Ульянова Марина Владимировна,

учитель начальных классов ГБОУ № 436 Петродворцового района 

План-конспект урока по учебнику «Основы православной культуры», автор: А.В. Кураев

тема: «Православный храм»
(технологическая карта изучения темы)

 
Цель урока:
  • Дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
  • Познакомить с внутренним устройством храма и правилами поведения в нём.
  • Учить уважительному отношению к православной культуре, её правилам и нормам. 
Основные понятия:
Храм, священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные записки, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.
 
Межпредметные связи:
Основы православной культуры, литературное чтение, изобразительное искусство
 
Ресурсы:
  • Основные: учебник А.В. Кураева «Основы православной культуры», тема «Православный храм»;
  • Дополнительные: презентация для иллюстрации и поддержки материала.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Планируемые результаты:
Личностные - развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности, контролировать свое поведение на уроке;
Познавательные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; развивать навык продуктивного чтения; поиск и выделение необходимой информации при первичном знакомстве с иллюстрациями;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую, пересказ небольшого текста; делать выводы, 
Регулятивные - оценивать качество и уровень выполнения задания, высказывания; развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом; сличение результатов  с эталоном;
Коммуникативные  - развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме; владение диалогической формой общения, высказывать свои предположения (версии); 
 

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

 

 

Сегодня урок я начну с загадки.

На горе стоит свеча,

В ней молитва горяча.

(Это храм, церковь).

Настраиваются на работу.

Отгадывают загадку, объясняя ответ.

 

 

II этап. Актуализация знаний.

Цель – определять понятие Православный. Храм. Отличать Православный Храм от других зданий

 

Храмы

- Храм или церковь - всегда были центром жизни русского человека. Не зря такие красивые загадки про них придуманы. Настолько храм был важен в жизни человека, что от того, есть в месте, где живут люди, церковь или нет, зависело название, статус поселения. Если есть храм, то это село, если нет - деревня, независимо от размеров и количества домов. Почему же храм так важен, если помолиться, обратиться к Богу человек может в любом месте? (В храме служится литургия, происходит преосвящение Святых Даров и люди причащаются).

Найди православный храм

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его

III этап. Изучение нового материала.

 

Цель – познакомить учащихся с внешним и внутренним строением православных храмов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Постановка проблемы. Открытие нового:

- Ответ на вопрос учителя: «Знаете ли вы, как устроен Православный Храм?»

Рассказ учителя.

Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому  на кресте Иисусу. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Рассмотрите строение храма.

Какие слова непонятны? Найти их значение по словарю или в учебнике.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому  на кресте Иисусу. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Организует работу по группам: прочитать текст и ответить на один из вопросов учебника.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (пламя свечи, маковка-форма луковицы). Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа.

Маленький храм, остров из прошлого

В суетном мире пристанище Божие.

Солнечный луч, пробивающий тучи,

Путь золотой попирающий кручи.

Зайди в Божий храм – тут сердечный покой,

Постой у икон и душу омой.

Да, встреча человека с Богом свершилась две тысячи лет назад, когда Бог воплотился в человеке, и на земле родился Иисус Христос, который принес в мир откровение о спасении человека. А чтобы спасительные истины о том, как соединиться с Богом сохранились неискаженными и проповедовались всему миру, Господь Иисус Христос основал Свою Церковь. Церковь Христова – это общество людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним. Церквáми также называют и места собраний верующих – храмы.

Церковь Христову сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов. И храмы православные христиане чаще всего строят в форме кораблей. Посмотрите на этот храм – вот и мачта-колокольня, вот наполненные ветром паруса-купола. И на фоне плывущих облаков, кажется, что это сам храм плывет в небесах.

Учитель контролирует чтение учащихся, слушает определение понятий, расширяет информацию о прочитанных понятиях.

 

Физминутка для глаз под музыку

 

Давайте вспомним с вами, что такое религия?

А какая цель у религии?

 

Как вы считаете, встреча человека с Богом уже состоялась? Если да, то когда и как?

Храм – корабль, плывущий к Богу.

 

Внешнее и внутреннее устройство храма

Виртуальная экскурсия

Отвечают на вопрос учителя, обсуждают проблемные вопросы, высказывают свое мнение, аргументируют его.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Работа с новыми словами.

Поиск значения слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Работа по учебнику в группах.

Учащиеся читают текст о храмах, находят ответ на полученный вопрос, сопоставляют текст и рисунок храма.

Отвечают по заданию с использованием рисунка храма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, объясняют значение религии и храма в жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют гимнастику для глаз.

IV этап. Закрепление изученного.

Цель – закрепить знания об устройстве  Православного Храма. Обогащать словарный запас учащихся.

.

Организует работу с учащимися.

Викторина «Узнай, что изображено»

Церковный этикет.         

В разных местах человек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д.

Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие?

В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет.

 

 

Отвечают на вопросы викторины

 

 

 

 

 

 

формулируют правила поведения в храме.

 

V. Итог урока.

Домашнее задание.

- Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась:

Мне понравилось…

Мне запомнилось…

Я узнал…

Мне бы хотелось…

Домашнее задание.

Выбери своё задание.

1.Подобрать свои пословицы, поговорки, загадки о храмах и колокольном звоне, колоколах.

2. Нарисуй свой храм, который вы бы хотели построить, если бы были архитектором.

3. Подготовить сообщение о храме.

Подводят итоги своей работы и работы группы на уроке.

 

 

 

 

Записывают домашнее задание по выбору.

VI. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

  Учитель предлагает просмотреть виды храмов и поделиться впечатлениями.

 

 Дети слушают музыку и просматривают слайды храмов.

 

 
Список литературы:
 
1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022138-2
2. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: книга для родителей / А. Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.: ил. - ISBN 978-5-09-024076-5.
3. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил.
4. Библия
5. Методическое обеспечение экспериментальных уроков  по Основам православной культуры для 4-5 классов, урок 14 - http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/14 .
 
Интернет ресурсы: 
Светочъ. Основы православной веры в презентациях http://svetoch-opk.ru, http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php#category46 
 
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Методические разработки Основы православной культуры. Православный храм