- Подробности
- Просмотров: 2918
Жейдс Светлана Бернардовна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей № 419
Петродворцовый район Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока по теме:
«Правописание производных предлогов»
[Скачать]
Цели деятельности учителя |
Создание условий для «открытия» учащимися правила «Правописание предлогов» |
Цели деятельности учащихся |
Образовательные: · Систематизация знаний по теме «Предлог». · Усвоение основных правил правописания производных предлогов. · Умение отличать предлоги от омонимичных самостоятельных частей речи. · Продолжение работы по формированию речевой компетенции в употреблении предлогов в речи. Развивающие:
Воспитывающие: формирование орфографической зоркости и внимательности в работе над различными (в том числе тестовыми) заданиями
|
Тип урока |
Урок «открытия» нового знания |
Планируемые |
Предметные(объем освоения компетенций и уровень владения ими): знание понятия орфограмма-пробел, условий появления орфограммы «слитное, раздельное и дефисное написание предлогов)»; умение составлять алгоритм правописания, находить изученную орфограмму в предложениях и словосочетаниях, правильно писать слова с изученной орфограммой. Метапредметные: а) познавательный: самостоятельное формирование познавательной цели; осуществление анализа слов с выделением существенных признаков; в соответствии с вопросом построение ответов в устной и письменной форме; б) регулятивный: умение принимать и сохранять учебную задачу; оценивать самостоятельно, а также совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий; в) коммуникативный: участие в коллективном обсуждении проблемы; г) личностные: интерес к учебной деятельности и учебному материалу, положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры человека, уважение к различным мнениям одноклассников |
Основные понятия |
Орфограмма-буква; орфограмма-пробел; способ образования слов путём перехода слова из одной части речи в другую; непроизводные и производные предлоги. |
Этапы урока |
Цель этапа. |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Контроль результатов учебной деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Самоопределение к учебной деятельности |
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Вступительное слово. -Доброе утро! Мне приятно видеть вас бодрыми. Проверьте, всё.ли приготовлено к уроку. Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы продолжим изучение темы: «Предлог», а вот чем конкретно займёмся, выясним, выполняя задания Итак, задание первое |
Слушают учителя, участвуют |
Фронтальная |
Личностные:положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные:осознают познавательную задачу. Регулятивные:планируют (совместно с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия.
|
|
2.Актуализация знаний |
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий (вспомнить способы образования глаголов). Тест. Слайд № 2.
Слайд №3 |
Выбрать правильный вариант ответа. 1. Какое слово употреблено с предлогом? 1) (во) шёл 2) (во) двор 3) (во) прос 2. С какими частями речи употребляются предлоги? 1) с глаголами, причастиями 2) с существительными, местоимениями, числительными 3) с наречиями, деепричастиями 3. Какими членами предложения являются предлоги? 1) обстоятельство; 2) дополнение; 3) не являются членами предложения. 4. Укажите сочетание существительного с предлогом с временным значением: 1) приехать через месяц; 2) промокнуть из-за дождя; 3) появиться около дома. 5. В каком ряду все предлоги производные: 1) из-за, под, над, с, в, от 2) в течение, в продолжение, согласно, вокруг 3) из, вследствие, наподобие, из-под 6. Укажите, в каком сочетании употребляется предлог на: 1) работать … фабрике; 2) работать … больнице; 3) поступить … институт;
Ключ: 2; 2; 1; 2;1. Б е с е д а: Какие сведения о предлогах были представлены в задании? Кто допустил ошибки? Какова причина ошибки? - Для дальнейшей работы мне понадобятся два помощника. Двое учеников работают у доски, остальные записывают слова в тетрадь. Задание: записать сочетания слов, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, в 2 столбика. (В)следстви(е,и) по делу , (в)следстви(е,и)болезни;(на)счёт в банке, узнать (на)счёт поездки; (на) встречу с другом, (на)встречу другу; (не)смотря на прохожих, (не)смотря на плохую погоду; (в)виду большой занятости, иметь (в)виду |
Выполняют тесты, проверяют ответы друг у друга; отвечают на вопросы учителя; в ходе беседы объясняют причины ошибок и исправляют их
|
Фронтальная, работа в парах; индивидуальная |
Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные:выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют логические операции. Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают вопросы других и отвечают на них, формулируют собственные высказывания и обосновывают свою точку зрения |
Взаимопроверка (Слайд №3). Проверь себя. 1. б, г . 2. а, г. 3. в. Устные ответы.
|
3. Постановка учебной задачи
|
Выявление места и причины затруднения |
-Каким было задание? -Проверим. Сравните два столбика (у себя, у соседа по парте, у ребят, которые работали у доски) - Задание было у всех одно? (Да) -А как вы его выполнили? (Неодинаково) - Чтобы выяснить, почему у вас получились разные ответы, посмотрим, слова какой части речи вы написали? (предлоги) - Какие именно? (Производные) - Все записанные предлоги производные. Тогда почему вы написали их по-разному? Чего вы ещё не знаете? Какого правила не знаете? (Как пишутся производные предлоги) - Сформулируйте тему урока. (Правописание производных предлогов) |
Совместно с учителем и одноклассниками делают вывод о том, что не знают, когда произвольные предлоги пишутся слитно, а когда раздельно. Формулируют тему урока: «Правописание производных предлогов» |
Групповая, индивидуальная. |
Личностные:имеют желание осознавать свои затруднения и стремиться к их преодолению; проявляют способность к оценке собственных действий. Познавательные:устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные:осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
Вопросы для уточнения информации. Запись темы в тетрадь |
|
Физкультминутка |
- Встать, потянуться - Медленные наклоны головы к левому, затем к правому плечу; повороты влево-вправо; наклонить голову вперёд, прижать к груди, поворачивать медленно в сторону левого, затем правого плеча - Встать прямо. Поднять плечи вверх, отвести назад, опустить. Получили прямую осанку - Оторвать пятки от пола на 1 см, резко опуститься на всю ступню (10 раз) (Восстанавливаем кровообращение в нижних конечностях) - Садимся. Продолжаем работу |
Выполняют элементарные физические упражнения |
Фронтальная |
Личностные: проявляют заботу о своем физическом |
Выполнение упражнений |
4. «Открытие» учащимися нового знания (поиск решения учебной проблемы) |
Построение учащимися нового способа действий и формирование способности к его выполнению. Работа с учебником теории. |
П о д в о д я щ и й д и а л о г: - Как же нам выяснить, кто прав? - Как отличить предлог от самостоятельной части речи? - Когда нужно писать предлоги раздельно, а когда слитно? - Итак, какие есть идеи? (Побуждение к построению гипотез) З а д а н и е: Попробуйте заменить производные предлоги непроизводными. Понаблюдайте, в каких сочетаниях это возможно сделать? (Слайд №4). Работа в парах По ходу выступления учащихся учитель создаёт на доске опорный конспект. Получается таблица, (Слайды 5,6). Проговаривается алгоритм правописания предлогов, который появляется на слайде №7 |
Выдвигают гипотезы, выполняют задание в мини-группах (по 4 человека) |
Фронтальная, групповая |
Личностные:осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные:планируют необходимые действия, мыслительные операции
|
Запись гипотез на доске, презентация работ групп |
|
|
- Проверили гипотезы. Чьё мнение оказалось верным? - На что нужно обратить внимание при выборе написания? -Сформулируйте новое правило:«Правописание производных предлогов». -Давайте сверим это правило с правилом, которое дано в учебнике. Проверим предположения. Читаем правило. А теперь вернёмся к первому заданию, в котором были допущены ошибки. Исправляем ошибки по таблице (схеме), которую составили сами. Таблица (схема) расположена на доске и на слайде. (Слайд №6).
|
Формулируют правило |
|
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Заполнение таблицы, добавление в неё исключений |
5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов действий. Учебник практики, упр. 329,330 |
Организует и сопровождает деятельность учащихся. Упр.329, 330 |
Выполняют упражнение по цепочке, проговаривая алгоритм выбора написания |
фронтальная |
Личностные:желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные:читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят Регулятивные:контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности действий |
Выполнение упр. по цепочке |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. (Проверить на основе сопоставления с образцом своё умение применять новое учебное содержание (правописание производных предлогов)
|
Задание: -Кто выполнил задание, может проверить свою работу у доски (с обратной стороны доски) или у компьютера. - Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. -Кто допустил одну, две, три ошибки? В каких словах? Почему?
|
Выполняют задание |
Индивидуальная |
Личностные:имеют желание осваивать новые виды деятельности. Познавательные:осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные:адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Самопроверка по эталону |
7. Включение в систему знаний и повторение |
включение «открытия» в систему знаний и закрепление ранее изученного |
Работа с сигнальными карточками. Поднимаем вверх карточку со знаком «+» , что означает слитное написание, знак «-» - раздельное. Работал (в)течение недели - Неурожай (в)следствие засухи + (В)последствии понял + Птица (в)роде воробья + Фигура (в)роде куба + Сдал (в)продолжение часа - Дом (на)подобие лабиринта + Сказал (в)заключение - (В)связи с переездом - (Не)смотря на гром + (Не)взирая на снег + Узнал (на)счет работы + Перевел деньги (на)счет - Оказался (в)течении реки - (В)виду опасности + Иметь (в)виду - (В)следствии по делу - Ответил (в)место тебя + (В)место укромное - (На)перекор судьбе + |
Выполняют работу |
Индивидуальная (часть учеников получают карточки с заданиями) |
Познавательные:приобретают умения использовать приобретенные знания в практической деятельности. Регулятивные:исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения Личностные:приобретают мотивацию к процессу образования.
|
|
8. Рефлексия учебной деятельности |
Обобщение |
- Что нового узнали на уроке? - Чему научились на уроке? - Какие предлоги пишутся слитно, а какие раздельно? - Как отличить производные предлоги от омонимичных самостоятельных частей речи? - Каковы результаты? Что показалось интересным? Что трудным? - Что нужно сделать ещё? |
Отвечают на вопросы; определяют уровень приобретенных знаний. Ещё раз проговаривают правило (слайд №6). Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные:устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков Регулятивные:оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Оценивание учащихся за работу |
9.Домашнее задание |
|
Параграф 147, выучить правило; составить 6 предложений или словосочетаний с изученной орфограммой (правописание производных предлогов) или выполнить упр. 323(Слайд № 13).
|
Выполняют домашнюю работу |
Индивидуальная |
Познавательные:приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные:выбирают вид работы в соответствии с собственными желаниями и возможностями (я хочу/я могу) Личностные:приобретают мотивацию к процессу образования.
|
Проверка д/з в классе на следующем уроке и учителем |