Зерцалова Надежда Андреевна, 

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 436 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе по УМК «Перспектива»
Тема: «Звук [э] и буквы Э э»

 
Тема раздела: Звуки и буквы. Слог. Ударение.
Вид урока: урок-путешествие
Цель: формирование знаний о звуке [э] и буквах Э э».
Задачи урока:
Образовательная: научить писать слова с буквой э, правильно произносить согласные звуки перед звуком [э].
Развивающая: пополнить словарный запас словами с буквой э, развивать память и правильную речь.
Воспитательная: воспитать интерес к родному языку, культуру устной и письменной речи, культуру поведения и общения.
Планируемые результаты: 
Предметные - учащиеся научатся орфографически верно писать слова с буквой э (в том числе имена собственные); правильно произносить согласные звуки перед звуком [э]. Составлять предложения из слов с буквой Э и правильно их записывать.
Межпредметные – соблюдать в жизни нормы речевого этикета и правила устного общения, осознавать цели и задачи урока, выполнять учебные действия, следовать инструкции учителя и алгоритмам, осуществлять самопроверку; находить, сравнивать, анализировать и характеризовать единицы языка, осуществлять синтез, как составление целого из частей (составление предложения, текста).
Личностные – проявлять познавательный интерес к изучению родного языка, чувство сопричастности к сохранению богатства русского языка.
 
Ход урока
 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.      Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой учащихся: какие качества помогут вам хорошо усвоить тему урока?

 

Проверка готовности к уроку.

Ответы учеников: (внимание, сосредоточенность, старание)

 

 

2.      Актуализация знаний (постановка проблемной ситуации)

Повторение материала о гласных звуках и буквах. Сколько букв в русском алфавите? Сколько букв, обозначающих гласные звуки? Сколько гласных звуков? Какой звук называют гласным? Назови гласные, показатели твердости. Назови, гласные, показатели мягкости.

При правильном ответе открываются буквы, но одна буква обозначена вопросительным знаком (р д у ? т и )

Попробуйте составить слово из этих букв.

Постановка проблемной ситуации (в русском алфавите не было этой буквы).

Расскажу я вам сегодня сказ о мудром купце и буковке в ларце.

 Рассказ о купце.

Жил на Руси купец, который любил собирать слова из разных букв. И вот однажды решил он тоже слово собрать из этих букв, да не выходит ничего. Не оказалось в русском алфавите нужной буквы. Задумал купец снарядить корабли и отправиться на поиски нужной буквы в страны далекие, заграничные.

Долго ли коротко длилось его путешествие, объездил много стран и нашел в стране греческой  ларец, а в нем букву заветную.

Только открыть его поможет загадка.

Она на букву С дивится,

Словно в зеркало глядится.

«Сходство есть наверняка,

Только нету языка».

- Какая это буква?

Определите тему и цель урока.

-Какой звук она обозначает?

-Дайте характеристику звуку.

-Какое слово собрал купец?

Слов на букву Э мало, многие пришли в наш язык из других языков, часто их значение нам не понятно. Решить эту проблему нам помогут…

Словарно-орфографическая работа.

Вернулся купец с буквой новой в город Санкт-Петербург, по реке Неве, да в центр города, к главному музею Эрмитажу. А вместе с ним да буквой Э приплыли гости заморские -слова с буквой Э, да люди интересные.

 Встречал путешественников экипаж, на котором гостей повезли с городом знакомиться.

На первом корабле приплыл художник и слова имеющие к нему отношение:этюд, этюдник, эскиз, Эдуард Мане, пейзаж, силуэт

Рассказ о значении слов.

На втором корабле приплыл поэт со словами на эту тему. Знакомство со словами: поэт, поэма, Эдуард Успенский.

На третьем корабле приплыл музыкант со своими словами. Прослушивание этюдов, знакомство со значением слов: этюд, дуэт, Фредерик Шопен

 Алфавит. Прижилась новая буква в алфавите русском, да только важничать стала: «Почти во всех словах моих буква Э стоит первой, значит я первой в алфавите стоять должна!» Рассердились буквы, но не прогнали эгоистку, а в конец строя поставили.

учащихся отвечают на вопросы

 

 

 

 

Составить слово не получается

 

 

Слушают рассказ учителя.

 

 

 

-Отгадывают загадку.

 -Определяют тему и цель урока: звук [э], буква э. учиться писать слова с буквой э.

Дают характеристику звуку [э].

 

ЭРУДИТ

Собирают из букв слово (в толковом словаре находят его значение).

 

Приходят к выводу о сравнительно небольшой частоте употребления буквы Э.

Узнать значение непонятных слов можно:

-в толковом словаре

-в интернете

-спросить у взрослых

 

 

 

 

 

 

Слушают рассказ, знакомятся с новыми словами и  помогают раскрывать значение этих слов.

 

 

 

 

Раскрывают смысл слова «эгоист».

Физкультминутка

3.      Самоопределение к деятельности

Работа в тетради.

Минутка чистописания. Буква Ээ. учитель показывает образец.

Запишите транскрипцию слова пена и поэт.

-Что интересного заметили?

 

- Чему будем еще учиться на уроке?

Учащиеся пишут буквы Э и э в тетради,  по образцу оценивают правильность написания  буквы Ээ.

 

Буквы Е и Э обозначают звук [э].

 

Правильно писать в словах и не путать букву э с буквой е.

4.      Работа по теме урока

Вспомните и назовите слова с буквой Э в начале и в середине. Исследуйте и распределите  слова по двум группам. В первую группу запиши слова с буквой Э в начале слова, во вторую – слова с буквой Э в середине.

 

Какие знакомые орфограммы встретились?

Все слова с буквой Э можно отнести к словам с непроверяемым написанием, т.е. их надо запомнить!

Если ученики не справляются, слова называет учитель или помогает учащимся справиться с заданием.

Исследовательская работа. Работа в тетради.

Учащиеся объясняют значение слова, не называя его, остальные ребята отгадывают слово, анализируют и записывают в нужный столбик.

Называют изученные орфограммы

Заглавная буква в именах собственных (если назовут)

Физкультминутка

5.      Продолжение работы по теме урока

-(Устная фронтальная работа) составь алгоритм написания  предложения или текста.

На что надо обратить внимание, чтобы работа получилась правильно и хорошо?

На каком из кораблей вы бы хотели отправиться в путешествие? Вспомните слова с этого корабля.

 -Составьте и запишите в тетрадь предложение с одним из слов.

-Придумайте и запишите еще одно или два предложения так, чтобы получился текст.

Устно составляют алгоритм, дают рекомендации перед успешным написанием предложений:

- вспомнить слова

- придумать предложение

- записать предложение в тетрадь

Самостоятельно записывают предложение в тетрадь.

 (Работают в парах по желанию).

Учащиеся читают свои предложения.

Записывают еще предложения (работают в парах)

Проверяют.

6.      Рефлексия

Теперь мы готовы отправиться в дальнейшее путешествие, чтобы познакомиться с другими словами, в которых есть новая буква.

Назовите её.

Что интересного узнали о букве?

Паруса нашего корабля не готовы. Понадобится ваша помощь.

Каждый из вас получил изображение буквы Э.

Раскрась букву:

-красным (все понятно на уроке, все получилось)

-зеленым (немного затруднялся с заданиями, не все понял)

-синим (было трудно, не получилось).

Приклей букву на парус.

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы, приводят примеры.

 

 

 

 

Разукрашивают букву и приклеивают на паруса на корабле (на доске).

 

7.      Подведение итогов урока

Продолжи фразу: на уроке я узнал, что…

Домашнее задание – записать несколько новых слов с буквой э в тетрадь, уметь объяснить их значение.

отвечают на вопрос

 

записывают задание на дом.

 
Литература:
1. В.И. Даль «Иллюстративный толковый словарь русского языка», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2012
2. И.Ф. Яценко, Т.Н. Ситникова «Поурочные разработки по русскому языку 2 класс» к УМК «ПЕРСПЕКТИВА», Москва «ВАКО» 2013
3. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина .Учебник «Русский язык 2 класс»