Евдошенко Лариса Львовна, 

учитель ГБОУ школы №430
Петродворцового района Санкт-Петербурга

РОСПИСЬ ГЖЕЛЬСКОЙ КЕРАМИКИ

[Скачать материал]

«Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к обществу, природе, поиску Истины»
/Б.М. Неменский/

Урок предшествующий теме "Роспись гжельской керамики": Что такое орнамент?
Орнамент (лат. ornamentum - украшение) - узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.
С помощью орнамента украшалась одежда, предметы быта, жилище. 
Геометрический орнамент может состоять из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. Сложные орнаменты типа меандр, встречаются в искусстве Древней Греции. Их тоже можно отнести к геометрическому орнаменту. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.п. (лотоса, папируса, пальмы и др.). Наиболее часто встречающийся у всех народов мотив «Древо жизни», который может изображаться и как цветущий куст, и более декоративно - обобщенно, является растительным орнаментом.
Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративные изображения птиц и рыб также относятся к этому виду орнамента.
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека.
Нередки в орнаменте сложные комбинации мотивов разных видов, например геометрических и растительных (арабески).
Не всякий узор можно считать орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость таковым не является. По характеру композиции разделяют следующие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетта), орнамент в прямоугольной или квадратной фигуре, сетчатый(существует 17 принципиально разных типов сеток, на которых располагаются элементы орнамента).
Свойства орнамента зависят от назначения. Формы, структуры и материала той вещи, которую он украшает. Орбнамент является частью народного, декоративного и прикладного искусства, он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта, оружия, широко применяется в книжной и прикладной графике, плакате и т.д. орнамент можно писать графическим материалом и написать красками, вышить
и выткать из ниток, вырезать по дереву и вычеканить по металлу. Орнамент может стать вещью, если его сплести в виде кружева (салфетка воротник скатерть), циновки или выковать из металла (светильник, поставец, ограда, ворота). Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углублен.
Орнамент является стилем эпохи, надежным признаком принадлежности произведения, предмета тому или иному времени, стране, нарду (готика, барокко, модерн и др.)
В народном творчестве мотивы орнамента запечатлели фольклорно - поэтическое отношение к миру (солярные знаки: солнечные, знаки земли, воды, огня и др.). с течением времени древние орнаментальные мотивы утратили свой первоначальный смысл, теряли магическое значение, роль оберегов от злых сил, сохраняя декоративную выразительность.
При выполнении орнамента часто прибегают к стилизации. Стилизация - это декоративное обобщение, возможность подчеркнуть особенности формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, детали объекта, а также отказаться от объема.
Рассмотрим выполнение орнамента на примере народного промысла Гжель.
ТЕМА УРОКА : « Роспись гжельской керамики» ( 3 часа)
  
 
Урок№ 1.
История создания и развития гжельской керамики. Слияние помысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм. Единство формы и декора.
Урок № 2.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. Художественные условности, орнаментальность.
практическая работа: выполнение различных упражнений и приемов. Составление орнаментальных полос и композиций. «Я мастер по созданию гжельской керамики»
Урок № 3.
Практическая работа: роспись сосуда по представлению и воображению. Материалы для работы: белая бумага; простой карандаш; ножницы; клей; акварельные краски; большие и маленькие кисти; тычки. 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ : познакомить учащихся с искусством росписи Гжели. Обратить внимание:
•    на значение древних корней народного искусства Гжели.
•    На связь времен в народном искусстве Гжели.
•    На место и роль декоративного искусства Гжели в жизни человека и общества в разные времена.
•    На содержательный смысл художественного декоративного языка и его связи с теми явлениями жизни общества, которыми порождается керамическое искусство Гжели.
•    На связь росписи с его формой.
НАУЧИТЬ:
•    Создавать собственные проекты - импровизации в русле образного языка искусства Гжели (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных и сюжетных мотивов)
•    Отражать в росписи единство формы и декора.
•    Владеть техникой акварельной краски « письмо по мокрому», тенёвка, оживка, применению различных кистевых мазков.
ЗАКРЕПИТЬ:
•    знания, полученные на предыдущем уроке о народных, художественных промыслах.
ПРОЙДЕННЫЙ МАТЕРИАЛ : «Орнамент».
СОДЕРЖАНИЕ: (рассказать)
•    Об истории развития гжельской керамики.
•    О форме и пропорции сосуда,
•    О росписи сосуда,
•    Сделать акцент на то, что форма и пропорции сосуда наилучшим способом выражают назначение самого сосуда, и вся система росписей сосуда наилучшим способом связывается с формой.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД:
•    Методические пособия:
•    Презентация к уроку
•    Фотографии гжельской посуды
•     Подлинные образцы Гжели
-     орнаментальные мотивы росписи
-     сюжетные (растительные) мотивы росписи
-     последовательность выполнения росписи приемы различных мазков
схематическое изображение сосуда с указанием названия всех элементов
-     словарь терминов
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД:
•    Русские народные пословицы и поговорки
•    Стихи о гжельской керамике. Автор Евдошенко Л.Л.
•    Рассказ Паолы Утевской «В гостях у Гребенщиковых»
ТЕАТРАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ:
Инсценировка рассказа П. Утевской «В гостях усемьи Гребенщиковых» (Инсценировка учителем готовится заранее)
 
РАЗРАБОТКА УРОКОВ ПО ТЕМЕ «РОСПИСЬ ГЖЕЛЬСКОЙ КЕРАМИКИ»
УРОК №1: «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГЖЕЛЬСКОЙ КЕРАМИКИ. СЛИЯНИЕ
ПРОМЫСЛА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ.
РАЗНООБРАЗИЕ И СКУЛЬПТУРНОСТЬ ПОСУДНЫХ ФОРМ.
ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА».
Учитель: Сегодня наш разговор пойдет о народных, художественных промыслах.
Мы познакомимся с Гжельской керамикой.
Вопрос: Что называется народными промыслами?
Ответ: Предметы ремесленного производства в старину, все то, что создавалось руками человека.
Вопрос: Почему народные промыслы называют художественными? Ответ: Предметы народного промысла имеют не только утилитарное значение, но и эстетическое: они украшались сами, тем самым украшая жилище (ставни, двери, ворота, мебель, посуда, игрушки, ткацкие изделия и др.). А также роспись предметов быта осуществляло очень важную функцию оберега, т.е. защиты от нечистой силы.
Вопрос: Каким образом можно украшать предмет? Ответ: Путем создания определенной формы и росписи. Учитель: Учитель: Гжельская роспись наносится на посуду, игрушки и другую утварь, выполненную из керамики.
Вопрос: Что такое керамика?
Ответ: Это гончарное ремесло. Материал, который используется для создания изделия - глина. Она очень легко поддается обработке и из нее легко можно вылепить, что угодно. А с открытием обжига, такие изделия стали самыми
необходимыми в быту.
  
 
А теперь послушайте историю развития гжельской керамики (показ презентации):
Слово « гжель» пришло к нам из далекой старины. Тогда целый район с многочисленными деревушками близ города Москвы называли Огжель, Акжель, Жгель, Гжель, вкладывая в название определенный смысл - «жечь», «обжигать».
Там в пламени сосновых, еловых поленьев из знаменитой гжельской глины получалась крепкая, звонкая посуда - знаменитая гжельская керамика. По названию места, где зародился этот промысел, посуду стали называть гжелью.
Первоначально мастера изготавливали простую гончарную посуду и детские игрушки, но портом гончарное ремесло приняло иной, новый характер.
Изделия стали покрывать глазурью, из-за чего они преобразились, приобрели яркость и нарядность (демонстрирую изображение, слайд). Начали изготавливать различные виды посуды: Квасник - декоративный кувшин с кольцевидным
туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырех массивных округлых ножках.
Кумган - высокий кувшин с хоботовидным носиком. Сосуд, наподобие квасника, но без сквозного отверстия в корпусе.
А так же: кувшин, рукомой, кружки, блюда, тарелки и прочее (демонстрирую изображения).
Уже тогда роспись всех изделий имела орнаментальные и сюжетные мотивы, и расписывались они зеленой, желтой и синей, фиолетово - коричневой красками по белому фону. В те времена умели делать посуду только из красной глины, а чтобы она была белой, ее покрывали эмалью и окрашивали. Такой вид керамических изделий называется майоликой. Гжельская майолика существует и сейчас.
Мелкая декоративная пластика выполнялась как в связи с изготовлением посуды, так и отдельно. Эта техника ведет свое начало с древнейших времен, когда еще не было гончарного круга, когда все работы делались вручную. Помимо посуды изготавливались лепные фигурки животных, птиц, людей.
С давних времен существовало поверье, если предмет украсить резьбой, росписью, другими способами, значит вдохнуть в него жизнь, оживить его, чтобы он мог приносить благо человеку.
Коль посуда хороша,
Будет рада ей душа!
Раз красива чаша,
То в ней вкусней и каша!
Если квасник всем пригож,
Будет в нем квасок хорош!
Коль масленочка красива,
Масло в ней хранить так мило!
Ну, а чудо - самовар
В себе хранит целебный дар!
Основателем первой в России майоликовской фабрики в Москве во второй половине 18 века был купец Афанасий Кириллович Гребеншиков, у которого было три сына - Петр, Андрей, Иван.
Давайте посмотрим, как в ту пору развивались события в этой семье?
(Инсценировка рассказа Паолы Утевской « В гостях у семьи Гребенщиковых»)
СЦЕНАРИЙ:
(Звучат русские народные песни, появляется Афанасий с сыновьями)
Афанасий:   Глина - товар дешевый, а хорошая посуда из глины,
на пример фаянцевая, ее больше из чужих стран привозят, -дорогой товар! А о порцелине (фарфоре) и говорить нечего, чуть не на вес золота продается. Выгодное, сыновья, это дело!
Петр:            Где же нам, батюшка, взять такую глину, чтобы из нее
хорошая посуда получилась?
Андрей:       Аль такое место знаете?
Афанасий:   Не знал бы, не говорил. Недалеко от Москвы, в Гжельском уезде, есть знаменитые белые глины. Одна, что суше называется «песчанкой», другая - «мыловкой». Сказывали мне люди, что из этих глин особенный кирпич делают, даже для печей в царском дворце. И посуда из нее получается очень даже не плохая. Простая, конечно.
Иван:           А мы, батюшка, попробуем лучше сделать!
Ведущий:    Прошло немного времени и построили Гребенщиковы в Москве небольшой заводик. Стали выпускать сначала майолику, а затем и на фаянс перешли, т.е. бело-голубую гжель.
Петр:            Хороша посуда из белой глины! Обожжешь ее в печи, а затем
по белой обожженной глине распишешь кобальтовой краской черного цвета, а сверху поливой польешь.
Андрей:       При обжиге кобальт становится пронзительно-синим, а
прозрачная полива приобретает блеск. Эта посуда просто завораживает сочетанием белого и синего.
Афанасий:   Молодцы, сыновья! Хорошую посуду научились делать! Смотрю, новые образцы узора придумали!
Иван:          Эх! Всем хороша посуда! Один недостаток - тяжеловата!
Стенки толстые.
Афанасий: Ну что поделаешь - фаянс. Однако люди покупают эту посуду охотно и не малые деньги за нее платят.
Иван:          Так-то оно так! А вот только мечтаю я, батюшка, научиться
делать порцелин. Хочется мне разгадать тайну китайского и саксонского фарфора.
Афанасий: Да брось ты, Ванюша, блажить. Сам видишь, порцелин не нашего ума дело!
Ведущий:   Но не мог Иван отказаться от своей мечты. Как сказочную жар-птицу искал он разгадку китайского и саксонского секретов. И вот в 1747 году из богатейших гжельских глин ему удалось создать образец посуды, которая была признанна фарфоровой.
Учитель: Итак, в конце 18 - начале 19 в.в. Гжель перешла на производство фаянса и полуфарфора, а потом и фарфора. В Гжели появились заводы и фабрики, изготавливающие посуду, там было сосредоточено почти половина всех фарфорово-фоянсовых предприятий России. Поэтому Гжель считается центром народной керамики. А отличить изделия гжельских мастеров не сложно: в них по-прежнему разливается синь-синева; словно небеса, синяя гладь рек и озер сошла на белизну посуды.
С чем сравнить тебя, роспись гжельская? Может с синью прозрачных небес, С соловьиною песней сердечною, Иль со сказкой, где много чудес.
С глубиною бездонного озера, С тихим, нежным журчаньем ручья, С колокольными перезвонами, Иль со свистом стального меча.
Ну, а может зима-красавица Одарила тебя белизной, По которой мороз размашисто Расписался вдруг синевой.
С чем сравнить тебя, роспись нежная? Ты как песнь, что поет нам Лель, Как Россия, такая ж безбрежная Белоснежно-синяя Гжель!
Учитель: Оказывается у народных промыслов. Как и у людей бывают суровые времена. В конце 19 века тяжелый экономический кризис постиг Гжель и традиции старых мастеров были утрачены. И лишь к середине 20 века искусство Гжели было возрождено. И сейчас этот прекрасный старинный промысел не забыт. Он продолжает жить, развиваться и радовать всех своей красотой.
Есть в России чудо-посуда!
Коль не веришь, возьми и проверь!
Покорит тебя красотою
Белоснежно-синяя гжелъ!
Учитель: Ну, а коль речь идет о красивой посуде, то мы обязательно должны обратить внимание на форму, пропорции и роспись. Давайте вместе подумаем: какие задачи стояли перед мастерами до того, как они приступали к работе над изделием. Посуда должна быть удобной в обращении? Должна.
Поэтому в первую очередь мастер учитывал практическое значение посуды. Разные части каждого изделия имеют свое функциональное значение. Давайте в качестве примера рассмотрим кувшин.
1  - тулово: самая большая и объёмная часть сосуда (размер его должен быть    таким, чтобы кувшин можно было поднять одной рукой).
2 - ручка (должна выдерживать тяжесть наполненного сосуда и, одновременно, быть лёгкой и удобной в обращении).
3 - шея. (выполнялась достаточно высокой, иначе было бы не удобно пользоваться ручкой). 4-носик (должен быть ясно очерченным по форме). 5- поддон (должен быть устойчивым)
 
Учитель:
Вопрос: Скажите, что напоминают вам эти названия?
Ответ: Названия частей человеческого тела.
Учитель: Действительно, сосуды косвенно отождествлялись гончарами с живой природой и с человеком. Художник стремился найти такую форму и пропорции, которые бы наилучшим способом выражали назначения сосуда, и затем он украшал изделие кистевой росписью.
Мы тоже будем с вами расписывать посуду, но позже. Сначала каждый из вас попробует нарисовать свой сосуд: кувшин, молочник, квасник, кумган, чашку, чайник, бокал, супницу и т. п. Будет очень здорово, если вы украсите изделия
лепными украшениями так, как это сделала я (демонстрирую наглядное пособие сосуда с лепными украшеньями), это могут быть фигурки птиц, животных или людей.
Работу необходимо выполнять красиво и аккуратно: сначала тонкими карандашными линиями рисуете сосуд, потом прорисовываете лепные украшения и затем, обведя изображение четкой линией, начинайте вырезать его ножницами. Закончив работу, не забудьте ее подписать и сдать.
(работы вывешиваются на доске)
Посмотрите, какое разнообразие посудных форм получилось! Все это необходимо украсить росписью. Для этого нужно разучить некоторые приемы работы акварельными красками. Этим мы с вами займемся на следующем уроке. Для этого вам понадобятся акварельные краски, альбомы, кисти № 1,3,5.
(Выставляю оценки за урок)
Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.
УРОК № 2: «ОСОБЕННОСТИ ГЖЕЛЬСКОЙ РОСПИСИ»
На прошлом уроке мы с вами познакомились народным, художественным промыслом - Гжель. Я рассказала вам об истории развития промысла и мы подробно разобрали тему « Форма и пропорции сосуда». Давайте еще раз посмотрим на гжельскую керамику».
(Звучит музыка. Отрывки из 1 и 2 концертов Рахманинова, демонстрируются слайды.)
     
 
Учитель
Вопрос: Как вы думаете, а что еще кроме формы может придать изделию художественный вид? Ответ: Роспись.
Вопрос: А какова общая функция формы и росписи? Ответ: Они придают изделию художественный вид.
Учитель: Правильно. Кроме того, форма и пропорции подчеркивают назначение изделия, а роспись подчеркивает форму. И сегодня мы более подробно остановимся на теме « Особенности гжельской росписи». Начнем со цвета. Вопрос: Как выглядит палитра гжельской керамики? Ответ: В ней всего три цвета белый, голубой и синий. Учитель: Именно эти цвета изображены на таблице: белый цвет, различные оттенки голубого и синего. А в нижней части таблицы вы видите растяжку цветов (плавный переход от белого к синему цвету). Поэтому нам для работы понадобятся две краски: голубая и синяя, или можно обойтись только синей краской (разводя синюю краску водой, можно получить различные оттенки голубого и синего).
Обратите внимание на элементы росписи. Они имеют природную форму - это цветы, листья, птицы и т.д. Кроме того, в росписи имеются орнаментальные полосы, сетки, линии, завитки и т.п.
Тонкие линии вы будите выполнять кистью № 1, средние кистью № 3, а толстые - кистью № 5. Точки делают при помощи тычков. Приступим к упражнениям.
ЗАДАНИЕ № 1: На отдельном листе бумаги получить различные оттенки голубого и синего цветов.
ЗАДАНИЕ № 2: Упражнение с элементом «капелька». Мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Внешне он похож на дождевую капельку. С помощью него изображают листочки, веточки, лепестки многих цветов. Попробуйте при
помощи «капельки» нарисовать цветок, веточку.
ЗАДАНИЕ № 3: Упражнение «мазок с тенью». Это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета.
Очень важным для такого мазка является правильное распределение краски по кисти - с краю ее должно быть больше, а к середине меньше Для такого мазка необходимо набирать краску на одну сторону кисти. С помощью такого мазка рисуют цветы, листья, деревья, птиц и т.д.
ЗАДАНИЕ № 4: Рисование линий и орнаментальных полос.
ЗАДАНИЕ № 5: Составление композиции.
ЗАДАНИЕ № 6: Рисование птицы.
Учитель: Сегодня вы выполнили ряд упражнений, которые помогут вам на следующем уроке правильно и красиво расписать гжельскую посуду.
(Выставляю оценки)
Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.
УРОК №3: «Я МАСТЕР ПО СОЗДАНИЮ ГЖЕЛЬСКОЙ КЕРАМИКИ»
Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с росписью Гжели. Сегодня вы будите украшать росписью посуду, выполненную на первом уроке. Напомню вам, что форма и роспись должны быть связаны между собой, т.е. роспись обязательно подчеркивает и дополняет форму посуды. Посуда - это объемная форма и выглядеть красиво она должна со всех сторон. Рассмотрим роспись на примере кувшина.
Вопрос: Как вы думаете, какая сторона кувшина считается главной? Ответ: Передняя часть тулова под носиком.
Учитель: Здесь будет располагаться наиболее значительная по содержанию и по размеру роспись. Слева и справа от центра будут располагаться боковые изображения, менее значительные. Они заканчиваются по обеим сторонам ручки. Иногда под самой ручкой помещается еще одно малозначительное изображение, которое служит звеном, связывающим оба конца росписи в один целый орнаментальный круг. Носик кувшина расписывают так, чтобы подчеркнуть его самостоятельное положение по отношению к сосуду. Он украшается особым орнаментом. Отличным от того, которым украшены тулово и шея. Этот орнамент обычно бывает сделан в виде сетки или цветка. Выполненного широкими мазками, хорошо оттеняющими форму носика. С обеих сторон шеи, между носиком и ручкой помещаются орнаментальные изображения. Ручка украшается простыми полосками или выделяется однотонной краской. Теперь посмотрите схемы росписи других
сосудов.
А теперь приступим к практической работе. Вам необходимо выполнить роспись собственной посуды.
ХОД ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
(Звучит музыка Скрябина «Прелюдии».)
1.   Учащимся выдаются сосуды, выполненные ими на 1-ом уроке.
2.   Учащиеся выполняют роспись сосудов.
3.   Работы учащихся вывешиваются на доске.
Учитель: Давайте посмотрим на доску! Какое великолепие посудных форм! Какая красивая роспись! Получился целый ансамбль нарядной посуды, который можно назвать сервизом, так как хорошо заметна схожесть форм и росписи.
Перед вами прекрасный сервиз Белоснежной гжельской посуды. Посмотрите хоть вверх, хоть вниз-Разливается синь повсюду!
Мы закончили изучение темы «Роспись гжельской керамики». Надеюсь, что эта тема вам понравилась и теперь из всего разнообразия посуды, какое вы можете увидеть в магазинах, вы сможете отличить керамику Гжели от любой другой. Урок окончен. Благодарю вас за работу. До свидания.
Список использованной литературы:
1.   Н.А. Якимчук « Искусство Гжели». Издательство «Советская Россия».1985 г.
2.   «Художественные промыслы Подмосковья». Издательство «Московский рабочий». 1982 г.
3.   Н. Суяринова «Синие цветы Гжели». Издательство «Малыш» Москва. 1986 г.
4.   Ю.Г. Дрожин «Сказочная Гжель». Издательство « Мозаика-Синтез» Москва. 2002 г.
5.   Н.А. Горяева, О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Издательство «Просвещение». 2001 г.
6.   П. Утевская «История фарфоровой чашки». Издательство «Радуга». 1990г.
7.   СВ. Гамелкин, М.Г. Капитан «Гжель и гжельцы. На родине русского фарфора». Издательство «Московский рабочий», Москва. 1969 г.
8.   Л. Азарова «Гжель». Издательство «Изобразительное искусство. Москва. 1986 г.
9.   Т.Я. Шпикалова «Народное искусство на уроках декоративного рисования». Издательство «Просвещение». Москва. 1979 г.
10. Журнал «Юный художник», статья «Первый русский фарфор».Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия».Москва.1986 г. №6.
11. Е.В. Сиплина, А.И. Сиплин «Введение в историю. Книга для учителя».Издательский дом «Дрофа». Москва. 2001 г.
12. Ботякова О.Л., Голякова Л.Ф., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. «Российский этнографический музей - детям».
13. О.С. Попова, Н.И. Каплан « Русские художественные промыслы», издательство «Народный университет» 1984г. Факультет литературы и искусства « Знание»
14. «Большая Советская энциклопедия» в 30 томах. Москва, « Советская энциклопедия» 1971г.