- Подробности
- Просмотров: 2511
Ульянова Марина Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ № 436 Петродворцового района
План-конспект урока по учебнику «Основы православной культуры», автор: А.В. Кураев
тема: «Православный храм»
(технологическая карта изучения темы)
- Дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
- Познакомить с внутренним устройством храма и правилами поведения в нём.
- Учить уважительному отношению к православной культуре, её правилам и нормам.
- Основные: учебник А.В. Кураева «Основы православной культуры», тема «Православный храм»;
- Дополнительные: презентация для иллюстрации и поддержки материала.
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся.
|
Сегодня урок я начну с загадки. На горе стоит свеча, В ней молитва горяча. (Это храм, церковь). |
Настраиваются на работу. Отгадывают загадку, объясняя ответ.
|
II этап. Актуализация знаний. Цель – определять понятие Православный. Храм. Отличать Православный Храм от других зданий
|
Храмы - Храм или церковь - всегда были центром жизни русского человека. Не зря такие красивые загадки про них придуманы. Настолько храм был важен в жизни человека, что от того, есть в месте, где живут люди, церковь или нет, зависело название, статус поселения. Если есть храм, то это село, если нет - деревня, независимо от размеров и количества домов. Почему же храм так важен, если помолиться, обратиться к Богу человек может в любом месте? (В храме служится литургия, происходит преосвящение Святых Даров и люди причащаются). Найди православный храм Каким образом храм отличается от всех остальных зданий? |
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его |
III этап. Изучение нового материала.
Цель – познакомить учащихся с внешним и внутренним строением православных храмов
. |
Постановка проблемы. Открытие нового: - Ответ на вопрос учителя: «Знаете ли вы, как устроен Православный Храм?» Рассказ учителя. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому на кресте Иисусу. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном. Рассмотрите строение храма. Какие слова непонятны? Найти их значение по словарю или в учебнике. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому на кресте Иисусу. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном. Организует работу по группам: прочитать текст и ответить на один из вопросов учебника. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (пламя свечи, маковка-форма луковицы). Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Маленький храм, остров из прошлого В суетном мире пристанище Божие. Солнечный луч, пробивающий тучи, Путь золотой попирающий кручи. Зайди в Божий храм – тут сердечный покой, Постой у икон и душу омой. Да, встреча человека с Богом свершилась две тысячи лет назад, когда Бог воплотился в человеке, и на земле родился Иисус Христос, который принес в мир откровение о спасении человека. А чтобы спасительные истины о том, как соединиться с Богом сохранились неискаженными и проповедовались всему миру, Господь Иисус Христос основал Свою Церковь. Церковь Христова – это общество людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним. Церквáми также называют и места собраний верующих – храмы. Церковь Христову сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов. И храмы православные христиане чаще всего строят в форме кораблей. Посмотрите на этот храм – вот и мачта-колокольня, вот наполненные ветром паруса-купола. И на фоне плывущих облаков, кажется, что это сам храм плывет в небесах. Учитель контролирует чтение учащихся, слушает определение понятий, расширяет информацию о прочитанных понятиях.
Физминутка для глаз под музыку
Давайте вспомним с вами, что такое религия? А какая цель у религии?
Как вы считаете, встреча человека с Богом уже состоялась? Если да, то когда и как? Храм – корабль, плывущий к Богу.
Внешнее и внутреннее устройство храма Виртуальная экскурсия |
Отвечают на вопрос учителя, обсуждают проблемные вопросы, высказывают свое мнение, аргументируют его.
2.Работа с новыми словами. Поиск значения слов.
3. Работа по учебнику в группах. Учащиеся читают текст о храмах, находят ответ на полученный вопрос, сопоставляют текст и рисунок храма. Отвечают по заданию с использованием рисунка храма.
Отвечают на вопросы, объясняют значение религии и храма в жизни человека.
Выполняют гимнастику для глаз. |
IV этап. Закрепление изученного. Цель – закрепить знания об устройстве Православного Храма. Обогащать словарный запас учащихся. . |
Организует работу с учащимися. Викторина «Узнай, что изображено» Церковный этикет. В разных местах человек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д. Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет.
|
Отвечают на вопросы викторины
формулируют правила поведения в храме.
|
V. Итог урока. Домашнее задание. |
- Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась: Мне понравилось… Мне запомнилось… Я узнал… Мне бы хотелось… Домашнее задание. Выбери своё задание. 1.Подобрать свои пословицы, поговорки, загадки о храмах и колокольном звоне, колоколах. 2. Нарисуй свой храм, который вы бы хотели построить, если бы были архитектором. 3. Подготовить сообщение о храме. |
Подводят итоги своей работы и работы группы на уроке.
Записывают домашнее задание по выбору. |
VI. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. |
Учитель предлагает просмотреть виды храмов и поделиться впечатлениями.
|
Дети слушают музыку и просматривают слайды храмов.
|