “golden“ . 
2. There is a stonehendge in the South of this region.
3. Altai Krai has foothills1, grasslands, lakes, rivers, and mountains
4. The Altai bees are hardy and healthy, they are renowned2 for producing some of the world's finest organic honey 
5. Historically people used honey of Altai and Bashkiria as payment  yasak3 to the Russian Tsars.
6. Altai Krai has huge reserves4 of raw5 materials, used as materials for building.
7. The climate is severe with long cold dry winters and hot, usually dry summers. 
8. Weather is not permanent. It can change a lot of times for a day.
9. The region's main waterway is the Ob River.
1предгорье  2 известный, прославленный   3налог,  ясак  4 запасы  5 сырье
 
 
Complete the title _______________________ [ ˈkɔːkəsɪs ] The (s s u u C c a a) 
1. Caucasus is the most famous mountains in the world. 
2. The Caucasus Mountains are situated between the Black and the Caspian seas.
3. They were formed at the same time as the Alps more than 25 million years ago
4. The North Caucasus Mountains belong to Russia.
5. The weather in "high" mountains can vary in very large ranges1 : from humid2 subtropical heat to sudden3 summer snowfalls. 
6. There is the highest mountain in the Caucasus - Elbrus. Its high is 5642 meters.
7. The population4 of the region numbers more than fifty peoples.
8. Mountains near Sochi hosted5 part of the 2014 Winter Olympics.
9. There are a lot of fascinating lakes, exiting landscapes6 and dangerous rocks.
1 диапазон 2 влажный 3 внезапный 4 население 5 принимали 6 пейзаж
Complete the title _______________________ [ kraɪˈmɪə ] The (m e I C r)
1. Crimea is a peninsula1 surrounded by the Black and Azov Seas
2. There are 257 rivers on the Crimean peninsula which are fed by rainwater
3. Uchan Su is the highest waterfall in the Crimea.
4. The longest river of Crimea is the Salhir at 204 km.
5. The Crimean Mountains is a range2 of mountains running parallel to the south-east coast of Crimea near the sea.
6. Hidden3 by the mountains Part of the Crimea is rich in vast meadows4 and forests. 
7. Crimea has a subtropical climate and numerous resorts, including Crimea's Yalta.
8. Seventy-five percent of the area of Crimea consists5 of semiarid6 steppe. 
9. Crimea became part of the Russian Empire under Catherine the Great in 1783.
1 полуостров 2 ряд, цепь 3 спрятанные 4 луга  5 состоит  6полузасушливый
 
 
Приложение 2. Карточка №2
 
 
Приложение №3. Оценивание
 
 
Приложение № 4
 
 
Приложение № 5