Синицына Ирина Владимировна

учитель-логопед, ГБОУ детский сад № 14 
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительного к школе возраста по теме
«Зимняя сказка»

[Скачать]

Образовательная деятельность в дошкольном учреждении осуществляется по примерной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и парциальной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) под редакцией Н.В.Нищевой.
Конспект непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) по теме «Зимняя сказка» разработан для детей с тяжёлым нарушением речи 2-3 уровня, стёртой дизартрией, с учётом принципа интеграции образовательных областей «Познание», «Речевое развитие». 
Использованы развивающие педагогические технологии: ИКТ (mimio и Power Point), здоровьесберегающие, ТРИЗ, игровые, логоритмика, коммуникативных игр, синтеза искусств. 
Деятельность с детьми проводится в рамках долгосрочного проекта «Зима» с подгруппой детей подготовительной к школе группы (6 лет).
В результате мероприятия с воспитанниками:
  • у детей систематизируются ранее полученные представления о зиме и явлениях природы,
  • совершенствуются умения пользоваться речевыми оборотами, работать в команде сверстников, слушать и слышать речь педагога и детей.
Форма организации детей – подгрупповая.
Методы организации разнообразны и подобраны с учётом индивидуальных и возрастных особенностей:
Словесные – разговоры с детьми о путешествиях, составление и разбор  схем слова, подбор родственных слов, беседа по картине,
Наглядные:  презентация, схемы.
Практические –  выбор предметов, украшение ёлки,  решение логических задач,        выполнение заданий на интерактивной доске.
Цель: продолжать работу по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Зима».
Задачи:
Образовательные задачи: 
  • Закрепление у детей представлений о зиме и её приметах.
  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Зима”
  • Совершенствование грамматического строя речи: образование и употребление относительных и притяжательных прилагательных; изменение имени существительного по падежам и употребление форм единственного и множественного числа существительного; согласование прилагательных с существительными в роде, и числе; образование однокоренных слов от слова СНЕГ.
Коррекционно-развивающие задачи:
  • Развивать зрительное и слуховое внимание и память, чувства ритма.
  • Продолжать работу над длительностью и плавностью речевого дыхания, над координацией речи с движением, над чёткостью дикции, закреплять правильное произношение поставленных звуков.
  • Продолжать развивать операции мышления (анализ, синтез, обобщение), логическое мышление.
  • Совершенствовать навык слогового анализа слов.
  • Развивать связную речь (отрабатывать навык грамматически верно оформленного, логически выстроенного собственного высказывания).
Воспитательные задачи.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитывать эстетические чувства, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование для педагога: проектор, экран, ноутбук компьютерная презентация «Зимняя сказка», аудиозапись музыки П.И.Чайковского.
Оборудование для детей: мяч, ёлочные игрушки, небольшая искусственная ёлочка, корзинка, декорации: ёлочки, деревья, снежинки.
Предварительная работа. Тематические прогулки в парк, наблюдение за зимними изменениями в природе, экскурсия, беседа о признаках зимы. Рассматривание слайдов и открыток, страниц из альбома “Живая природа”, чтение художественной литературы и разучивание стихов о зиме.
Ход мероприятия.
1.Организационный момент 
Логопед: Ребята, какой сегодня замечательный день, у меня очень хорошее настроение и я хочу вам передать частичку этого настроения!
Проводится коммуниктивная игра: «Я вижу мир – мир видит меня» (Чередование открытого жеста и жеста, направленного к себе, - обращение к окружающему миру и внутреннему миру человека).

Я вижу солнце –
Солнце видит меня.
Я вижу звёзды –
Звёзды видят меня.

Я вижу землю –
Земля видит меня
Я вижу друзей –
Друзья видят меня.

  
 
 
2.Основная часть. 
Логопед: Что это за шум и крик? 
(На экране анимированное изображение сороки с конвертом, слышится крик сороки). Логопед подходит  к экрану и поднимает конверт.
- Интересно, от кого это письмо и что в нём написано? (ответы детей)
- А может кто-то из Вас прочитать письмо? (если не смогут - прочитать самой)
 «Дорогие ребята! Баба Яга утащила у меня волшебный посох. От горя я заболел. Помогите!!! Дед Мороз»
- Логопед: Ребята, поможем Деду Морозу?  (На экране изображение вьюги).
- Поднимается ветер, начинается вьюга. Давайте все вместе её утихомирим, иначе нам не помочь Деду Морозу. Сделайте вдох через нос и плавный выдох через рот (губы трубочкой). 
Дети выполняют упражнение «Вьюга».
На экране анимированное изображение бабы Яги, звучит голос: «Теперь посох мой. Полечу к себе в избушку на краю леса…. «
- Логопед: Где же нам искать бабу Ягу? (ответы детей) Отправимся в лес. Я знаю волшебные слова.
Проводится динамическая пауза.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в чудесный дом,

Чудеса увидишь в нём.
Как снежинки покружились
И в лесу мы очутились.

На экране репродукция картины Шишкина. Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь». 
Логопед: Мы попали в сказочный лес. Оглядитесь вокруг (детям даётся время рассмотреть картину в сопровождении музыки П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь») Что вы видите на картине? 
Проводится игра « Я вижу …» 
На экране анимированное изображение бабы Яги, звучит голос: «Зачем Вы пришли в мой лес? (ответы детей). Хорошо, я отдам Вам посох, только, если Вы выполните мои задания».
Логопед: Не боитесь трудностей? Готовы выполнить задания Бабы Яги?
Проводится игра с мячом «Какой? Какая? Какие? Какое?» 
Снег (какой?) – белый, пушистый, холодный, блестящий, мягкий …
Деревья (какие?) – голые, заснеженные, спящие …
Погода (какая?) – морозная, холодная, солнечная …
Солнце (какое?) – яркое, холодное, зимнее…
Логопед: Какие вы молодцы. А здесь ещё какие-то картинки, для чего они здесь? Помогите мне, ребята, разобраться.
 На экране предметные картинки (родственные слова).
 Проводится игра «Собери семейку слов»
- Назовите снег ласково… (снежок)
- Шапки на деревьях, какие? (снежные)
- Сказочная героиня из снега (Снегурочка)
- Кукла из снега… (снеговик)
- У меня в руках хрупкая … (снежинка)
- Лес какой? (заснеженный)
Логопед: Вот и с этим заданием мы справились, а Баба Яга не спешит отдавать нам посох.
На экране изображение заснеженной полянки.
Логопед: Посмотрите, какая полянка, как много снега. Хотите отдохнуть и поиграть? В какие игры со снегом мы можем поиграть? (ответы детей)
Я предлагаю построить снеговика. Проводится логоритмика «Снеговик»

Давай дружок, смелей дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком,
И станет ком снеговиком.

Его улыбка так свела,
Два глаза, шляпа, нос, метла,
Но солнце припечёт слегка,
Увы, и нет снеговика

На экране  изображение бабы Яги, звучит голос: «Вы всё играете, веселитесь и, наверное, забыли, зачем пришли в мой лес!?» (ответы детей).
Логопед: А вот и избушка бабы Яги. Она налепила снежков, да не простых. Она спрятала в них буквы. Кто хочет узнать, какие буквы спрятались в комках? (Дети подходят, дотрагиваются до комочка, он лопается, но буквы - нет)
Логопед: Ну, Баба Яга, ну, обманщица! В этих комочках букв не было. Но я знаю, где их найти. Вы должны помочь мне. Поможете?
Логопед: первая буква находится в правом нижнем углу, вторая в левом верхнем и т.д. Дети дотрагиваются до нужного комочка, он лопается, и появляется буква. 
- Какое слово может получиться из этих букв? (зима)
Дети выполняют буквенный анализ этого слова, выстраивают буквы в нужном порядке.
-А вот эти снежки баба Яга неспроста раскрасила яркими красками. Она предлагает Вам составить схему к слову ЗИМА.
Дети выполняют звуковой анализ этого слова, выстраивают звуки в нужном порядке и перетаскивают разноцветные кружки под соответствующие буквы.
На экране изображение Бабы Яги, звучит голос:  «Жалко мне отдавать посох, но Вы справились со всеми заданиями. Молодцы!» На экране появляется посох.
Логопед: Ребята, давайте отошлём посох Дедушке Морозу. Посох-то  волшебный, сам найдёт дорогу.
Логопед: Как вы думаете, почему баба Яга такая вредная? (ответы детей)
Давайте для Бабы Яги нарядим ёлочку, и она станет немного добрее. Но, где в лесу мы возьмём игрушки? Звучит металлофон за ширмой.
Логопед: То ли сосульки звенят, то ли бубенцы на тройке Деда Мороза. Какое-то волшебство! Давайте мы повторим ритм этой мелодии. 
Проводится упражнение «Прохлопай, как я» Дети повторяют заданный на металлофоне ритмический рисунок хлопками.
Логопед: Да это же Дедушка Мороз на тройке мчится.
На слайде тройка лошадей с Дедом Морозом. Дед Мороз благодарит детей за помощь и оставляет им под ёлочкой подарок.
Логопед: Посмотрите, что привёз Дедушка Мороз (корзинку с ёлочными игрушками).
Проводится игра «Наряди ёлочку».
Дети отбирают игрушки с заданным количеством слогов, вешая игрушку на ёлку, составляют предложение с предлогом.
3. Заключительная часть.
Рефлексия с мотивацией на последующее получение знаний.